Закоксовка двигателя – это наслоение кокса в цилиндро-поршневой группе. Компрессионные и маслосъемные кольца, поршни и цилиндры – все эти элементы находятся в достаточно агрессивной среде, и появление на них коксовых отложений является вопросом времени.
1Kok

Закоксовка двигателя всегда оказывается очень неприятным сюрпризом для владельцев авто. Образовавшийся в результате сгорания горючей смеси кокс скапливается на кольцах, расположенных в стенках поршней, в результате чего последние начинают постепенно выходить из строя
.

Из-за полученного зазора поршни начинают шататься, что приводит к нежелательным явлениям:

  • уровень компрессии понижается, а вместе с ним уменьшается мощность силового агрегата и повышается расход горючего;
  • появившиеся между поршнем и цилиндром зазоры позволяют продуктам сгорания попадать в поддон и тем самым в кратчайшие сроки засорять масло вплоть до непригодного состояния;
  • масло, попадающее в рабочую полость, начинает гореть, что приводит к увеличению его расхода и сильному задымлению выхлопа;
  • активное расшатывание поршней многократно увеличивает скорость износа цилиндро-поршневой группы, приближая момент капитального ремонта двигателя.

Причины закоксовки двигателя

Как известно, лучшим способом побороть болезнь является ее профилактика. В случае с закоксовкой это правило в очередной раз подтверждается: избавиться от неполадок можно еще до их возникновения. Дело в том, что причины образования кокса в цилиндро-поршневой группе напрямую зависят от внешних факторов. Закоксовка двигателя происходит по следующим причинам:

  1. Использование низкокачественного топлива. Двигатель, работающий на плохом топливе, всегда оказывается в «зоне риска» гораздо раньше: остатки горючего наслаиваются на кольца и становятся причиной закоксовки.
  2. Применение несоответствующего масла. С неподходящим маслом происходит то же самое, что и с плохим горючим – на рабочих элементах двигателя возникает ненужный нагар. В результате помимо расшатывания двигающихся частей еще и ухудшается отвод тепла.
  3. Неправильная эксплуатация двигателя. Езда на холодном двигателе, несоблюдение режимов движения, постоянное движение по плохим дорогам – все это приводит к увеличению количества кокса на кольцах, поршнях и клапанах.
  4. Использование неподходящих или изначально дефектных комплектующих. Если долго ездить на «убитых» свечах зажигания, то ожидать от двигателя хорошей работы не стоит. То же самое можно сказать о некачественных проводах или наличии проблем в системе зажигания – негативный эффект от всех неисправностей имеет накопительный эффект, который в результате проявится в виде закоксовки двигателя.

5kok

Выше описаны только непосредственные причины возникновения закоксовки силового агрегата, но косвенно на здоровье двигателя влияет и состояние автомобиля в целом.

В любом случае, своевременное прохождение техосмотра и проводимый по мере необходимости ремонт могут отсрочить наслоение кокса на неопределенный срок.

Алгоритм раскоксовки двигателя

Закоксовка двигателя весьма коварна, и диагностировать ее на ранних стадиях обычно довольно затруднительно. Снижение эффективности поршневых колец происходит медленно, и заметить увеличение дымности, расхода топлива и масла сразу не получается. Понять, что у двигателя есть проблемы, можно по следующим признакам:

  • характеристики двигателя заметно снизились (упала мощность, повысился расход топлива, ухудшилась динамика);
  • холодный двигатель изрядно тарахтит, но после прогревания шум прекращается;
  • уменьшилась компрессия (обычный компрессометр не всегда показывает объективные данные, поэтому стоит провести вакуумную диагностику и обратить внимание на другие признаки закоксовки);
  • выхлоп стал очень дымным и темным.

Раскоксовка двигателя своими руками на месте

Для избавления от коксовых образований проводится раскоксовка двигателя, позволяющая очистить рабочие элементы до приемлемого состояния. Конечно, в любой момент можно отогнать машину в автосервис, но очистку всегда можно провести и своими руками.

Чтобы провести раскоксовку двигателя, нужно тщательно подготовиться, установить автомобиль на ровную площадку и запастись необходимыми материалами. Последовательность действий будет выглядеть следующим образом:

    1. Заехав на площадку, необходимо заглушить двигатель и дать ему остыть.
    2. Со свеч зажигания снимаются высоковольтные провода, после чего колодцы свечей продуваются компрессором. После продувки свечи нужно открутить.
    3. Далее автомобиль устанавливается на скорость (как правило, на четвертую) и толкается до тех пор, пока все поршни не станут в один ряд. Для проверки положения поршней подходит щуп или несколько отверток, загнанных в свечные колодцы.

Почему троит двигатель и чем это может обернуться — смотрите заголовок тут.

Двигатель пошел в разнос. Что следует предпринять — смотрите здесь

Большой расход топлива, в чем могут быть причины? В нашей статье вы найдете ответы на этот вопрос.

  1. Зафиксировав автомобиль ручником, можно приступать к заливке в цилиндры жидкости для раскоксовки. Эта операция выполняется при помощи шприца, который обычно идет в комплекте с жидкостью. Дозировка очистительной жидкости зачастую указывается производителем.
  2. После того, как вы залили средство для раскоксовки поршневых колец, старые свечи наживляются на свои места, и автомобиль можно оставить на несколько часов (раскоксовка может занимать от 2-х до 12-ти часов). Время желательно засечь и где-то после половины отмеренного срока поршни стоит немного сместить.
  3. Когда жидкость «настоится», старые свечи снова выкручиваются, и жидкость выкачивается из цилиндров при помощи шприца. Колодцы свечей накрываются сверху чистой тряпкой.
  4. Следующий шаг – снятие автомобиля с ручника и включение нейтральной передачи. Когда эти операции проделаны, газ выжимается до упора, и двигатель необходимо несколько раз прокрутить стартером около 5-10 секунд. Интервал между прокрутками должен составлять около 15-30 секунд.
  5. Далее многострадальные старые свечи в очередной раз устанавливаются на свои места, но на этот раз к ним подключаются и провода. Собранный двигатель нужно запустить и прогреть до рабочей температуры. После запуска не стоит обращать внимание на различные звуки, неровную работу мотора или чрезмерный выхлоп – непосредственно после раскоксовки это и должно происходить.
  6. Заглушив мотор, нужно залить 5-минутный масляный очиститель и дать двигателю поработать пять минут вхолостую. После этого остается только заменить масло, масляный фильтр и установить новые свечи.

На этом раскоксовка двигателя своими руками завершена. Впрочем, есть и еще один шаг, не вошедший в основной список: производители жидкостей для раскоксовки советуют поддерживать высокие обороты на первом-втором десятке километров после очистки – это позволит удалить практически все остатки кокса, которые смогли продержаться до этого момента.

Как проводится раскоксовка двигателя (видео)

Хотите узнать, чем лучше делать раскоксовку двигателя? Смотрите это видео:

Итог

Закоксовка двигателя – это крайне неприятное явление, до которого лучше не доводить, и для этого существует масса профилактических средств. Если же цилиндро-поршневая группа все же подверглась этому явлению, то ее нужно срочно очищать, выполняя раскоксовку двигателя. Своевременно проведенная операция позволит вернуть характеристики мотора до исходных и продлит срок его службы.