Пройдет еще несколько лет, и мир заполнят грузовые и легковые автомобили, которые не управляются водителями, а сами руководят людьми. Именно под таким девизом Министерство транспорта США опубликовало в 2016 году доклад на тему безопасных автомобильных технологий и вынесло в Сенат инициативу начать разрабатывать новые правила безопасности дорожного движения. А учитывая, что в городах уже начинают курсировать беспилотные автобусы и такси, заняться вопросом следует немедленно.

Разработка стандартов управления беспилотниками для США и Канады

Согласно этому же докладу, эксперты министерства выделили шесть уровней развития беспилотных автомобилей, назвав инновации: «технологии в помощь водителям». Доклад начинался описанием всех технологий, которые были использованы за последние 70 лет.

Краткий экскурс в историю развития закончился результативной частью с указанием начать разработку соответствующих законов. Как по мнению американского правительства выглядят эволюция автоматизированных автомобильных технологий:

  1. 1950-2000 год. Первый круиз-контроль. Обязательные ремни безопасности. Внедрение антиблокировочной системы тормозов.
    2. 2000-2010 год. Расширенные функции безопасности: электронный контроль устойчивости (Blind Spot Detection), предупреждение о возможном лобовом столкновении (Lane Departure Warning).
    3. 2010-2016 год. Расширенные функции помощи водителю: видеосистемы заднего вида, автоматическое экстренное торможение (пешеход, заднее), внедрение перекрестной транспортной сигнализации (Lane Centering Assist).
    4. 2016-2025 год. Внедрение частично автоматизированных функций безопасности: удержание на полосе движения, адаптивный круиз-контроль (Traffic Assist Self).
    5. 2025 +. Полностью автоматизированные системы безопасности в автомобиле. Полный автопилот шоссе.

Разработать соответствующие законы предполагается до 2025 года. Правительство США рассчитывает, что до этого времени на дорогах Америки еще не будет полностью автоматизированных транспортных средств. Для каждого штата остается возможность вносить поправки и законодательно регулировать закон в рамках своей территории. Сегодня есть некоторые вполне решенные моменты, как будет осуществляться контроль за передвижением беспилотников:

Внедрение нового автомобильного законодательства по штатам

  1. Сохраняется порядок обязательного получения водительского удостоверения.
    2. Остается в силе запрет на поездку (уже не управление) в беспилотнике в пьяном виде.
    3. Для общественного транспорта (пока под вопросом) обязательно присутствие в кабине водителя квалифицированного сотрудника.
    4. Строительство отдельных магистралей для движения беспилотных автомобилей.

Тяжело в учении

Первая поездка беспилотного автобуса состоялась 8 ноября 2017 года в Лас-Вегасе – через два часа автобус попал в ДТП. Общественный транспорт четко выполнял правила дорожного движения, но его задел правым бортом грузовик. В итоге автобус потерял управление и сместился с траектории.

10 января 2018 в парке для престарелых (отдельный небольшой поселок) было запущено первое в Америке беспилотное такси (Флорида, Орландо). Руководители проекта настаивают, что в автоматизированных автомобилях всегда должен находиться водитель, который сможет перехватить управление роботом.

Канада поддерживает все законодательные инициативы соседней страны и не тратит времени на разработку своих законов. Американские законотворцы пишут адекватные документы, которые прекрасно адаптированы и для Канады.

Китай

Приоритетом для китайского правительства остается программа под кодовым названием «Не отстать от лидера». В сфере развития автомобильной промышленности КНР выделило первого конкурента – США. С 2018 года власти Китая разработали и обнародовали национальные правила, которые касаются порядка тестирования и испытания беспилотных автомобилей.
О моменте выхода первого беспилотника на общественные дороги в правилах не сказано.

Документ, выданный Министерством промышленности и информационных технологий (Ministry of Industry and Information Technology, MIIT), касается только того, как автомобили без водителя должны испытываться. Согласно закону, с 1 мая 2018 года в КНР разрешается:

  1. Проводить испытания беспилотного транспорта на отдельных, выделенных дорогах.
    2. Тестовые заезды разрешается проводить независимым международным компаниям, которые получили регистрацию в стране.
    3. Присутствие квалифицированного сотрудника на водительском месте обязательно.

В Поднебесной не планируют выпускать беспилотники в города для передвижения вместе с обычным транспортом. Два инцидента, которые произошли в прошлом году, заставили власти КНР заявить, что даже простые испытания беспилотников — это сложный процесс, который растянется на годы, а о полном включении автоматизированного транспорта в режим городского движения можно говорить не раньше 2027 года.

Напомним, что в 2018 году два беспилотных автомобиля Uber и Tesla Motors попали в ДТП, в котором погибло несколько человек.

