Покупая новый автомобиль, очень небольшой процент водителей задумывается о том, какие системы безопасности предусмотрены для данного класса. И если об активной безопасности транспорта говорят все, то о пассивной предпочитают упоминать лишь вскользь.

Психологически это правильно — дилер никогда не сможет продать автомобиль, если начнет рассказ о преимуществах марки с повествования о том, как автомобиль себя поведет при лобовом столкновении, после опрокидывания и при серьезном ударе в боковую дверь.

Пассивная и активная безопасность – разные системы

Система активной безопасности — это набор устройств, дополнительных агрегатов, которые помогают водителю избежать аварии. К ним относятся:

Пассивная безопасность автомобиля — это система различных агрегатов, которые помогут водителю и пассажирам остаться в живых во время серьезной аварии. В схему входит и «поведение» всех узлов и агрегатов автомобиля во время столкновения — как будет сминаться кузов, чтобы меньше травмировать пассажира, как и с какой скоростью двигатель провалиться под днище и пр.

Производители с каждым годом все больше внимания уделяют именно системе пассивной безопасности. К 2018 году затраты на краш-тесты, проверки смешанных сталей для стоек и боковых дверей, установку дополнительных приспособлений и пр. превысили 17% от общей стоимости автомобиля.

Что входит в систему пассивной безопасности

Конструкция кузова из разных по своим свойствам металлов

Главным элементом пассивной безопасности остается конструкция кузова. Центральные части каркаса должны поглощать бОльшую часть энергии при ударе, минимально деформируясь. Сминаемые (мягкие части кузова) должны снижать скорость удара, поглощая энергию за счет деформации своих элементов. Уровень пассивной безопасности для каркаса проверяется через краш-тесты.

Пассивная безопасность подразделяется на два класса: внешнюю и внутреннюю (салонную). К внешней относятся все элементы кузова, стойки, стекла.

Салонными элементами пассивной безопасности считаются приспособления для пассажиров, которые должны снижать травматизм, конструкции кресел и пр.

Общие элементы системы:

  1. Стекла автомобиля. При аварии боковые стекла рассыпаются на неострые осколки, лобовое стекло сминается (триплекс).
  2. Подушки безопасности (фронтальные и боковые).
  3. Ремни безопасности — как для первого, так и для второго ряда сидений.
  4. Конструкция сидений: подлокотники, подголовники кресел.
  5. Складывающаяся колонка руля. При ударе рулевая ось надламывается и рулевое колесо уходит вниз, не травмируя грудную клетку водителя.
  6. Усилители стоек.
  7. Мягкая приборная панель. Торпеда должна сминаться, поглощая энергию.
  8. Бампер передний и задний.
  9. Безопасные педали. При лобовом столкновении педали уходят в пол, предотвращают травму ног водителя.
  10. Цельность кузова — концепция капсулы. Двигатель и основные агрегаты должны уводиться под днище при фронтальном столкновении.

G-Klasse 2018

К 2015 году в странах СНГ у водителей внедорожников стало «модным» устанавливать стальную защиту картера. Часто использовались неоригинальные комплектующие большого веса, которые после установки меняли геометрию кузова. При ежедневной эксплуатации этого никто не видел. Но статистика неумолима — при аварии водители крутых джипов, которые устанавливали защиту картера, получали на 20% больше тяжелых травм нижних конечностей, чем те водители, чьи автомобили не подвергались тюнингу. Из-за установки стального блока при лобовом столкновении изменялась пассивная безопасность каркаса. Двигатель не мог уйти под днище из-за дополнительного стального листа и частично влетал в кабину.

Очевидна опасность эксплуатации так называемых распилов — автомобилей, которые при ввозе страну распиливаются на куски и декларируются как запчасти. Эти машины лишены исходной жёсткости конструкции и поэтому их пассивная безопасность стремится к нулю.

С 2016 года большинство европейских авторитетных журналов стали подробно описывать все системы безопасности, которые находятся в автомобиля. Уделяя повышенное внимание именно пассивной безопасности: цельности кузова, наличию боковых подушек безопасности, дополнительным системам салона, которые помогали уменьшить количество серьезных травм при аварии.

Краш-тесты

Получить полную и точную картину о том, как работает пассивная безопасность в автомобиле, можно только после серии краш-тестов. Для Америки самым авторитетным источником информации остается журнал потребителей Consumer Reports. Эксперты издания тестируют до 90 % от всей продукции, которая предлагается американскому потребителю, и большое внимание уделяет независимой экспертизе новых автомобилей.

Это одна из немногих организаций, которая приобретает автомобили как рядовой гражданин и проводит над ними жесткие испытания. Именно после тестов на безопасность от экспертов Consumer Reports многие марки авто были сняты с продаж в США и пошли на модернизацию. Например, комплектация Mitsubishi Montero в 2001 году и первый Lexus GX 460 в 2010 году.

