Карбюратор иногда называют сердцем мотора в том смысле, что от его правильной работы зависит оживет ли, то есть заведется машина или нет. Для семейства автомобилей 2108, 2109, 21099, 2110 эта аналогия имеет особое значение: здесь сравнение оправдано еще и потому, что используемый в этих марках машин карбюратор модификации «Солекс» по своему устройству в какой-то степени похож на сердце — он имеет две камеры.


Если взять развитый западный мир, то карбюраторы там были широко распространены лишь до 80-х годов минувшего столетия, когда их начали вытеснять моновпрыск, а впоследствии инжекторы.


Если взять развитый западный мир, то карбюраторы там были широко распространены лишь до 80-х годов минувшего столетия, когда их начали вытеснять моновпрыск, а впоследствии инжекторы. Фото: autobrains.ru

Какую роль играет карбюратор

Как известно из курса химии, в процессе горения участвует не только горючее, но и кислород. При отсутствии кислорода процесс горения проходить не может. Для работы двигателя внутреннего сгорания в него должна подаваться смесь, состоящая из паров или мелких капель бензина и атмосферного воздуха. Данную функцию выполняет карбюратор. Как устройство он относится к системе питания двигателя, он готовит газовоздушную смесь и осуществляет ее подачу в двигатель, а также позволяет управлять этим процессом извне. Карбюратор конкретно ВАЗ 2109 состоит из ряда систем, обеспечивающих следующие режимы работы двигателя:

  • режим запуска;
  • холостой ход;
  • режим разгона;
  • экономичный режим, заключающийся в блокировке подачи смеси при движении на принудительном холостом ходу.

Помимо этого карбюратор автомобиля ВАЗ 2109 имеет некоторые технические элементы, обеспечивающие динамику разгона.

Роль карбюратора ВАЗ 2109 заключается не просто в том, чтобы подготовить какую-то строго определенную смесь, а именно чтобы для каждого режима работы двигателя подготовить оптимальный состав топливной смеси.

Например, для режима запуска необходима переобогащенная смесь, то есть со значительным преобладанием бензина над воздухом, а при холостой работе топлива требуется уже значительно меньше.

Как устроен карбюратор ВАЗ 2109

По своему внутреннему строению карбюратор представляет собой объединение нескольких устройств, готовящих топливную смесь для разных режимов, то есть он представляет собой как бы несколько карбюраторов, объединенных в один.

По своему внутреннему строению карбюратор представляет собой объединение нескольких устройств, готовящих топливную смесь для разных режимов, то есть он представляет собой как бы несколько карбюраторов, объединенных в один. Фото: media.karelia.pro

Помимо узлов, предназначенных непосредственно для карбюрации, в его состав него входят:

  • Сетчатый фильтр доочистки топлива;
  • Ускорительный насос;
  • Экономайзер принудительного холостого хода;
  • Экономайзер мощностных режимов;
  • Эконостат.

Принцип работы для каждого режима можно проследить, наблюдая за прохождением бензина. При плавном нажатии на акселератор бензин из поплавкового резервуара попадает в эмульсионный колодец. Его путь начинается с главного топливного жиклера с сечением около 1 мм. Он ограничивает или, иначе говоря, дозирует подачу. С него бензин идет на эмульсионную трубку, выполняющую функцию воздушного жиклера. Такая трубка благодаря перфорации в стенках обогащает бензин воздухом. Газовоздушная смесь идет на распылитель главной дозирующей системы, установленный сверху диффузорной камеры.

Функционирование всего этого режима основано на разрежении, создающемся в цилиндрах: при повороте дросселя-заслонки, управляемой педалью акселератора, разрежение всасывает смесь в цилиндры.

Те же самые процессы протекают во второй камере, заслонка которой открывается при более глубоком придавливании акселератора. Пока она закрыта, топливо во вторую камеру подаваться не будет.

Топлива в режиме холостого хода (ХХ) также идет с главного жиклера первой камеры, однако оно минует диффузорную камеру. Отобранное топливо поступает на перекрываемый электромагнитны клапаном жиклер ХХ, затем смешивается с воздухом, подаваемы воздушным жиклером ХХ. Образованная эмульсия выходит чуть ниже дроссельной заслонки. Циркуляцию бензина в этом режиме обеспечивает мембранный насос.


У нас вы узнаете, что делать, если скрипит педаль сцепления.

О Mitsubishi Eclipse Cross вы можете узнать из этого материала.

Резкое нажатие на педаль акселератора включает в работу ускорительный насос, порция топлива из которого бьет тонкой струей через направленную в диффузную камеру трубку (носик или так называемый «хоботок») прямо в каналы коллектора мимо приоткрытой дроссельной заслонки. Ускорительный насос имеет сразу два таких хоботка, направленных в обе камеры.

Карбюратор в основном работает на первой камере, вторая вступает в работу на высоких оборотах. Управление оборотами осуществляется за счет угла дроссельной заслонки — при ее повороте меняется соотношение давлений между диффузной камерой и впускным коллектором.

Обогащенная смесь используется и при запуске холодного двигателя, когда вытянута рукоятка подсоса, управляющая углом дроссельной заслонки. Тем самым она фиксируется под определенным углом.

В зависимости от требуемой рабочей мощности в работу карбюратора включаются следующие дополнительные устройства:

  • Экономайзер принудительного холостого хода. Во время торможения двигателем данный экономайзер следит за оборотами и отключает подачу топлива, если выполняются следующие условия: передача включена (движение накатом), акселератор отпущен, обороты выше порога холостого хода. Подача возобновляется, когда обороты падают до соответствующих холостому ходу.
  • Экономайзер мощностных режимов. Отбирает топливо в эмульсионный колодец минуя главный жиклер.
  • Эконостат. Включается в работу, когда от двигателя нужна максимальная мощность. Забирает топливо прямо из поплавковой камеры и подает его непосредственно во вторую диффузионную камеру.

Зачем регулировать карбюратор

Здесь вы видите устройство карбюратора ВАЗ 2109.

Здесь вы видите устройство карбюратора ВАЗ 2109.

Поедет ли Ваш автомобиль, зависит от того, как карбюратор готовит рабочую смесь. Она характеризуется процентным соотношением бензина и воздуха. От того, насколько правильно это соотношение выставлено, будет зависеть устойчивость работы двигателя. Кроме этого, именно от него зависит экономичность расхода топлива.

Характерные неисправности, связанные с разрегулировкой карбюратора:

  • заниженные обороты холостого хода. При сбросе ноги с педали газа двигатель глохнет;
  • дизелинг — при отсутствии зажигания двигатель, наоборот, не глохнет;
  • провал в наборе оборотов;
  • рывки, дерганья при движении.

Как отрегулировать карбюратор своими руками

Новый заводской карбюратор обычно уже отрегулирован, но регулировки в нем может потребовать уровень топлива в поплавковой камере. Связано это с тем, что параметры топливного насоса индивидуальны для каждого автомобиля. Делается это игольчатым клапаном.

На новом устройстве никак не может быть отрегулирован привод управления дроссельной заслонкой — длина тросика везде разная. Поэтому такая подгонка делается только при установке на автомобиль. При утопленной педали акселератора обе дроссельные заслонки должны быть открыты, а при отпущенной — закрыты.

 Осуществляется данная процедура только на прогретом двигателе.

Холостой ход выставляется называемым «винтом количества» — с его помощью меняется угол поворота дроссельной заслонки первой диффузионной камеры.

Видео-руководство по регулировке вы найдете здесь:

Итог

Хотя устройство имеет две камеры, совмещенные с коллектором, на практике при умеренных оборотах работает только первая камера, заслонка второй открывается только при глубоком нажатии на педаль акселератора. Данное обстоятельство воспринимается некоторыми умельцами как возможность оптимизации. В целях экономии топлива иногда ими даже глушится заслонка второй камеры.

Также можно встретить рекомендацию по загибанию хоботков насоса ускорения в первую камеру. Все эти вмешательства категорически делать нельзя. Данные мероприятия заводом не предусмотрены, и при проверке на стенде показывают, что на самом деле действие оказывают прямо противоположное: увеличивают расход топлива, и повышают токсичность выхлопных газов.

А для того, чтобы как можно дольше не было проблем с карбюратором, требуется своевременная замена воздушного фильтра. Как показывает практика, именно он является основным источником возникновения засоров в топливных жиклерах.