Человек несведущий может подумать, что жилая зона, как следует, собственно, из самого словосочетания — это вообще любая территория, где живут люди. С точки зрения Земельного Кодекса России это действительно так — определение, которое дано там (пункт 5 статьи 85), весьма похоже — только значительно более расширено.


Но существуют ещё Правила Дорожного Движения, и этот документ указывает, что въезды и выезды в жилую зону должны быть обозначены специальными знаками — 5.21 и 5.22 соответственно.

Нельзя считать, например, вообще весь город жилой зоной, только на основании того, что там кто-то постоянно проживает. Нет, только отдельные части.

Нельзя считать, например, вообще весь город жилой зоной, только на основании того, что там кто-то постоянно проживает. Нет, только отдельные части. Фото: most.web-intaro.ru

Где устанавливается знак «жилая зона»

Чаще всего, это кварталы, где тесно стоят многоквартирные дома (так называемые спальные районы). Бывает и так, что знак ставят в густозаселённом частном секторе.

Не стоит забывать, что Правила чётко указывают: даже в случае, если знака нет, любая дворовая территория приравнивается к жилой зоне.

Особенности дорожного движения в жилых зонах

Водителю следует полностью поменять манеру вождения и забыть алгоритм, которым он руководствуется при обычной езде. Ведь в жилых зонах очень многое иначе.

  • максимальная скорость движения — не 60, а лишь 20 км/ч (пункт 10.2 ПДД РФ). Это, разумеется, продиктовано требованиями безопасности. Ведь то, что на автодорогах — вполне нормально, во дворах — уже очень много.
  • пешеходы могут двигаться как по тротуарам, так и по проезжей части. С их стороны это нисколько не нарушение. Правда, бывает, что у водителей не выдерживают нервы и эти люди начинают подгонять сигналом идущих людей. Делать это — запрещено.

О том, каким будет возрожденный Пикап от Пежо — смотрите здесь.

Брошенная машина во дворе не должна мешать окружающим. Как от нее избавиться — смотрите на Прокроссовер.

Что запрещено в жилой зоне

  • сквозное движение.
    Даже если удобно было бы проехать через какой-либо двор дальше — этого делать нельзя. Для таких манёвров существуют автодороги.
    Конечно, на практике существуют исключения. Например, мусоровоз, который обслуживает территорию. Его водитель имеет чёткий маршрут, и, опустошив контейнеры в противоположных частях дворах, поедет дальше.
  • учебная езда. Курсанты могут совершать довольно непредсказуемые действия, а инструктор, даже если он высокопрофессионален, уследить бывает не в состоянии. На территории, где люди идут по проезжей части, это может привести к беде. Кроме того, часто учёба связана с многократным троганием с места, а также разгонами и торможениями. Мало того, что это очень опасно, так ещё и создаёт немало шума. Если же по любой причине не удалось избежать в ходе движения с учеником въезда и жилую зону, то инструктор в этом случае принимает управление на себя полностью (то есть, садится за руль) и уже после выезда с такой территории может снова разрешить вести машину ученику.
  • стоянка, если двигатель транспортного средства работает. Каким бы современным экологическим нормам не удовлетворял мотор, он всё равно, выделяет вредные газы, которыми вынуждены дышать люди. Поэтому, по возможности его нужно глушить как можно раньше.
    Стоянка, согласно действующему законодательству — это остановка на период времени больше пяти минут. То есть, если автомобиль (или другой транспорт) тарахтит дольше, то есть водитель — нарушитель.
  • стоянка грузовиков максимальной массой более 3,5 тонн (то есть, тех, которые уже не подпадают под категорию В в водительских «правах») вне специально обозначенных мест. Грузовики, как правило, обладают немалыми габаритами и будут всячески мешать как людям, так и водителям других автомобилей.  Ну а процесс прогрева у таких машин — целая история. Поэтому их действительно нужно располагать на «постой» только там, где это разрешено.
Санкции за нарушение требования знака "жилая зона" предусмотрены статьёй 12.28 КоАП РФ.

Санкции за нарушение требования знака «жилая зона» предусмотрены статьёй 12.28 КоАП РФ. Фото: severnoebutovomedia.ru

Наказание

Согласно части первой ст. 12.28 КоАП, это штраф в размере 1500 рублей.

Но вторая часть этой же статьи указывает, что если нарушение совершено в Москве или Санкт-Петербурге, то штраф увеличивается ровно вдвое и составляет уже 3000 рублей.

Что касается скоростного режима, то наказание за превышение в жилой зоне — такое же, как и в любом другом месте и определено статьёй 12.9 КоАП РФ. То есть, если величина такого превышения — от 21 до 40 км/ч, штраф составляет 500 рублей; от 41 до 60 км/ч — 1000-1500 рублей; от 61 до  80 км/ч — 2000-2500 рублей или лишение «прав» на 3-6 месяцев; более 80 км/ч — штраф 5000 рублей или лишение на полгода. За повторное превышение санкции ещё суровее.

Правда, экипажи ДПС очень редко осуществляют патрулирование жилых зон, в отличие от улиц городов и автомобильных трасс. Но никто не мешает любому свидетелю нарушения, обратиться в полицию, дабы зафиксировать факт нарушения водителем Правил и составить соответствующий протокол на нерадивого водителя.

Правда, если, например, зафиксировать учебную езду или парковку в неположенном месте, в принципе, несложно, то вот добиться составления протокола за работающий сверх положенного времени двигатель — уже проблема. Нужны свидетели, которые подпишутся под данным утверждением. Либо — видеофиксация, чтобы камера, которую используют патрульные, была направлена на «нужный» автомобиль, при этом у него должен быть виден номер и дым из трубы, свидетельствующий, что двигатель работает. Совместить все эти факторы одновременно — не так-то просто.

Бывает так, что в зоне действия этого знака нарушают и пешеходы.

Бывает так, что в зоне действия этого знака нарушают и пешеходы. Фото: lipetskmedia.ru

Данное им преимущество люди часто расценивают как возможность мешать движению автомобилей и создавать таким образом необоснованные препятствия — например, некоторые просто стоят посреди узкой дворовой дороги и никуда не двигаются, а в это время пытается проехать автомобиль.

За такие действия тоже существует наказание — оно определено частью первой статьи 12.29 КоаП РФ (предупреждение или штраф 500 рублей).

На практике пешеходов именно в жилых зонах почти не наказывают — инспекторам попросту не хочется возиться с ними. Человек может убежать, у него далеко не всегда есть при себе документы — в общем, очень хлопотно привлечь нарушителя к ответственности.

Выезд из жилой зоны

Водитель в таком случае должен уступить дорогу остальным участникам дорожного движения. То есть, предварительно ему нужно внимательно посмотреть по сторонам, оценить обстановку — и только после этого продолжать движение.

Об особенностях действия знака Жилая зона можно узнать также из этого видео:

Итог

Хотя сотрудники дорожной полиции, к сожалению, даже несмотря на солидные штрафы, почти не обращают внимание на жилые зоны, в частности, не контролируют соблюдение водителями и пешеходами особых правил, действующих на таких территориях, всем участникам дорожного движения всё равно стоит тщательно придерживаться написанного в разделе 17 ПДД (как, впрочем, и в других разделах тоже).

Дело в том, что во дворах очень любят играть дети — в том числе и на проезжей части. Сбить их по неосторожности — легко, а это может привести как к серьёзным травмам, так и к летальному исходу. Кроме того, представители маломобильных категорий населения (мамы с колясками, люди с ограниченными физическими возможностями), да и просто старики двигаются крайне медленно, и это тоже стоит учитывать.

В свою очередь, пешеходам нужно понимать, что обзорность у водителя не круговая, он не может видеть всё, да и чтобы среагировать, нужно время — пускай и доли секунды.