Динамометрический ключ – одновременно простой, но крайне необходимый инструмент как для обслуживания автомобиля, так и для работ с сантехникой или электроникой.  Почти в каждом узле есть строго регламентированное значение момента затяжки соединения, и именно от этого после сборки будет зависеть надежность, безопасность, срок службы деталей и точность соединения.


Использование динамометрического ключа при сборке буквально позволяет увеличить ресурс всех деталей, участвующих в соединении.

Использование динамометрического ключа при сборке буквально позволяет увеличить ресурс всех деталей, участвующих в соединении. Фото: refleader.ru

Динамометрический ключ представляет собой крайне необходимый инструмент, как для проведения технического осмотра и ремонта узлов автомобиля, так и для ремонта крайне хрупкой электроники. Сам ключ представляет собой гаечный ключ с динамометром, и используется для закручивания резьбового соединения с определённым моментом затяжки.

Данный инструмент является одним из основных в автомобильном слесарном ремонте, и даже у водопроводчиков.

Он выступает конкурентом классическим инструментам, таким как рожковые и накидные ключи, и головкам с трещёткой.

Для чего проводится замена барабанных тормозов на дисковые и какие плюсы это несет — узнайте в этом материале.

Honda Avancier 2017 — ожидаемая новинка скорого будущего, которая заметно освежит весь сегмент.

Устройство ключа и его классификации

Стандартный ключ продается в сборе, и состоит из:

  • Съемной насадки (обычно это трещотка).
  • Штифта-фиксатора насадки.
  • Корпуса с пружиной.
  • Измерительной шкалы.
  • Регулировочной ручки.
  • Фиксатора выставленного усилия срабатывания.

В комплекте могут идти и другие насадки, кроме трещотки, например накидные, рожковые, гаечные, с мультипликатором, и другие. Ко многим  моделям необходимые насадки можно докупить самостоятельно.

Здесь вы видите схематичное устройство динамометрического ключа.

Здесь вы видите схематичное устройство динамометрического ключа. Фото: instrumentru.ru

Главным преимуществом любого динамометрического ключа над обычным  заключается в том, что отслеживается усилие, прилагаемое во время его работы. 

Это позволяет предотвращать срыв гаек и повреждения резьбового соединения, то есть очень сильно минимизируется риск повредить необходимую конструкцию.
Конечно, важным в этом деле является и верная установка необходимого момента.

Конечно, важным в этом деле является и верная установка необходимого момента. Фото: kartin.fastimagess.ru

Сами ключи делятся на три основных вида:

  • стрелочные, отличаются невысокой ценой. Погрешность примерно 7%;
  • предельные (щелковые), погрешность которых составляет уже 5%. Являются наиболее универсальными из всех видов;
  • цифровые, с погрешностью не более 1%. Имеют встроенную память и интерфейс подключения к ПК. Являются самыми дорогостоящими.

Плюсы и минусы каждого вида динамометрических ключей

Стрелочные

Несомненным плюсом данных устройств является цена – на рынке встречаются экземпляры по цене от 15$.

Такие ключи имеют достаточно большой запас прочности, что увеличивает срок их службы.

Такие ключи имеют достаточно большой запас прочности, что увеличивает срок их службы. Фото: ktcmsk.ru

 

Интервал работы ограничен только шкалой данного инструмента. На этом основные достоинства и заканчиваются.
А к недостаткам относится высокая погрешность данных ключей (до семи процентов), и неудобство применения в некоторых сферах, если шкала динамометра круглая. В целом, если использовать в автомобильном ремонте, данные ключи будут не самым лучшим выбором, поэтому идём дальше.

Предельные (щелковые)

Данные динамометрические ключи нужны для затягивания соединения с уже заданным усилием.

Данные динамометрические ключи нужны для затягивания соединения с уже заданным усилием. Фото: static.v-avto.ru

Во время затяжки при достижении данного усилия раздается щелчек, откуда и пошло названия. Могут иметь как заранее предустановленный и нерегулируемый момент, так и с изменяемыми значениями. Так же особенностью данных экземпляров является нежелательная работа в крайних положениях шкалы – рекомендуется работать как можно ближе к середине шкалы.

Данные ключи крайне удобны в эксплуатации,  и могут иметь поистине широкий диапазон значений. Да и «перетянуть» дальше значения не выйдет.  Само устройство ключа является крайне надежным, и сломать его будет очень сложно.

Из недостатков стоит отметить погрешность в 5%, и необходимость калибровки раз в год, или каждые 10 тысяч затяжек. А если ключ с предустановленным моментом, то в минусы добавляется и его узкая направленность. Так же после использования желательно «разгружать»  инструмент.
Стоимость изделия начинается с 40$. Оптимально выбирать устройство со съемным квадратом, чтобы не ограничивать себя в выборе головок.

Цифровые

Электронный ключи практически не имеют погрешности, что является одним из главных плюсов.

Электронный ключи практически не имеют погрешности, что является одним из главных плюсов. Фото: autopiter.ru

Электронные динамометрические ключи занимают первое место по точности измерений (погрешность – не более 1%), имеют встроенную память, у многих моделей есть возможность подключения к ПК, пишут количество использований, и имеет сигнализацию затяжки (вибрация, звуковой сигнал, или все это вместе).

Недостаток лишь один – крайне высокая цена (от 120$ за самый простой экземпляр).

По внешнему виду ключи различаются на следующие виды:

  1. Ключи-отвертки. Как видно из названия, их внешний вид похож на обычную отвертку. Преимущественная сфера применения – работа с электроникой и хрупкими механизмами (например часовыми)
  2. Ручные динамометрические ключи. Имеют наибольшее распространение, как в частных руках, так и на крупных промышленных предприятиях.
  3. Промышленные динамометрические ключи. Используются на крупных ремонтных и производственных  площадках.

Что важно знать

  • Нельзя работать на крайних и экстремальных значениях (то есть не стоит затягивать меньше, чем нижнее деление, и выше, чем максимальное деление);
  • Нельзя использовать очистители при обслуживании ключа – только протирка. В ином случае возможно вымывание смазки и поломка динамометрического механизма;
  • по окончании ремонтных работ обязательно необходимо  сбросить значение необходимого крутящего момента до минимального по шкале – это увеличит срок работы инструмента.

Особенности выбора

Для работы с электронными платами необходимы ключи с моментом от 0.1 до 10Нм.

Если же основная сфера применения — это ремонт автомобилей или сантехнические работы,  то идеальным выбором будет ключ с диапазоном от 20 до 250 Нм.

Именно в этот диапазон укладывается большинство проводимых работ по ремонту и ТО. Хорошим вложением средств будет и приобретение ключа с диапазоном от 40 до 210 Нм. Именно этот диапазон широко представлен на рынке как именитыми немецкими фирмами, так и малоизвестными, но качественными тайванскими производителями.

Из всего этого разнообразия стоит выбирать именно то, что конкретно необходимо.

Из всего этого разнообразия стоит выбирать именно то, что конкретно необходимо. Фото: izhevsk.ru

Если динамометрический ключ не будет использоваться ежедневно, не нужна очень высокая точность, и позволяет бюджет – самым оптимальным будет выбор щелкового динамометрического ключа с возможностью изменения момента. Данный инструмент будет максимально полезен при выполнении бытовых задач с любой техникой в доме и на даче, при этом с минимальными вложениями будет получена максимальная отдача.

Если же ключ нужен для частой и деликатной работы (например, постоянные ремонты ДВС автомобилей в мастерской), то предпочтение следует отдать электронному изделию. Кроме высокой точности, в ПК можно сохранять значения моментов, что может потребоваться при дальнейшем проведении ТО.

Будет ошибкой обхватить одним ключом все сферы. Оптимальным будет выбор нескольких динамометрических ключей, с перекрывающими друг друга крайними моментами, и использовать каждый ключ в своей области.  И, конечно же, не стоит забывать делать калибровку любого типа устройства.

Подробнее о том, как использовать динамометрический ключ можно узнать в этом видео: