Кроссовер на любую дорогу – реально ли это?


Универсальный автомобиль, который отлично маневрирует в городских пробках, хорошо держит скоростную трассу и при этом пересекает топи, болота – это ли не мечта каждого профессионального водителя. Обязательным условием является комфортный вместительный салон, электронные помощники и низкий расход топлива. Все это демонстрируют современные кроссоверы премиум-класса, но от этого еще далеки многие кроссоверы бюджетного сегмента.

Кроссовер на любую дорогу – реально ли это?

Итак, какие технологии позволяют кроссоверу демонстрировать повышенную проходимость и приближают его к традиционным внедорожникам и благодаря чему салон городского паркетника такой же удобный, как и у классического седана?

Несущий кузов

Кроссовер на любую дорогу – реально ли это?

Кроссовер отличается от классического внедорожника несущим кузовом. В то время как на массивных внедорожниках нельзя полностью убрать раму, можно только интегрировать некоторые ее участки, в кроссоверах большую часть рабочих нагрузок при движении автомобиля несет либо усиленное днище кузова, либо несущий каркас. Что значительно снижает вес автомобиля и уменьшает расход топлива.

Кроссовер на любую дорогу – реально ли это?

Это преимущество играет и отрицательную роль, если рассматривать порядок проходимости. Жесткая рама позволит равномерно распределить нагрузку на ось при езде по глубокому бездорожью, кроссоверы же этого лишены. После ДТП рамный внедорожник легче и быстрее ремонтируется, но при фронтальном столкновении у пассажиров кроссовера намного больше шансов остаться невредимыми.

[stextbox id=’custom’]За счет несущего кузова кроссовером легче управлять на скорости, маневрировать и «входить» в повороты. Если сравнивать модель с седаном, то нельзя сказать, что седаны строятся только с несущим кузовом, и в этом их техническая схожесть с кроссовером. В 2011 с конвейера сошел последний рамный седан Ford Crown Victoria — полицейский автомобиль из США, который снимался в каждом американском фильме.[/stextbox]

Кроме этого, отсутствие рамы и высокий кузов не ставит автомобиль в сегмент кроссоверов. На рынке достаточно не рамных внедорожников с приводом 4х4 и соответствующим дифференциалом. Самой противоречивой моделью остается Nissan Patrol последнего поколения и Mitsubishi Pajero Wagon. Многие считают Ниссан рамным внедорожником, другие упорно «не видят» в его конструкции классической рамы. Но правы все – автомобиль оснащается кузовом с интегрированной рамой и независимой подвеской всех колес.

Дорожный просвет

Кроссовер на любую дорогу – реально ли это?

Большой дорожный просвет и определенный угол боковых свесов – это одна из главных составляющих внедорожников. Все эти параметры перешли и к кроссоверам. Чтобы передвигаться по проселочной дороге, легко преодолевать сугробы и ямы клиренс должен быть не менее 200 мм. Это нижняя граница дорожного просвета всех кроссоверов.

Седаны и купе не могут похвастаться таким большим расстоянием до дорожного полотна. Самый большой клиренс среди седанов у автомобиля Шкода Октавиа первого поколения — 170 мм. В третьем поколении универсал имел дорожный просвет всего 155 мм.

Полный привод

Первые кроссоверы в начале своей карьеры оснащались полным приводом, как и все рамные внедорожники, но, многие маркетологи молчат, что поскольку для многих кроссоверов за основу берется база определенного седана или универсала, то используется совершенно «иной» полный привод.

Кроссовер на любую дорогу – реально ли это?

Для того, чтобы передвигаться по пересеченной местности, у внедорожника, кроме массивной рамы и полного привода, должно быть еще большое количество технических функций — например, понижающий ряд в раздатке для наращивания крутящего момента. Без этой «опции», например, Ford Explorer 3.5, весом в 2,5 тонны не смог бы преодолевать болота на оптимальной скорости.

Сама раздатка внедорожника имеет высокий ресурс и обеспечивает быстрое механическое соединение обеих мостов с двигателем. Нельзя забывать и о блокировке межосевых и межколесных дифференциалов, что важно при возможной пробуксовке машины в тяжелом грунте, и многое другое.

[stextbox id=’warning’]Если убрать раздаточную коробку, мощную зависимую подвеску и цельную раму, внедорожник превратится в обыкновенный седан, только с большим кузовом и клиренсом[/stextbox].

Кроссовер также может иметь сцепление с дорогой всеми четырьмя колесами, сохраняя весь комфорт легкового автомобиля, на базе которого он и был построен. Вот здесь и кроется главное отличие кроссовера от седана и внедорожника – подключаемый полный привод.

Самое первое — в комплектации любого кроссовера нет раздаточной коробки как таковой, это значит, что отсутствует понижающий ряд в трансмиссии, который увеличивает крутящий момент. В реальности это означает, что кроссовер не сможет выбраться с глубокого оврага или серьезного бездорожья.

Кроссовер на любую дорогу – реально ли это?

Подключаемый полный привод — это задействование задней оси через многодисковую электронную муфту. Во внедорожниках это стальные шестерни. Управляемая муфта не рассчитана на продолжительную работу в замкнутом состоянии, при перегреве происходит ее автоматическое отключение. Поскольку кроссовер не предназначен на часовые поездки по ухабам, справедливо считается, что преодолеть сложный участок снежного заноса или переехать бровку этого вполне хватит.

В некоторых моделях кроссоверов муфта имеет ручное переключение. Это значит, что получить полный привод водитель может еще до начала буксования. Но большинство, приблизительно 80% кросоверов имеют только автоматическую активацию задних колес, которая срабатывает в тот момент, когда передние колеса вовсю буксуют.

Полноприводные седаны или универсалы, например, BMW 3-й серии с трансмиссией xDrive, которая впервые была опробована на внедорожнике X3 и X5, а для седана модернизирована зубчатой передачей, которую установили вместо цепи привода раздаточной коробки, показывают лучшую проходимость на размытых проселочных дорогах, чем бюджетные кроссоверы с большим клиренсом.

[stextbox id=’warning’]Поэтому внедорожные качества кроссовера помогут водителю только выехать с заснеженной парковки — для реальной езды по отечественному бездорожью эти автомобили вряд ли годятся. Но исключения всегда есть — например кроссовер BMW X2.[/stextbox]

Блокировка дифференциалов

Полноприводные внедорожники комплектуются тремя дифференциалами, каждый из которых блокируемый. Это необходимо при езде по сложным участкам бездорожья, когда одно колесо вязнет в песке, а противоположное находится на твердом грунте.
На каждое колесо устанавливается датчик, и если происходит большой разрыв между количеством вращений ведущих колес, блокиратор притормаживает колесный диск, препятствуя пробуксовке.

Во многих современных кроссоверах бюджетного сегмента нет системы полной принудительной блокировки дифференциалов. Есть частичная блокировка, которой вполне хватает для преодоления небольших заносов. Все частичные блокировки имеют автоматический режим включения, часто это постепенное притормаживание оси или вала, что дает меньшую нагрузку на трансмиссию, обеспечивая последней больший ресурс использования.

Наиболее распространенный вариант — это комплектация кроссовера вискомуфтой, которая используется вместо обычного дифференциала. Для блокировки используют фрикционные диски, которые выравнивают скорость вращения колес.

Кроссовер на любую дорогу – реально ли это?
система xDrive

В BMW X3 используется интеллектуальный привод xDrive. Крутящий момент распределяется между передними и задними колесами за счет многодисковой муфты с продольной блокировкой. Система DSC (курсовой устойчивости) четко отслеживает показатели дороги и может заранее определить степень пробуксовки колес и активировать блокировку на доли секунды.

Кроссовер на любую дорогу – реально ли это?
Форд Рейнджер Раптор

Кроссовер Ford Ranger оснащен всеми внедорожными опциями, которые позволяют превратить городской автомобиль в настоящий трактор. В комплектации присутствует полноценная рама, подвеска на рессорах и цельный мост. А вот межколесные блокираторы отсутствуют. Их функцию получила система ESP, которая не только тормозит проскальзывающие колеса, но и отслеживает вес и ускоряет торможение. Клиренс — 232 мм, углы свесов — 28 градусов, автомобиль легко преодолевает ямы глубиной 80 см.

Подвеска решает все

Популярный кроссовер Toyota Highlander может считаться образцом комплектации. Для задней стойки использовалась многорычажная конструкция от кроссовера Lexus RX, на базе которого модель и строилась. Передние подвески – классический МакФерсон. В чем сила этой конструкции, и почему для многих кроссоверов выбирают полунезависимую подвеску на заднюю ось и МакФерсон — на переднюю?

Кроссовер на любую дорогу – реально ли это?
Передняя и задняя подвеска Lexus RX

Классический внедорожник — это автомобиль предназначенный преодолевать дороги с вязким грунтом, при большом количестве воды, когда присутствует минимальное естественное сцепление с дорожным полотном. Подвеска должна соответствовать режиму эксплуатации. Узел должен иметь большую прочность и артикуляцию (ход) и быть в состоянии пропускать большое количество грязи — это вполне обеспечивают зависимые подвески, которые прочно удерживаются на оси.

[stextbox id=’black’]Для кроссоверов такие жесткие требования не выдвигаются, поэтому во главу угла ставится плавный ход и оптимальное сцепление с дорогой при повороте на скорости. Независимая подвеска поможет удержать машину строго горизонтально, если одно из колес наехало на камень, или при переезде бровки.[/stextbox]

Подвеска МакФерсон устанавливается за один прием, все комплектующие (стойки, рычаги, поперечина) имеют компактные размеры. На верхней опоре крепят упорный подшипник качения, который рассчитан на большой срок эксплуатации. Рычаг и шарнир достаточно разгружены, поэтому имеют небольшой вес.

Этот тип подвески никогда не используется в рамных конструкциях кроссоверов, поскольку подвеска показывает худшие результаты кинематики в сравнении с зависимым элементом или подвеской на двойных рычагах.

Габариты и вес

Кроссовер на любую дорогу – реально ли это?
Вес несущего и рамного кузова

Вес кроссовера уступает рамному внедорожнику на 50 %, но в отличие от седана это достаточно тяжелая машина. Кроссовер Peugeot 3008 спокойно берет на буксир 1, 5 тонны и при этом отлично маневрирует. А вот Форд Фокус седан при полном снаряжении имеет вес 1300 кг, но его грузоподъемность — всего 500 кг.

Кроссовер в кузове купе

Кроссовер на любую дорогу – реально ли это?

 

Интересные модели кроссоверов в кузове купе. Смелый эксперимент позволили себе два немецких гиганта — БМВ с моделью Х6 и Мерседес, выпустив в 2016 Mercedes-Benz GLC Coupe. Их обозвали «ГМО» автомобилями, но комплектация оказалась настолько удачной, что сегодня кросс-купе есть у многих мировых производителей — это и Audi Q2 2018 года, и Mitsubishi Eclipse Cross 2017, и Jaguar E-Pace. И никто не посмеет сомневаться, что перед ним действительно кроссовер, а не банальный хэтчбек. Поэтому высокий кузов — это не всегда характеристика современного кроссовера.

Кроссовер на любую дорогу – реально ли это?
Audi Mitsubishi Jaguar кроссоверы-купе

[stextbox id=’dzen’]Кроссоверы призваны заполнить разрыв, который образовался между традиционным внедорожником и классическим седаном, и этим машинам это полностью удалось. Кроссоверы годятся на любую дорогу, а тем, кто желает экстрима, следует присмотреться к другим моделям.[/stextbox]

Подпишись на "ПроКроссовер":



Рейтинг
( Пока оценок нет )
Сергей Василенков/ автор статьи
Про кроссоверы