Швеция

Больше года назад в январе 2018 года в Стокгольме стартовал проект «Беспилотный автобус». На городском автобусном маршруте тестировали первый общественный транспорт. Осуществляла проект телекоммуникационная компания «Ericsson» при поддержке шведского оператора общественного транспорта.

 

В законодательстве страны нет четкой нормы, регламентирующей правила передвижения и порядок контроля за беспилотниками. Швеция как член Евросоюза скорее всего поддержит европейскую инициативу, согласно которой компьютер может быть признан полноценным водителем.

В случае аварии ответственность разделят компания-оператор и разработчик транспортного средства. Сегодня присутствие квалифицированного сотрудника в кабине или салоне обязательна.

В 2017 году Европарламент принял резолюцию для направления странам-частникам с предложением «подумать над социальным и правовым статусом электронной личности». Каждая страна участник ЕС должна разработать свои инициативы о включении сложных роботов в социальную сферу.

Таким образом, на машины можно будет переложить ответственность за причиненный ущерб, предлагается также создать фонд страхования, который будет возмещать убытки.

Гражданам ЕС пока не ясно, кто будет донором фондов страхования — компания разработчик беспилотников, компания, которая внедряет беспилотный транспорт на городских улицах или правительство.

Япония

27 августа 2018 года в японской столице открылся первый в стране сервис «Беспилотное такси». Учитывая постоянные пробки и сложность передвижения по улицам Токио, выход первого беспилотного такси стал еще более удивительным.

Запуск сервиса целиком «на совести» компании ZMP – государственного разработчика технологий автономного транспорта. Взяв в партнеры крупнейшую токийскую таксомоторную компанию Hinomaru Kotsu, ZMP вывели на маршрут десять беспилотных такси.

Автомобили курсируют только по одному маршруту между двумя столичными районами Роппонги- Отемати, протяженность линии — 5,3 км. Каждый автомобиль запланировано имеет пять поездок в день. Бронирование транспорта происходит через мобильное приложение. В минивэнах предусмотрено присутствие не только водителя или контроллера, но и второго помощника, который находится в салоне. Наблюдение за поездкой также осуществляется онлайн оператором таксопарка. Полноценный запуск сервиса планируются на 2020 год.

О разрешении гражданам использовать беспилотный личный автомобиль пока речи нет. Правительство с опасением рассматривает полноценный выход беспилотников на городские улицы. Есть серьезные основания считать, что автономный автомобиль можно использовать в преступных целях — хакеры могут взломать управление и перенаправить транспортное средство.

Несовершенная система

Сегодня львиная доля аварий, более 85%, связана с человеческим фактором – это ошибки водителя или пешехода. Считается, что внедрение автономного транспорта минимум на 50% сократит ДТП в результате которого гибнут люди. Даже скептики считают, что к 2030 году на дорогах Европы, Азии и Америки половина коммерческого и общественного транспорта и 80 % личного будет полностью роботизирована.

Кроссовер UBER притомился

Какие сложности видят компании-производители сегодня, с чем умный робот не может пока справиться, почему Дэвид Зуби, главный научный сотрудник IIHS считает, что до полной автономии современному автомобилю еще долгих 30 лет?

  • Осадки — одна снежинка или капля дождя не играют никакой роли для датчиков беспилотного автомобиля, но даже умеренный снегопад или дождь — это уже серьезная проблема. Даже с использованием лазерной технологии, которая дает карту местности в 3D формате с полным сканером твердых и жидких объектов, компьютер автомобиля в 50% случаев не отличает град и снег от препятствия. Как реакция на искаженные сигналы сенсоров, ЭБУ рассчитывает неправильный тормозной путь.

  • Беспилотники теряют дорожную разметку, если трасса проходит по холмистой местности. Резкий спуск и подъем — и полоса ушла из поля видимости датчика. Как результат, автомобиль начинает швырять из стороны в сторону – компьютер дезориентирован, он ищет свое место.
  • На мостах большая часть сенсоров и датчиков перестают работать. Это связано с использованием жбк в опорах, большого количества металла в конструкции мостов. Сенсоры получают искаженные сигналы, автомобиль может сбить с полосы движения все, что угодно.

И разработчикам беспилотных автомобилей, и законодателям еще есть над чем работать. И, безусловно, создать идеальный робототранспорт намного сложнее, чем приготовить под него закон.

Дорогие читатели! Мы постоянно пишем актуальные и интересные материалы на наш интернет-журнал ПроКроссовер, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен!
Дорогие читатели! Мы постоянно пишем актуальные и интересные материалы на наш интернет-журнал ПроКроссовер, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен!