Частный извоз является распространенным видом трудовой деятельности. При этом перевозка пассажиров является серьезным делом, которое требует от водителя большей ответственности, поскольку в его руках на момент поездки находится жизнь и здоровье клиентов. Государство уделяет повышенное внимание проблеме соблюдения всех требований законодательства, и каждый год разрабатывает новые изменения правил дорожного движения и перевозки пассажиров, в частности при помощи автомобилей такси. Далее мы расскажем, какие новые штрафы ввели для таксистов в 2018 году и как можно минимизировать негативные последствия.


Законодательная основа

Законодательные требования к таксистам гораздо серьезнее, чем к обычным водителям.

Законодательные требования к таксистам гораздо серьезнее, чем к обычным водителям. Фото: ntv.ru

Нарушение установленных правил дорожного движения или регламента осуществления перевозок пассажиров является административным правонарушением. Законодательное регулирование данного процесса осуществляется соответствующими статьями Административного кодекса и Федерального закона «О регулировании отдельных видов деятельности», который был принят в 2011 году.

Непосредственно за соблюдением норм закона на дороге следит ГИБДД, в обязанности которой входит выявлении нарушителей и наложение штрафных санкции.

В случае, если нарушение правил стало причиной смертельного случая, тогда ответственность наступает по соответствующей статье Уголовного Кодекса (чаще всего это причинение смерти по неосторожности).

Величину штрафных санкции при нарушении установленного порядка осуществления пассажирских перевозок устанавливает КоАП. В настоящее время действует общая система штрафов для водителей, занимающихся извозом:

  1. При осуществлении покраски автомобиля в цвета компании, предоставляющих услуги такси без согласования с ней, автовладельцу придется заплатить штраф в 5 тысяч рублей.
  2. За неимение «шашечек» на бортах автомобиля водитель заплатит 3 000 рублей.
  3. Если инспектор при проверке выявит, что таксист после провоза пассажира не выдал последнему чек или билетную квитанцию, сумма штрафа составит 1 тысячу рублей.

В праве инспектора при проверке автомобиля оштрафовать водителя за иные нарушения, которые больше касаются правил дорожного движения – отсутствие аптечки, огнетушителя, отсутствие страховки или иных документов.

Какое наказание грозит тому, кто второй раз за год был пойман в нетрезвом состоянии за рулем — узнайте здесь.

Обжалование штрафа с камеры должно проходить по определенному алгоритму. Подробнее о нем —
в нашем материале.

Правила перевозки несовершеннолетних

Одним из изменений, которые коснулись правил дорожного движения, является перевозка детей. Если раньше для каждого возраста требовалось наличие подходящего автокресла, а для старших детей допускалось применение удерживающих устройств, то с 1 января 2018 года вступили в силу изменения.

Теперь при перевозке несовершеннолетнего ребенка младшего возраста достаточно просто иметь в автомобиле кресло, обладающее возрастным диапазоном до 7 лет, а прочие поддерживающие устройства попадают под полный запрет.

Для подростков старше указанного возраста единственным способом защиты будет являться ремень безопасности.

Для подростков старше указанного возраста единственным способом защиты будет являться ремень безопасности. Фото: news2world.net

Основные требования к автомобилю

Законодатель предусмотрел ряд требований, которые предъявляются к транспортному средству, использующемуся для перевозки пассажиров. Нарушение этих правил приведет к наложению штрафных санкции. В частности, машина, которая используется как такси, должна иметь:

  • соответствующую разметку, которая дает возможность идентифицировать ее как машину-такси;
  • светящийся маячок на крыше с изображением шашечек;
  • таксометр или счетчик, который фиксирует расстояние, время и высчитывает стоимость поездки, а также умеет формировать чек или билетную квитанцию.
К маячкам также предъявляется требование по их цвету: это может быть желтый или оранжевый оттенок. Крепление сигнального устройств может осуществляться посредством магнита.

Разметка должна включать не только цвета, традиционные для такси, но также отображать название компании, номера телефонов для вызова.

Штрафы за отсутствие шашечки и лицензий на право заниматься частным извозом

Законодатель разрешил устанавливать собственную градацию штрафов для регионов, но не меньше установленного КоАП размера. В основном это касается крупных городов.

Обычный штраф при отсутствии лицензий на право заниматься «таксованием» составляет 5 тысяч рублей.

Обычный штраф при отсутствии лицензий на право заниматься «таксованием» составляет 5 тысяч рублей. Фото: infokanal55.ru

Муниципалитет города Москвы постановил, что на территории мегаполиса штраф за аналогичное правонарушение составит уже 10 тысяч.

Если говорить о Москве, то одним из новшеств 2018 года стало принятие решения об узаконивании единого цвета для всего парка автомобилей, используемого в качестве такси. Нарушение данного требования также карается штрафом.

При отсутствии на машине опознавательных знаков, позволяющих идентифицировать ее как такси, водитель в случае открытия данного факта, заплатит 3 000 рублей в качестве штрафа. Ему будет инкриминирована просто незаконная перевозка пассажиров.

Что ждет именно таксистов в 2018 году

Поскольку перевозка пассажиров – это процесс, который требует обязательного государственного вмешательства с целью обеспечения безопасности, то на протяжении года планируется внедрение нескольких новшеств именно для таксистов.

  1. Компании, занимающиеся предоставлением услуг по перевозке, будут обязаны внедрить систему ОСГОП или обязательного страхования ответственности перевозчика за причинение вреда. Планируемый лимит страховых выплат составит 2 млн. рублей.

Необходимость внедрения данной меры ответственности возникла из-за появления большого количества посредников, которые не являются собственно перевозчиками, а переводят заказы клиентов на сторонние фирмы.

В случае возникновения несчастного случая, доискаться до конечного агрегатора бывает сложно.

В случае возникновения несчастного случая, доискаться до конечного агрегатора бывает сложно. Фото: komi.kp.ru

  1. Обязательное прохождение дополнительного обучения. Планируется ввести норму закона, согласно которой все водители, подрабатывающие извозом, должны будут проходить переобучение и повышение квалификации, что будет фиксироваться в правах. Периодичность подобного допобучения составляет 5 лет.

Дополнительно к новшествам, которые принес 2018 год, следует отнести обязательное наличие в автомобиле сигнального жилета и его ношение при остановке на трассе и выходе из машины. Эти поправки вступили в силу с 18 марта 2018 года. Случай, когда водителю потребуется надевать сигнальный жилет:

  • при вынужденной остановке или дорожно-транспортном происшествии;
  • в случае нахождения на обочине дороги вне автотранспортного средства;
  • во время ограниченной видимости или в темное время суток.

Правовая коллизия заключается в том, что правила дорожного движения в нынешней редакции не предусматривают штрафные санкции за нарушение данного требования. Скорее всего в будущем это «упущение» будет исправлено.

Как можно избежать штрафов

Самым простым способом человеку, который занимается частным извозом, избежать наказания за отсутствие лицензии или иных атрибутов – это легализоваться.

Для получения легального статуса потребуется получить лицензию и статус ИП.

После правильного оформления необходимого пакета документов, с соблюдением правил оформления автомобиля, ПДД, выдачей чеков можно не опасаться инспекторов дорожного движения.

О плюсах и недостатках легализации вы узнаете из этого видео:

Также знатоки советуют, как правильно себя вести, если при осуществлении частного извоза таксиста останавливает инспектор:

  1. Не нужно сразу признаваться, что автомобиль используется в качестве такси. Доказать подобное достаточно сложно, а инспектор ДПС не имеет права требовать объяснений у пассажиров.
  2. При уличении в незаконной деятельности желательно соглашаться на штраф за нелегальную перевозку пассажиров (штраф 3 тысячи рублей), нежели «брать на себя» осуществление деятельности без лицензии.
  3. Соблюдение правил ПДД и вежливость на дороге не привлекут внимание инспекторов.

Также законодатель устанавливает небольшое послабление для водителей, получивших штраф. При оплате в течении 20 дней после получения, сумма сокращается ровно в половину и водителю придется оплатить всего 50% от выписанной в квитанции штрафной санкции.