Переключение передач в ручном режиме имеет функцию под названием Типтроник, используется она в автоматической коробке. Основная роль Типтроника – контроль параметров автомобиля при разнообразных нестандартных условиях, например, при ускорении, торможении, при работе пониженной передачи или на резких поворотах. Такого не найдется в стандартной АКПП.

Изначально основной функцией типтроника была быстрая смена передач при помощи небольшого расстояния переключательного рычага.

Изначально основной функцией типтроника была быстрая смена передач при помощи небольшого расстояния переключательного рычага.

Что такое типтроник?

Типтроник был изобретен для спортивного типа авто производителем автомобилей Porshe, который зарегистрировал «Типтроник». Через некоторое время Типтроник стал использоваться и на автомобилях других марок, среди которых Audi, Volkswagen, Skoda и прочие. Также устройство получило распространение в роботизированных коробках.

Принцип работы

АКПП имеет рычаг селектора, благодаря которому и работает данная функция. У кулисы существует пара вырезов, имеющих знаки плюс и минус. Некоторые марки, чтобы перейти на не автоматическое управление, используют подрулевые переключатели. Дисплей отображает активную передачу.

5tip
Для функционирования типтроника имеется особая программа блока коробки передач. Для корректной работы используют переключатели колеса руля, а также селектора в коробке. Для селектора можно установить даже три переключателя, в связи с особенностью коробки. Каждый из трех переключателей несет свой функционал. Первый переключает на низшую передачу, второй на самую высокую, а третий для запуска режима. Выполняя те или иные манипуляции, переключатели подают сигналы в канал запуска программного алгоритма. В блок управления приходит сигнал, идет переключение передачи.
Чтобы коробка работала в ручном режиме, используют именно подрулевые лепестки. Рычаг селектора остается при этом неподвижным. Если же в ручном режиме нет необходимости, коробка передач начинает автоматически работать через некоторое время.
После появления рассматриваемой функции в АКПП, авто приобрели немало преимуществ и удобств.

Преимущества и недостатки

4tip

Положительных качеств у коробок с типтроником более чем достаточно:

  1. Удобство использования. Нет нужды следить за фиксированной скоростью, как в «механике», имеется возможность устанавливать рабочий режим. Переключаться вручную на передачу вниз совсем не обязательно — коробка способна среагировать на обороты двигателя и перейти на ступень ниже.
  2. Комфортные повороты. Обычные автоматические коробки при обгоне, когда необходимо ускорение и высокие обороты, переключаются на следующую ступень, из-за чего происходит потеря скорости. Ручной диапазон типтроника будет фиксировать нужную передачу, сохраняя высокие обороты. Маневр будет проходить намного быстрее.
  3. Ручное управление даст возможность преодолевать бездорожье. Фиксированная низкая передача обеспечит нужное тяговое усилие, не повышая ступень. Но не стоит этим злоупотреблять, так как данная функция предназначена для автоматических коробок и большие нагрузки не пойдут на пользу.
  4. При наличии гололеда типтроник позволит начать путь с более высокой передачи, чтобы исключить пробуксовку колес.
  5. Экономия топлива за счет возможности автоматического переключения передач.
Типтроник – это некая «золотая середина» между механикой и автоматом, она удовлетворит практически каждого водителя. Но и у такой коробки есть некоторые недостатки.

Среди них:

  1. Большой вес. Типтроник добавляет вес коробке-автомату.
  2. Расширенный функционал не обеспечивает тотального контроля над рабочим процессом, иногда требуется фиксация определенной работающей ступени, коробка несмотря на это начнет манипуляции.
  3. Некоторая «медлительность»: коробке требуется время на выполнение действия при ручном режиме. Это нужно иметь ввиду при поездках.

Чаще всего функция «Типтроник» является более актуальной в первые месяцы эксплуатации автомобиля с коробкой автомат, особенно когда водитель до этого водил «механику». Получив наслаждение от того, что не нужно уделять внимание сцеплению при переключении передач, водители приходят чаще всего к выводу, что комфортнее самим не переключать передачи, полагаясь на «автомат». Типтроник же выступает в роли помощника для преодоления крутых виражей.

Рекомендации по эксплуатации коробки с типтроником

Возможность выполнения полного или частичного торможения является одним из главных достоинств вождения с Типтроник. Но не каждый водитель имеет представление о том,  для чего нужна смена режимов управления.

Не забываем, что коробка «автомат» увеличивает время эксплуатации без ремонта. Система, опираясь на параметры работы двигателя, определит нужный режим. Это говорит о том, что любое вмешательство влечет некоторые нарушения работы системы. Что в свою очередь окажет влияние на расход топлива и на ресурс агрегата.

3tipВот основные рекомендации по подключению в работу типтроника:

  • при обгоне;
  • при острой нестандартной ситуации, когда нужен набор скорости или совершение маневра;
  • при наличии бездорожья, когда переключение может в некотором смысле сгладить неровности, а это положительно отразится на подвеске и на комфорте.
Практика вождения даст возможность любому водителю сформировать свои личные предпочтения по выбору режимов работы коробки передач. А знакомство с плюсами и минусами системы сделает картину полной.

Сравниваем типтроник в коробке автомат и механическую коробку

Ключевым решением является выбор типа КПП при анализе модели автомобиля. Автоматические и механические имеют свои плюсы и минусы. Типтроник объединяет положительные моменты классических коробок.

Чтобы сравнить разные системы, имеет смысл провести анализы их эксплуатационных и технических качеств. Нужно учесть индивидуальные предпочтения. Для одних главным является комфорт, для других – экономия.

Понимая отличие Типтроник от «автомата» и «механики», можно выполнить сравнение:
1) Расход топлива. Хорошим показателем обладает «механика», а плохим – «автомат». Типтроник даст возможность некоторым образом влиять на расход топлива при переключении режимов управления.

2) Легкость управления. Имея автоматическую коробку, нет необходимости отвлекаться на переключение скоростей. Типтроник поможет подобрать нужный способ для конкретной дорожной ситуации.


Выясняем что лучше: заголовок механика или автомат.

О том, как правильно ездить на механике, узнайте тут.

Что такое коробка прямого переключения передач Direct Shift Gearbox (DSG), читайте здесь.

3) Обслуживание и использование. Ремонт «автомата» в разы дороже, чем «механики». Ввиду особенностей конструкции это характерно и для коробки с типтроником.

Видео: коробка передач типтроник. Что это такое?

Итог

Сложно со стопроцентной уверенностью сказать что лучше, типтроник или автомат. Многое зависит от условий эксплуатации и профессионализма водителя. Опыт показывает, что данная система, установленная на автомобили, определенно наделяет их рядом преимуществ перед остальными.