Журналисты издательства первыми обратили внимание общественности на то, что первые внедорожники имеют минимальные показатели безопасности по сравнению с седанами и хэтчбеками. И это связано не со столкновениями, а с тем, что первые джипы часто переворачивались при поворотах.

Пассивная безопасность последнего поколения

Производители постоянно модернизируют и улучшают безопасность своих моделей, стремясь свести летальные исходы при авариях к минимуму. За последние десять лет основательной модернизации подвергались все элементы системы.

Для улучшения показателей внешней ПБ в конструкции кузова используется решетка безопасности. Усиленные стойки и ленты защитного металла в каркасе помогают удержать цельность салона при лобовом столкновении.

Ремни безопасности фиксируют положение человека по пяти и семи точкам, распределяя кинетическую энергию, возникающую из-за инерции равномерно.

Боковые и фронтальные подушки безопасности обеспечивают защиту жизненно важных органов человека, закрывая пассажира со всех сторон.

К системам пассивной безопасности последнего поколения относятся так называемые комплексы активного разрушения. Это кузовные элементы, которые должны на 90% погасить кинетическую энергию удара, при этом полностью разрушаясь. Например, передние и задние бамперы, пороги и пр. Параметры пассивной безопасности вносятся в разработку автомобиля на стадии проектирования кузова.

Лучше больше, да меньше

Споры о том автомобили какого класса обеспечивают своим пассажирам большую пассивную безопасность не прекратятся никогда. Эксперты не берутся оценивать транспорт по классам, предпочитая тестировать отдельные комплектации.

Большую роль играет масса автомобиля, если идет лобовое столкновение. Но нельзя говорить, что чем тяжелее машина, тем больше у водителя шансов остаться в живых. Все зависит от того, на какое препятствие наткнется автомобиль.

Масса остаётся в выигрыше. Из участников ДТП разной весовой категории предсказуемо страдает легковес.

Единственные тесты, где определялось, какая комплектация безопаснее при фронтальном столкновении, закончились вничью. Тестировали двенадцать седанов от различных производителей и двенадцать кроссоверов. На скорости в 90 км в час автомобили разбивались о столб. Результаты неутешительные — манекены, которых усаживали в кабину седана, получали больше смертельных повреждений в области грудной клетки, манекены в кроссоверах получили больше повреждений таза. Защита головы для обеих модификаций оказалась одинаковой — на отметку «хорошо». Но и первые, и вторые повреждения были бы чрезвычайно опасными для жизни человека.

Другое дело, когда автомобили тестировали на столкновение с другим легковым транспортом. Здесь лидерство осталось за кроссовером. Более высокая посадка водителя оказывалась безопасней, чем расположение кресла у водителя седана.

Отличные результаты краш-тестов многие годы демонстрирует компания Вольво. Пассивная безопасность и кроссоверов и седанов позволяет выжить в 98% случаев аварий. Самой же безопасной комплектацией остаются универсалы Вольво.

Без подушек и ремней никуда

Вся система активной и пассивной безопасности может оказаться неспособной спасти пассажиров и водителя, если не сработают подушки безопасности. Ремни и фронтальные подушки безопасности позволяют сохранить жизнь почти в 78% тяжелых ДТП. При этом ремень — это главный элемент системы. Если водитель плохо пристегнут, стремительно разворачивающаяся подушка может спровоцировать дополнительный удар.

В США зарегистрировано несколько смертельных случаев, когда при небольшом столкновении подушка безопасности стала причиной смерти плохо пристегнутого пассажира.

Боковые подушки, которые должны защищать от бокового удара пассажиров и водителя — дополнительная гарантия того, что человеческих жертв удастся избежать. Сегодня многие производители устанавливают до 5 боковых подушек в своих комплектациях.

Сервис Авто.ру предоставил отчет о том, какие автомобили чаще других попадали в РФ в аварии со смертельным исходом:

  1. Audi S 5
  2. Citroen C 4
  3. Jaguar X-Type
  4. Mercedes CL
  5. Lexus IS

Возможно, такой ограниченный выбор самых аварийных машин связан с желанием полихачить их владельцев. В списке далеко не дешевые автомобили известных брендов.

В Европе список брендов автомобилей, которые чаще других попадают в аварии, выглядит иначе:

  1. Honda
  2. Mazda
  3. Jaguar
  4. BMW
  5. Mercedes

И если для РФ более аварийными остаются седаны, то в Европе по процентам потерянных на дороге жизней лидируют кроссоверы.

Дорогие читатели! Мы постоянно пишем актуальные и интересные материалы на наш интернет-журнал ПроКроссовер, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен!
Дорогие читатели! Мы постоянно пишем актуальные и интересные материалы на наш интернет-журнал ПроКроссовер, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен!