Система охлаждения каждого автомобиля достаточно сложное устройство с множеством различных узлов, входящих в ее состав. И самой распространенной неисправностью является воздушная пробка. В данной статье речь пойдет именно про эту поломку, причины ее возникновения, последствия, способы устранения, а также про профилактические действия.


Следить за состоянием системы охлаждения нужно также тщательно, как и за самыми важными системами авто.

Следить за состоянием системы охлаждения нужно также тщательно, как и за самыми важными системами авто. Фото: lr-club.com

Что такое воздушная пробка и симптомы проявления

Некоторые начинающие автомобилисты очень часто слышали такое выражение «воздушная пробка», но не все знают, что это такое и опасна ли она для работы автомобиля. Воздушная пробка – это попадание воздуха в систему циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ). В следствие возникновения такой неисправности нарушится правильная циркуляция ОЖ по системе, что в дальнейшем может привести к дорогостоящему ремонту.

Основные симптомы проявления завоздушенности следующие:

  1. Отсутствие тепла в салоне автомобиля. В связи с тем, что воздух попал в систему охлаждения, отсутствует подача ОЖ в радиатор отопителя, а, стало быть, отсутствует тепло.
  2. Перегрев двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Если система завоздушена, то ОЖ не может спокойно перемещаться и вследствие этого происходит перегрев мотора. Определить это можно по индикатору температуры, который расположен на приборной панели;
  3. Снижение мощности двигателя.

При обнаружении таких дефектов следует провести осмотр всех компонентов, входящих в систему.
Теперь стоит рассмотреть причины, по которым происходит такая проблема.

Причины завоздушенности системы охлаждения

Существует достаточно много причин, по которым воздух может попасть в систему охлаждения, но стоит рассмотреть самые распространенные:

  1. Повреждение прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ). Если прокладка ГБЦ повреждена, тогда возможна утечка ОЖ, проявляться это будет следующим образом: бурление в расширительном бачке, попадание жидкости в масляный поддон, а также белый пар из глушителя.
  2. Разгерметизация насоса водяного (помпы). В случае разгерметизации помпы она может подхватывать воздух и далее образуется воздушная пробка.
  3. Разгерметизация элементов системы охлаждения. Воздух в систему может попасть через нарушение герметизации в местах соединения патрубков, штуцеров и трубок. В то время, как по патрубку или трубке будет проходить ОЖ, в месте повреждения возможен подсос воздуха извне.
  4. Поломка крышки расширительного бачка.
    Пробка расширительного бачка работает по принципу клапана и стравливает избыточное давление. В случае ее поломки происходит обратный процесс и она начинает закачивать воздух в систему.
  5. Повреждение радиатора.

Еще одна распространенная причина появления воздушных пробок — попадание воздуха в систему во время замены или доливки ОЖ.

К чему может привести воздух в системе охлаждения

Последствия могут быть разными, от незначительных до критических, все будет зависеть от того, в какой момент автомобилист обнаружил неисправность.

Последствия могут быть разными, от незначительных до критических, все будет зависеть от того, в какой момент автомобилист обнаружил неисправность. Фото: mail.ru

Из незначительных последствий можно отметить следующие:

  • выход из строя различных датчиков. В результате поломки датчиков будут поступать некорректные данные о работе автомобиля;
  • частичное или полное отсутствие тепла в салоне автомобиля;
  • повышенный расход топлива;
  • увеличенный износ деталей ДВС.
Если вовремя не обнаружить и не устранить воздух в системе охлаждения, это может привести к поломке ДВС.

Материалы и жидкости при нагревании расширяются, если будет отсутствовать должное охлаждение, то это может привести к видоизменению узлов двигателя, и как следствие к гибели мотора. А далее к дорогостоящему и по времени затратному ремонту. Теперь необходимо рассмотреть способы, которыми устраняется воздушная пробка.


Как правильно растонировать ваш автомобиль — можно узнать из этого материала.

Ремонт и балансировка карданных валов — процесс, требующий тщательного подхода. Об его особенностях читайте на Прокроссовер.

Методы устранения воздушной пробки

Существует несколько способов, благодаря которым устраняется воздушная пробка в системе охлаждения. Все они достаточно просты и нет необходимости посещения станции технического обслуживания.

Первый способ выглядит следующий образом:

  • снимается пластиковая защита;
  • далее следует с помощью отвертки ослабить крепление хомута и снять верхний или нижний патрубок дроссельной заслонки;
  • затем откручивается пробка бачка расширительного и на горловину кладётся чистая ветошь;
  • теперь со всей силы нужно подуть в расширительный бачок, выполнять процедуры следует до тех пор, пока из снятого патрубка не польется ОЖ;
  • установить патрубок обратно на место и затянуть хомут, а также поставить защиту на место.

Второй способ:

  • передними колеса заехать на подъем или эстакаду таким образом, чтобы верхней точкой в системе охлаждения стала крышка радиатора;
  • выкрутить крышки с расширительного бачка и радиатора охлаждения;
  • завести двигатель и довести до рабочей температуры 90 градусов;
  • далее следует погазовать и постепенно доливать ОЖ в расширительный бачок. Доливку осуществлять до тех пор, пока в бачке не перестанут выделяться пузыри.

Третий способ.

  • необходимо довести двигатель до рабочей температуры в 90 градусов и заглушить мотор;
  • теперь с помощью отвертки ослабляется хомут крепления патрубка дроссельной заслонки, и непосредственно снимается сам патрубок;
  • далее следует ждать до тех пор, пока из патрубка не выйдет весь попавший в систему воздух, как только побежит ОЖ, следует быстро его одеть на место.
Такими способами можно своими руками избавится от воздушной пробки. Стоит отметить, что из всех методов первый является на 100% эффективным.

Также, если следовать некоторым простым правилам, о которых речь пойдет ниже, можно избежать возникновения неисправностей с системой охлаждения.

Видео-инструкцию по развоздушиванию системы охлаждения вы найдете здесь:

Что снизит риск возникновения воздушной пробки

Если придерживаться правил эксплуатации автомобиля, то можно существенно снизить риск возникновения воздушной пробки в машине. Выглядят эти рекомендации следующим образом:

  • соблюдение предписаний сервисной книжки по прохождению технического обслуживания (ТО);
  • проверка уровня охлаждающей жидкости не реже чем раз в месяц;
  • заливать только рекомендуемую и качественную ОЖ. Очень часто если используется некачественная ОЖ, то происходит завоздушивание системы.

Итог

Пришло время подведения итогов. Система охлаждения в каждом автомобиле играет главную роль для обеспечения нужного охлаждения и поддержание нужной температуры ДВС, а также отвечает за обогрев салона. Если вовремя проводить плановое ТО и следить за уровнем ОЖ, то проблем в работе двигателя не будет возникать. Ведь если вовремя не заметить и не устранить завоздушивание системы, то это может привести к серьезным проблемам, в некоторых случаях к капитальному ремонту ДВС.