Откуда в устройстве автомобиля взялась «граната»? Подвергается ли она ремонту? Зачем нужен пыльник ШРУСа? Ответы на эти и другие вопросы можно узнать из данной статьи. Она будет полезна владельцам автомобилей ВАЗ 2110 – ВАЗ 2112, да и для других автомобилей с передними ведущими колесами вполне подойдет. Вначале краткая вводная для новичков о назначении пыльника ШРУСа.


ШРУС, сколь нелепо он бы не выглядел, выполняет в автомобиле достаточно важную роль.

ШРУС, сколь нелепо он бы не выглядел, выполняет в автомобиле достаточно важную роль.

Назначение ШРУСа и его пыльника

ШРУС, или шарнир равных угловых скоростей, используется на автомобилях с передним приводом для передачи крутящего момента от коробки передач на ведущие колеса. Устроен он довольно просто – корпус, внутри которого расположен подшипник, крепящийся на приводной вал. Внутри шарнир набит специальной смазкой.

Пыльник на ШРУСе служит для предотвращения попадания песка, пыли, грязи и камней внутрь самого шарнира. Если пыльник отсутствует или поврежден, граната (так ШРУС называют в народе из-за сходства внешнего вида) выходит из строя. Поэтому важно следить за целостностью пыльника шарнира, так как цена замены пыльника наружного ШРУСа гораздо ниже, чем цена самого ШРУСа.

Смотрите в этом материале, как производится ремонт радиатора своими руками.

Как можно сделать замену лампы подсветки номерного знака — смотрите здесь.

На приводном валу ШРУСы расположены с двух сторон. Внутренний шарнир изнашивается гораздо дольше времени, чем внутренний. Однако, замена пыльников рекомендуется одновременно и внешних и внутренних гранат.

Если человек умеет держать в руках гаечный ключ, то замена пыльника ШРУСа ВАЗ 2110 обойдется ему только в цену самого пыльника, а данная статья подскажет, как все правильно сделать.

Когда менять пыльник? Диагностика

В вопросе сроков замены пыльников ШРУСов нет определенности, как, например, в замене масла в двигателе. Совет таков: каждый раз, при ремонте передней ходовой, обращать внимание на состояние пыльника шарнира. Также при обнаружении посторонних звуков на поворотах следует незамедлительно произвести диагностику шарниров равных угловых скоростей.

Как определить, уже пора менять пыльник или ШРУС целиком? Об этом далее.

  • При возникновении подозрений загоняем автомобиль на смотровую яму.
  • Первым делом следует визуально осмотреть пыльники на повреждения. Обычно они рвутся от возраста или от механического воздействия. Последний вариант – когда пыльник, вращаясь, цепляется за деталь подвески, например за защитный кожух поворотного кулака. Будет очень обидно, когда новый пыльник наружного ШРУСа порвется через день после установки.
  • Если на пыльнике обнаружены следы смазки, его необходимо заменить. В крайнем случае, если причиной является послабления хомута, промыть гранату, забить шарнир новой смазкой и хорошо затянуть хомуты.
  • Необходимость замена гранаты можно определить по появлению хруста, исходящего из передней части автомобиля, при поворотах. Также на смотровой яме следует взяться рукой за вал и пошатать его. Обнаруженный люфт – явный признак необходимости замены гранаты.
Итак, если все-таки нужно поменять пыльник или гранату целиком, читать дальше обязательно! Замена пыльников на ШРУСах ВАЗ 2110 будет рассматриваться во всех подробностях.

Замена пыльника ШРУСа на ВАЗ 2110. Инструкция

Для начала заготовим инструмент.

  • Домкрат
  • Балонник или головки с воротком
  • Головка для гайки крепления ШРУСа и большой вороток
  • Ключи на 13, 17, 19 или же набор
  • WD-40 или аналогичное средство для очистки ржавчины
  • Молоток
  • Медный, латунный брусок небольшого диаметра
  • Щетка по металлу
  • Монтировка
  • Пассатижи
  • Емкость для масла из КПП

Когда все приготовления сделаны, можно приступать к замене.

  • Загоняем автомобиль на яму, если таковая имеется.
  • Устанавливаем наш ВАЗ 2110 на ручной тормоз и устанавливаем под заднее колесо противооткатные упоры.
  • Немного срываем гайки крепления колес.
  • Используем домкрат, чтобы поднять автомобиль до свободного вращения переднего колеса.
Совет! Чтобы избежать травматизма, не следует ремонтировать автомобиль, подвешенный на домкрате ни в коем случае. Подставьте под опорную точку авто пень или другой предмет, и уберите домкрат – он имеет нехорошее свойство, а именно складываться в неподходящий момент.
  • При наличии защиты двигателя ее можно демонтировать для удобства, но это не обязательно.
  • Далее следует слить масло из коробки передач. Для этого берем нужный ключ, выкручиваем сливную пробку и сливаем масло в заранее приготовленную емкость. Не забудьте после этого вкрутить пробку обратно!
  • Для следующего действия потребуется верный напарник. Его задачей будет нажатие педали тормоза, в то время когда вы будете пытаться открутить ступичную гайку.
  • Используя гаечный ключ, следует освободить поворотный кулак от шаровой опоры. Используйте молоток, чтобы аккуратно выбить палец шаровой из соединения.
  • Обычно дальше в инструкциях пишут что-то вроде: «отогните монтировкой ступицу и достаньте внешнюю гранату из нее». На практике все получается гораздо сложнее. По причине редкого проникновения в узел соединения ступицы и гранаты, это место часто прикипает ржавчиной. Разъединение ШРУСа и ступицы в некоторых случаях занимало не один час усердной работы. Что делать в таком случае? Читайте дальше!
  • В таких случаях пригодится средство для очистки от ржавчины типа WD-40, большой молоток, а также медная или латунная наставка. Шлицевое соединение заливается WDшкой; следует немного подождать. Используя наставку из мягкого металла, чтобы не повредить резьбу, и молоток пытаемся выбить гранату из зацепления.
  • Не помогло? Что-ж, следует пытаться еще, и еще, пока нужный результат не будет достигнут. Кстати, на СТО цена замены пыльника наружного ШРУСа заметно увеличивается при наличии таких «слесарных» работ.
  • Затем следует извлечь вал из коробки передач. НЕЛЬЗЯ извлекать оба вала одновременно, только по очереди. Либо необходимо использовать специальные заглушки для коробки передач.
  • После этого вал следует зажать в тески и при помощи мягкой наставки, направленной на подшипник (не на корпус ШРУСа) сбить шарнир с вала.
  • Далее берем новую гранату или тщательно промываем внутри прежнюю. Обязательно набиваем шарнир специальной смазкой.
  • Старый пыльник срезаем ножом или просто стягиваем с вала. Надеваем новый пыльник, а затем наставляем ШРУС и легким ударом молотка через наставку «садим» шарнир на посадочное место.
  • При помощи пассатижей затягиваем два хомута крепления пыльника шарнира.

Смотрите видео о том, как еще можно отремонтировать пыльник:

Итог и несколько советов

Пыльник поменян! Теперь приступаем к сборке, которая проводится в обратном порядке разборки. Напоследок несколько советов.

Не забудьте накернить ступичную гайку, чтобы она не раскрутилась в процессе эксплуатации. Также не следует забывать о заливке масла обратно в КПП! Меняйте пыльники шарниров равных угловых скоростей на ВАЗ 2110 своевременно, чтобы обеспечить наиболее экономичную эксплуатацию своего автомобиля.

Процесс замены пыльника ШРУСов достаточно трудоемкий и требует некоего мастерства. Однако, если целью является экономия средств или же улучшение собственных качеств мастера по ремонту – инструмент в руки и вперед!