В быстро меняющемся мире автомобильной промышленности все-таки остаются вещи, неизменные со времен первых автомобилей Бенца или Форда. Одна из них — это пневматические шины, принцип работы которых не претерпел изменений за сто лет. Не изменился и их главный недостаток — сравнительная легкость повреждения. Даже современные бескамерные шины, способные дотянуть до ремонта с пробившим их посторонним предметом, не застрахованы от «грыж» и глубоких порезов, зачастую приводящих их в негодность. Единственным спасением зачастую оказывается запасное колесо, которое многими производителями заменяется на докатки с соответствующими скоростными ограничениями.

Безвоздушные шины Michelin - один из немногих прототипов, которые могут появиться в продаже

Безвоздушные шины Michelin — один из немногих прототипов, которые могут появиться в продаже

RunFlat: что это такое





Первой массовой попыткой внедрения в производство стойких к проколам и порезам покрышек была технология Run Flat. Эти шины нельзя назвать «безвоздушными», так как движение без давления воздуха внутри для них не было нормальным режимом эксплуатации. Кроме того, сама их конструкция накладывала ряд существенных ограничений на область их применения: обеспечение достаточной жесткости боковины покрышки, чтобы она могла выдержать вес автомобиля без деформации, было возможно только на низкопрофильной резине. Эксплуатация шин run flat была возможна исключительно на ровных асфальтовых покрытиях, так как они практически не демпфировали неровности дороги.

Отдельным минусом стойких к проколам шин стала их высокая цена, что в сочетании с частой невозможностью их ремонта сделала применение этих покрышек значительно менее выгодным по сравнению с традиционными бескамерными шинами.

Безвоздушные шины

Лечение основного недостатка обходными путями в случае с шинами run flat в очередной раз доказало свою ошибочность. Поэтому многие разработчики сконцентрировали свое внимание на устранении главного недостатка пневматических шин путем отказа от наполнения воздухом в принципе.

Рейтинг лучших летних шин 2016 года вы найдете здесь.

Также у нас есть информация о крупных автосалонах этого года, например, о Парижском автосалоне.

Первые экспериментальные образцы подобной технологии были разработаны по заказу Министерства обороны США в начале 2000-х годов. Несущая конструкция безвоздушной шины фирмы Resilient Technologies, испытанной на военном автомобиле HMMWW, представляла собой упругие соты из полиуретана, расположенные между внутренним кольцом шины и наружным слоем протектора.

honda_2005-Odyssey_Touring-044_3

Этот эксперимент смог выявить достоинства и недостатки подобной схемы. И, если бесспорным плюсом оказалась на порядок выросшая стойкость к повреждениям (способность выдерживать несколько попаданий из тяжелого пулемета проверена испытаниями), то среди минусов явно выделялись высокие паразитные вибрации на скоростях выше 80 километров в час, ограничившие применение безвоздушных шин проселочными дорогами. Для внедорожной эксплуатации определенным недостатком стала невозможность изменения пятна контакта варьированием давления в колесах.

С аналогичными проблемами столкнулись и конструктора Michelin, почти десять лет доводившие свои шины Tweel. Их отличительной особенностью стало использование радиальных спиц вместо сотовой структуры, что увеличило несущую способность конструкции и снизило сопротивление качению. Для обеспечения долговечности шины Tweel предусматривают возможность замены внешнего кольца по мере износа рисунка протектора.

Увы, хотя конструкция Tweel и оказалась в выигрыше по весу и стойкости к повреждениям, заменить пневматические шины она смогла только на спецтехнике наподобие погрузчиков, хотя в активах Michelin есть и контракт с NASA.

Компания Bridgestone в своих разработках Air Free использовала принцип, известный уже очень давно — несущая конструкция их шины повторяет велосипедное колесо со множеством «спиц» из термопластичной смолы, расположенных по касательной к окружности колеса. Таким образом удалось создать легкую и прочную шину с потерями на сопротивление качению, близкими к традиционным шинам.

20

Основным направлением работ в области NPT (Non-Pneumatic Tires) остается улучшение их скоростных характеристик, что позволит успешно применять их на автотранспорте. Так, инженеры Hankook утверждают, что разработанная ими технология I-Flex позволяет колесам работать на скоростях до 130 км/ч, при этом такие шины могут устанавливаться на стандартные колесные диски. Демонстрацией возможностей фирмы стали шины для сити-кара Volkswagen Up! в версии ABT, представленном в 2013 году.

Наибольшим достижением, если говорить о существующих продажах, можно назвать безвоздушные шины TerrainArmor компании Polaris, предназначенные для выпускаемых ей квадроциклов. Их конструкция объединяет в себе как решения Tweel от Michelin (сменный слой протектора), так и сотовую структуру Resilient Technologies (так как эта компания приобретена Polaris), что не только позволяет обеспечить высокий комфорт и приспособляемость к дорожным условиям для квадроцикла, но и избавляет его от основного бича подобных транспортных средств — эффекта «отскока» пневматических шин, способного привести к перевороту квадроцикла.

Смотрите, как безвоздушные шины самоочищаются от снега

Итог

На данный момент различные вариации безвоздушных шин не готовы к завоеванию автомобильного рынка, хотя и прекрасно зарекомендовали себя на внедорожной и специальной технике. Вместе с тем, приведение их сопротивления качению к современным стандартам, снижение шумности и увеличение стойкости к нагреву при длительной активной езде, способно сделать безвоздушные шины достойными конкурентами традиционных бескамерных покрышек.