Активный стабилизатор поперечной устойчивости, как отчасти ясно из названия, служит своеобразным стабилизатором движения: чтобы при повороте машина оставалась устойчивой, он предотвращает крен шасси и смещает нагрузку с внутренних колес на внешние. Расскажем об особенностях этого устройства подробнее. 


Какими бывают стабилизаторы поперечной устойчивости

Стабилизаторы бывают различной жесткости, которая зависит от свойств используемого материала, его формы и способа крепления.

Стабилизаторы бывают различной жесткости, которая зависит от свойств используемого материала, его формы и способа крепления. Фото: drive2.ru

Чем выше показатель жесткости стабилизатора, тем больший уровень нагрузки отдается с внутреннего колеса на внешнее, тем более крутые повороты может совершать автомобиль.

Стабилизаторы бывают переднего и заднего типов, в зависимости от конкретного типа можно устанавливать оптимальный режим управления.

Отличительная особенность стабилизатора поперечной устойчивости активного типа в том, что он изменяет величину жесткости в зависимости от условий движения: при спокойном движении по прямой он становится мягче, обеспечивая повышенную плавность езды, а при совершении поворотов его жёсткость растет из-за бокового ускорения. Это происходит из-за наличия винтового гидроцилиндра: он встроен между половин металлической штанги в стабилизаторе, при этом сама штанга крепится к подвеске, к ее подвижным элементам.

Хотите знать, что делать, если на машину упало дерево? Ответ вы найдете на нашем сайте.

О том, какое наказание грозит за дачу взятки сотруднику ГИБДД можно прочитать здесь.

Конструкция и принцип действия активного стабилизатора

Устройство активного стабилизатора поперечной устойчивости достаточно просто.

Устройство активного стабилизатора поперечной устойчивости достаточно просто. Фото: drive2.ru

Составные элементы активного стабилизатора поперечной устойчивости представлены:

  • штангой с круглым сечением в форме буквы П;
  • хомутами и резиновыми втулками, обеспечивающими вращение;
  • отверстиями для продувки воздуха;
  • поршнями;
  • шариковым винтом.
Его концы прикрепляются на шарнирах с подвеской и стойками амортизатора. При этом соединение может быть как прямое, так и опосредованное, при помощи двух тяг.

Сам стабилизатор имеет простой принцип действия, который основан на изменении нагрузки между элементами подвески: в том случае, если происходит боковой крен, концевые элементы стабилизатора перемещаются в противоположные стороны. Одновременно происходит закручивание средней части, кузов автомобиля немного приподнимается с одной стороны и опускается с другой.

Чем больший происходит крен, тем более сильное сопротивление оказывает стабилизатор, выравнивания автомобиль на дороге.

Чем больший происходит крен, тем более сильное сопротивление оказывает стабилизатор, выравнивания автомобиль на дороге. Фото: lr-expert.ru

Маневренность автомобиля напрямую зависит от характеристик жесткости стабилизатора: активный стабилизатор с меньшим уровнем жесткости дает больший крен шасси и большую маневренность, одновременно уменьшая чувствительность управления, в том время как более стабилизатор с более высоким уровнем жесткости дает прямо противоположный эффект.

Для того, чтобы добиться необходимого баланса жесткости активного стабилизатора, в автомобиле устанавливают одну из следующих технологий:

  • активного привода в конструкции стабилизатора;
  • гидроцилиндров вместо стоек стабилизатора;
  • гидроцилиндра вместо втулки стабилизатора.

Разновидности и особенности каждого из стабилизаторов

1) С системой динамического управления шасси. В такой системе жесткие стойки стабилизатора поперечной устойчивости заменяются на гидроцилиндры. Они же в свою очередь комбинируются с гидравлическими стойками и с гидравлической системой. Работа активного стабилизатора здесь находится под электронной системой управления.

2) С гидравлическим приводом. Конструкция стабилизатора такого типа предполагает наличие активного стабилизатора, состоящего из двух частей, между которыми располагается гидравлический привод. Такая конструкция может иметь модификации, но сюда относятся и гидравлические приводы с поршнем и шариковым винтом, и приводы-гидромоторы, управляемые электронной системой. В подобной системе объединяются входные датчики, блок управления и даже исполнительные устройства.

3) С системой кинетической стабилизации подвески. Эта концептуально новая система стабилизации подвески: представляет собой своеобразный замкнутый гидравлический контур, в котором соединены вместе и два гидроцилиндра, и клапаны, и гидроаккумулятор. К ним также подключаются блок управления и сенсорные датчики. В такой конструкции стабилизатор соединяет гидроцилиндры и кузов между собой.

4) С электромеханическим приводом. Данному виду присуще наличие двух активных стабилизаторов, между которыми располагается электромеханический привод. Управление всей конструкцией, подобно конструкции с гидравлическим приводом, осуществляет электронная система. Такой тип активного стабилизатора имеет ряд плюсов: время отклика становится минимальным – до 20 миллисекунд, а энергия расходуется минимально.

Возможные неисправности способы наладки

1) Гидравлическая жидкость протекает через манжеты-уплотнители штока стабилизатора.

Износ манжеты приводит к тому, что уровень жидкости в системе антикрена падает, о чем свидетельствует сообщение об ошибке системы антикрена на приборной панели. Ехать дальше в таком случае запрещено – следует заглушить двигатель, поскольку отсутствие гидравлической жидкости ведет к быстрой поломке насоса, а для корректной работы автомобиля уплотнительную манжету штока стабилизатора требуется заменить.

2) Шток гидроцилиндра подвергается коррозии.

Коррозия на штоке часто возникает из-за попадания на него воды, соли, абразивных загрязнений и различных реагентов. Это, в свою очередь, ведет к повышению степени износа манжеты, что в конечном итоге приводит к утечке гидравлической жидкости, о которой упомянуто в предыдущем пункте.

Такую проблему можно устранить, заменив манжету либо шток.

3) Разрушено поршневое кольцо гидроцилиндра.

При разрушении поршневого кольца гидроцилиндра у Вас может и не быть каких-либо сообщений о неполадках, однако стабилизатор потеряет свою функциональность и будет происходить ощутимый крен автомобиля на поворотах – в таком случае требуется установить новое поршневое кольцо

5) Втулка крепления стабилизатора износилась за короткий срок.

В случае, если втулка крепления стабилизатора слишком быстро износилась, нужно укрепить места соприкосновения втулок и штанги стабилизатора, поскольку они особо подвержены негативному воздействию погодных условий, что приводит к быстрому износу. Это можно исправить, наплавив при последующей шлифовке на необходимые участки некоторое количество металла.

Также о некоторых возможных причинах неисправности стабилизатора можно узнать из видео:

Итог

Стабилизатор поперечной устойчивости значительно облегчает жизнь водителя и повышает комфорт езды. Не забывайте, что это устройство подвержено поломкам, так что при первых же признаках неисправности старайтесь предпринять все меры для того, чтобы не усугублять ситуацию.

Дорогие читатели! Мы постоянно пишем актуальные и интересные материалы на наш интернет-журнал ПроКроссовер, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен!
Дорогие читатели! Мы постоянно пишем актуальные и интересные материалы на наш интернет-журнал ПроКроссовер, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен!