Для функционирования силового агрегата любого типа и конструкции необходима система транспортировки и обогащения топлива. Для этого в конструкцию топливной системы входит специальный насос, назначение которого заключается в создании необходимого давления из бака к камерам сгорания автомобильного двигателя. Поскольку на легковой технике самым распространенным типом силового агрегата является бензиновый мотор, соответственно, в рамках этой публикации рассмотрим устройство, принцип функционирования, виды и основные неисправности бензонасоса.


В современной автомобильной технике с бензиновыми моторами могут использоваться два вида насосов подачи топлива, которые помимо своих конструкционных особенностей, отличаются еще и местом расположения.

В современной автомобильной технике с бензиновыми моторами могут использоваться два вида насосов подачи топлива, которые помимо своих конструкционных особенностей, отличаются еще и местом расположения. Фото: autotechgroup.ru

Бензонасосы бывают:

  • механическими;
  • электрическими.

Бензонасос механического типа

Этот вид насоса используется на старых, карбюраторных моделях силовых агрегатов. Зачастую местом его установки является головка блока цилиндров двигателя, поскольку в качестве привода для этого типа бензонасоса выступает распредвал. Давление в системе транспортировки топлива создается за счет мембраны насоса.

Такой насос имеет простую конструкцию, его принцип функционирования также не отличается сложностью.

Такой насос имеет простую конструкцию, его принцип функционирования также не отличается сложностью. Фото: M.androidmafia.ru

Внутри корпуса устройства располагается подпружиненная диафрагма (мембрана), в центральной части которой располагается специальный шток, взаимосвязанный с распределительным валом мотора. Вверху корпуса бензонасоса находятся выпускной и впускной клапаны, через которые проходит бензин при работе устройства. Пространство между верхней частью корпуса бензонасоса и диафрагмой как раз является основной рабочей зоной механизма, в которую засасывается бензин, и из нее уже далее поступает в карбюратор.

Об особенностях проведения капитального ремонта двигателя и его стоимости вы узнаете здесь.

Отзывы владельцев Рено Дастер — ценный источник, из которого можно узнать о плюсах и минусах автомобиля.

Поскольку для карбюраторных типов моторов не требуется высокое давление для впрыска топлива, бензонасос в этом случае выполняет лишь функцию его транспортировки для бесперебойной работы силового агрегата. После остановки двигателя насос перестает работать. Для того, чтобы потом запустить мотор, в карбюраторе предусмотрены специальные камеры, в которые заранее закачивается необходимое количество бензина.

Электрический бензонасос

Для двигателей с инжекторным (через форсунки) типом впрыска топлива необходимо постоянное высокое давление. Поэтому механический бензонасос для этой цели не подойдет.

Для двигателей с инжекторным (через форсунки) типом впрыска топлива необходимо постоянное высокое давление. Поэтому механический бензонасос для этой цели не подойдет. Фото: autohobi.com

Для инжекторных моторов применяются специальные электрические бензонасосы, которые могут располагаться непосредственно в баке, либо в топливной магистрали, обеспечивая постоянное, высокое давление. Например, в последних моделях инжекторных систем впрыск топлива осуществляется по аналогии с впрыском на дизельном силовом агрегате, то есть, бензин под высоким давлением впрыскивается непосредственно в цилиндр. Поскольку производительности одного электрического бензонасоса недостаточно для обеспечения этого, используется следующее конструкционное решение:

  1. В бензобаке автомобиля располагается стандартный электрический топливный насос, который необходим для создания рабочего давления в системе.
  2. На ГБЦ располагается механический топливный насос, который создает высокое давление бензина, и подает его для впрыска через форсунки.

Рассмотрим наиболее распространенные типы электрических бензонасосов. Их существует три:

  • роторно-роликовый – размещается в топливной магистрали. Он состоит из электромотора, на валу которого смонтирован специальный роликовый диск. Принцип его функционирования заключается в том, что при вращении вала электродвигателя, топливо захватывается роликами, в результате чего оно немного сжимается, после этого под давлением подается в магистраль;
  • шестеренчатый электрический бензонасос также монтируется в топливную магистраль и имеет схожий с роторно-роликовым типом принцип работы. Разница заключается лишь в том, что здесь топливо нагнетают зубья шестерни, которая вращается на валу электромотора;
  • турбинный (центробежный) – является одним из используемых типов насосов, который устанавливается непосредственно в бензобак, а его выпускной патрубок подсоединен к топливной магистрали. Необходимое для транспортировки бензина давление создается при помощи крыльчатки, помещенной в специальный герметичный резервуар.
Важно! При запуске инжекторного двигателя топливная система уже должна находиться под давлением для обеспечения корректного впрыска бензина через форсунки, поэтому работой электронасоса управляет ЭБУ, активируя его перед включением стартера.

Рассмотрим, что может пойти не так с разными типами бензонасосов.

Основные неполадки и особенности их устранения

В насосе механического типа может быть нарушена циркуляция бензина вследствие выхода мембраны из строя, некорректной работы клапанной системы, повреждения основных рабочих элементов привода: штока и балансира.

В насосах с электрическим приводом могут некорректно функционировать электромагнитные клапана, присутствовать механические повреждения основных нагнетательных элементов, окислиться контактные группы и т. д.

О неисправности механического бензонасоса на карбюраторном силовом агрегате свидетельствуют следующие признаки:

  1. Невозможность запуска двигателя.
  2. Резкое снижение мощности и разгонной динамики автомобиля.
  3. Мотор запускается и сразу же глохнет.

На инжектроных двигателях с электрическим бензонасосом можно заметить следующие признаки неисправности:

  1. На панели приборов загорелся CHECK ENGINE.
  2. Резкая потеря мощности.
  3. Рывки автомобиля во время движения.
Отметим, что важной составляющей продолжительной эксплуатации бензонасоса любого типа является использование высококачественного топлива.

Постоянная эксплуатация транспортного средства с использованием несоответствующего либо грязного бензина приводит к нарушению пропускной способности фильтрующих элементов, из-за чего насосу приходится работать под высокой нагрузкой, чтобы прокачать топливо через систему. Соответственно, из-за этого деталь быстрее выйдет из строя. Стоимость нового бензонасоса составляет 2-5 тыс. руб., в зависимости от модели транспортного средства. Однако дешевле будет поменять поврежденную деталь и восстановить работоспособность элемента. Для этого в продаже имеются наборы ремкомплектов для различных бензонасосов.

Самостоятельная замена бензонасоса

Процедура не отличается особой сложностью, и не отнимет много времени. К тому же для ее проведения потребуется минимальный набор инструментов.

Процедура не отличается особой сложностью, и не отнимет много времени. К тому же для ее проведения потребуется минимальный набор инструментов. Фото: korean-car.ru

Замена бензонасоса механического типа:

  1. В подкапотном пространстве необходимо найти бензонасос.
  2. Снять топливные шланги с его штуцеров, предварительно послабив их хомуты
  3. Открутить все гайки, которые крепят топливный насос.
  4. Демонтировать элемент и слить в чистую емкость остатки бензина с него.
  5. Удаляем старые прокладки с посадочных мест и устанавливаем новые.
  6. Устанавливаем новый бензонасос, предварительно отрегулировав его шток, и крепим деталь гайками.
  7. Надеваем на место топливные шланги, и, используя рычаг ручной подкачки, заполняем бензином камеры.
  8. Запускаем силовой агрегат и проверяем работоспособность нового элемента.

Несколько сложнее замена электрического бензонасоса. Ее последовательность такова:

  1. Обесточиваем бортовую сеть, отсоединив клеммы от аккумулятора.
  2. Из бензобака необходимо аккуратно вытянуть предохранительный резиновый фартук, закрепленный на горловине. Сделать это можно при помощи плоской отвертки.
  3. Отсоединяем предохранительный клапан от фартука.
  4. Через багажный отсек необходимо подобраться к бензобаку, предварительно сняв его облицовку.
  5. Отсоединяем все провода и шланги от топливного модуля, откручиваем его крепление и извлекаем из бензобака.
  6. Проверяем целостность уплотнительного кольца, и в случае необходимости сразу его меняем.
  7. Для замены бензонасоса необходимо разобрать топливный модуль и извлечь неисправный элемент.
  8. Для того чтобы снять с насоса топливные шланги, их следует немного прогреть опустив в горячую воду, либо воспользовавшись строительным феном.
  9. Установка исправного электрического насоса осуществляется в обратном порядке.

В этом видео вы найдете детальную инструкцию по замене бензонасоса на ВАЗ 2115:

Итог

Исправность и корректное функционирование топливного насоса во многом зависят от качества бензина и своевременности замены фильтрующих элементов. Также на эксплуатации детали негативно отражается продолжительная работа бензонасоса «на сухую», то есть при низком уровне топлива в баке, либо его отсутствии. Если на автомобиле установлена инжекторная топливная система, лучше после включения зажигания выждать несколько секунд, за которые бензонасос создаст необходимое давление в топливной магистрали.