Двигатель автомобиля – достаточно сложный механизм. Его работа очень точно сбалансирована, постоянно контролируется и подстраивается с помощью дополнительного оборудования. Нарушение обычного рабочего ритма двигателя можно определить по плавающим оборотам при его холостой работе.

Иногда наступает момент, когда обороты начинают изменяться, плавать. Они могут быть завышенными или заниженными, пульсирующими и волнообразными. Это прямой сигнал к тому, что необходима диагностика и ремонт автомобиля.

Иногда наступает момент, когда обороты начинают изменяться, плавать. Они могут быть завышенными или заниженными, пульсирующими и волнообразными. Это прямой сигнал к тому, что необходима диагностика и ремонт автомобиля.

Нормальное число оборотов без нагрузки составляет 700-800, когда двигатель прогрет, а педаль газа в свободном состоянии. Стрелка тахометра должна стабильно находиться в одном положении. Никаких посторонних звуков, которых раньше не было слышно, быть не должно.

На холостых оборотах плавают обороты двигателя: в чем причины

3ob

Причин нестабильности в работе двигателя очень много. Автомобили становятся всё сложнее по своему устройству и обслуживанию. Часто без специального диагностического оборудования невозможно определить поломку. Сотни датчиков и электронных блоков, программное обеспечение и даже своя сеть передачи данных становятся неотъемлемой частью любого современного автомобиля, а это усложняет ремонт в гаражных условиях.

Но причины в нарушении работы двигателя могут быть распространенными и закономерными. Перечислим самые частые, которые можно определить без дополнительного оборудования:

  • подсасывание воздуха во впускной системе;
  • загрязнение форсунок (инжекторные двигатели);
  • старые свечи зажигания;
  • пониженное давление топлива;
  • снижение компрессии в одном или нескольких цилиндрах;
  • нарушена герметичность в системе ВКГ (вентиляция картерных газов).

Более сложные неисправности могут потребовать вмешательства специалистов:

  • • неисправен ЭБУ (блок управления двигателем);
  • • нерабочий датчик холостого хода;
  • • вышел из строя датчик распредвала или коленвала;
  • • неисправность в коммутаторе или катушках зажигания;
  • • ДМРВ загрязнен или вышел из строя.

Этим списком причины плавающих оборотов не ограничиваются, мы привели только самые частые, некоторые из которых попробуем разобрать.

 Система подачи воздуха

Воздух в работе двигателя имеет важное значение. Для поддержания мощности и повышения КПД, а также для экономного расхода топлива служит строго дозированная система учета поступаемого воздуха. Измеряется подаваемый воздух в граммах на сантиметр, а прибором для учета служит ДМРВ (расходомер). Если воздух попадает в двигатель неучтенным (порыв во впускном коллекторе, неплотные соединения), топливная смесь будет готовиться неверно. «Богатая» или «бедная» смесь приводит к нестабильной работе двигателя, снижению мощности, загрязнению свечей зажигания. Расходомер уже не выполняет своей функции, а подает сигнал к ЭБУ о том, что воздуха мало. Происходит компенсация недостающего воздуха топливом, что приводит к заливанию цилиндров и свечей. При загрязнении рабочей поверхности ДМРВ показания датчика неверные, что влечет за собой похожие последствия.

2ob

Проверить расходомер можно легко, сняв штекер и заведя машину. Если обороты стали стабильными, мощность повысилась, значит, датчик неисправен.

Неплотные соединения в патрубках определяются подачей воздуха под небольшим давлением (примерно 0.5 бар) во впускной коллектор (двигатель не работает). Если существует утечка, её будет легко определить по соответствующему шуму.

Проверка форсунок

На бензиновых и дизельных двигателях впрыск топлива идентичен. Форсунка под давлением примерно 1 бар на цилиндр распыляет топливо в камеру сгорания. При засорении форсунки топливо распыляется неравномерно (нарушен факел). Это приводит к нестабильной работе цилиндра, к снижению мощности и к плавающим оборотам. Определить засоренные форсунки можно без участия специалистов. Для этого откручивается рампа с установленными форсунками и вытаскивается из блока цилиндров (метод подходит не для всех автомобилей). Система остается под давлением, рампа подключена в топливопроводу.


Как справиться с большим расходом масла в двигателе авто заголовок тут.

Как происходит замена подушек двигателя: на примере ВАЗ 2110. Читаем здесь.

Что такое крутящий момент двигателя автомобиля. Подробнее здесь.

Нам видны распылители форсунок. Включаем зажигание и производим несколько оборотов стартером. Выявляем форсунку с нарушенным факелом и демонтируем её (не забываем про высокое давление топлива в рампе)

 Проверка свечей зажигания

Свечи зажигания требуют регулярного внимания. В зависимости от материала электродов (никель, платина или иридий), срок службы свечей может составлять от 10 до 60 тысяч километров. Никелевые электроды самые недолговечные, обычно меняются одновременно с заменой масла. Электроды выгорают, а расстояние между ними увеличивается. В результате появляется «блуждающая искра», а зажигание смеси в цилиндре становится нестабильным.

Внешний осмотр свечей поможет определить их исправность, а также состояние подаваемой топливной смеси. Если свеча сырая, на электродах наличие масла и топлива – такая свеча неисправна и подлежит замене. Но утверждать неисправность только лишь свечи будет неправильно. Причиной может стать неисправность катушки зажигания.

Цвет нагара на электродах и на резьбе может сказать о качестве топлива и топливной смеси. Нормальный цвет электродов – бурый. Свеча должна быть сухая и чистая. На керамической части не должно быть оранжевых следов перегрева. Если цвет металлических частей белый или черный – это говорит о неправильном смесеобразовании. Обычно причина в системе подачи воздуха.

 Снижение давления топлива

Со временем топливный насос перестает выдавать нужное давление, необходимое для нормальной работы двигателя. Иногда насос начинает работать с перебоями, в результате чего давление нагнетается нестабильно, нарушается равномерность впрыска. Также может быть нарушена герметичность соединения между насосом и топливопроводом, что выявляется внешним осмотром. Существуют и другие причины снижения давления топлива. Несвоевременная замена фильтров в топливной магистрали приводит к затрудненному проходу топлива к форсункам, а также к повышенной нагрузке на насос.

1ob

При замене выносного топливного фильтра важно не ошибиться в направлении, показанном стрелочкой. Фильтры снабжены регулятором давления (некоторые модели), который может не работать при ошибке в установке. Не забывайте про высокое давление в топливной системе при монтаже фильтра.

Снижение компрессии в камере сгорания

Двигатель автомобиля должен быть чистым и сухим. Регулярный уход за его поверхностью поможет вовремя определить различные утечки рабочих жидкостей, вовремя обратиться в мастерскую и предотвратить себя от еще больших расходов. Особенно полезно вовремя заметить утечку масла. Причин утечки масла может быть несколько. Это и отработавшие сальники, и прокладки крышки и поддона, свечных колодцев и многие другие. Но мы рассматриваем снижение компрессии, которое часто связано с повреждением прокладки ГБЦ (головки блока цилиндров). Интенсивная утечка масла, выталкиваемого давлением из блока цилиндров, видна на поверхности двигателя.

Разрушение прокладки приводит к нестабильной работе двигателя, может привести к более опасным последствиям, таким как попадание охлаждающей жидкости в масло, нарушение геометрии блока и даже гидроудар.

Своевременно заменив разрушенную прокладку можно обезопасить автомобиль от серьезной поломки и сохранить его чистым и сухим.

Система ВКГ

Частой причиной плавающих оборотов является поломка системы вентиляции картерных газов. Для чего она служит, не всем и не всегда понятно. Но если сказать в двух словах, то при работе двигателя в его картере создается давление газа, образованного при сгорании масла и топлива. Это давление периодически нужно сбрасывать посредством удаления газов специальной системой.

Вентиляция КГ достаточно сложная по своему устройству, имеет в составе множество клапанов и патрубков сложной формы, которым свойственно периодически засоряться и разрушаться. Регулярное обслуживание системы ВКГ приведет к стабильной работе двигателя, к снижению расхода масла и топлива. Кроме того, при плановом техосмотре можно получить серьезное замечание, если ВКГ неисправна.

Это видно по неконтролируемому задымлению в подкапотном пространстве, к загрязнению двигателя. Определить, почему плавают обороты на прогретом двигателе, можно простым способом. На заведенном двигателе открутить маслоналивную крышку и попробовать её приподнять. Если характер работы двигателя и обороты меняются, значит, система ВКГ неисправна.

Причины, связанные с неисправностью в электронных блоках и датчиках, найти и устранить намного сложнее, поэтому необходимо обратиться в автосервис.

Почему плавают обороты на холодном двигателе — смотрите в видео:

Итог

Перечисленные примеры не завершают список возможных причин, почему плавают обороты при запуске двигателя. Но они наверняка помогут лучше понять ваш автомобиль, освободить от страхов перед неизвестностью и, самое главное, от лишних расходов на автосервисы. Не зная принципов работы двигателя, мы часто подвержены лукавству со стороны автомастера. Иногда копеечный ремонт превращается в серьезные затраты, которых можно избежать. Познакомьтесь поближе со своим автомобилем, и он вам ответит довольным и ровным урчанием.