Профессия водителя, безусловно, является очень ответственной. Ведь от того человека, который сидит за рулём, напрямую зависят жизни множества людей — это как те, что едут с ним в одном транспортном средстве, так и все остальные участники дорожного движения (водители и пассажиры других автомобилей, пешеходы и т.д.).


Здесь вы видите, каковы требования к режиму работы и отдыха водителей установили сейчас.

Здесь вы видите, каковы требования к режиму работы и отдыха водителей установили сейчас. Фото: drive2.ru

Контроль за соблюдением режима

Усталость наряду с употреблением различных веществ (алкоголь, наркотики и т.д.) является одной из причин тяжелейших дорожно-транспортных происшествий. Постепенно уже не получается контролировать обстановку, глаза начинают слипаться и человек совершает столкновение, либо машина съезжает с трассы (в кювет, овраг, лес). Поэтому законодателями многих стран мира давно предпринимаются попытки сделать так, чтобы водитель находился на своём рабочем месте, только будучи хорошо отдохнувшим. Давно разработаны и определены нормы труда и отдыха профессионалов. Но ведь в каждую кабину не посадишь начальника, который бы строго следил за их соблюдением.

Для таких целей давно используется специальный прибор — тахограф. Это небольшая коробочка, которая подключается к автомобилю и беспристрастно следит за тем, сколько именно времени за рулём провёл конкретный человек, а сколько — отдыхал.

Виды тахографов:

  • механический. Использовался ранее. В него нужно вставлять круглые бумажные диски — «шайбы» — и время их менять;
  • электронный. Вместо «шайб» в специальный слот вставляется уже индивидуальная карточка водителя. По размеру она очень похожа на обычную банковскую кредитку.
Тахографы, отвечающие европейским требованиям (ЕСТР) разрешено ставить только тем компаниям, которые имеют лицензии международного перевозчика – то есть, их машины ездят за границу.

Тахографы, отвечающие европейским требованиям (ЕСТР) разрешено ставить только тем компаниям, которые имеют лицензии международного перевозчика – то есть, их машины ездят за границу. Фото: avtoindent.ru

Тахографы в России

С 2014 года каждый грузовой автомобиль или автобус в нашей стране, принадлежащий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, который занимается перевозками, должен быть оснащён тахографом. И не любым, а электронным, российского производства и имеющим модуль ГЛОНАСС и блок СКЗИ.

В любое время грузовик или автобус может остановить сотрудник специальной службы, и считать данные тахографа на предмет наличия возможных нарушений.

Данное ведомство может называться по-разному, в зависимости от страны. В России это транспортная инспекция, или Ространснадзор. Соответствующие полномочия также имеют работники ДПС ГИБДД.

Действующие нормы

Данный вопрос регулируется Приказом Минтранса России №15 от 20.08.2004. В этот документ несколько раз вносились изменения.

  • после каждых 4.5 часов водитель должен отдыхать не менее 15 минут. Впоследствии останавливаться нужно уже не каждые четыре, а каждые два часа — и так пока не закончится максимальный срок рабочего дня.
  • в сутки можно работать не более 9 часов. Но дважды в неделю допускается по 10 часов;
  • минимальное время ежедневного отдыха составляет 11 часов, опять же, с определёнными оговорками. Так, разрешено иметь по 9 часов дважды в неделю, а также по 12 часов за два интервала, каждый из которых не может быть короче 9 часов.
Есть и другие оговорки. Они, в частности, касаются работы водителей вдвоём, а не в одиночку.

Есть и другие оговорки. Они, в частности, касаются работы водителей вдвоём, а не в одиночку. Фото: hyser.com.ua

Что изменилось

В указанный приказ 3 мая 2018 года были внесены последние на данный момент изменения. В силу они вступили 5 июня .

  1. Из-под действия приказа были выведены кроме водителей-международников также те, кто управляет пожарными и спасательными автомобилями;
  2. Расширен перечень тех водителей, которые могут работать по 12 часов за смену, если непосредственно управление автомобилем занимает до 9 часов (остальное время – это погрузочно-разгрузочные работы, заправка топливом, контроль технического состояния и т.д.). В данный список внесены водители общедоступных эфирных теле- и радиостанций, а также операторов, которые осуществляют цифровую эфирную трансляцию таких каналов;
  3. Ранее норма об отдыхе продолжительностью не менее 15 минут после каждых четырёх часов езды распространялась только на междугородные перевозки. Теперь же — на все виды, без исключения.
  4. Работать на протяжении календарной недели водителям теперь можно не более 56 часов, а за две недели подряд — до 90 часов. Также чётко прописано, что именно является неделей — это промежуток времени от 00:00 часов 00 секунд понедельника до 24:00 часов 00 секунд воскресенья.

Об этом и других законах для водителей, вступающих в силу в этом году, вы узнаете из этого видео:

Ответственность за нарушение

Согласно статье 11.23 КоАП РФ за нарушение режима труда и отдыха водителя могут оштрафовать на 1-3 тысячи рублей. Если же тахограф в автомобиле отсутствует, неисправен, не соответствует действующим требованиям или подвергся несанкционированному вмешательству, то кроме такого же наказания для водителей (1-3 тысячи рублей) предусмотрена ответственность и для тех, кто выпустил такую машину в рейс — 5-10 тысяч рублей штрафа.

Весной в Госдуму был внесён законопроект, согласно которому водители заплатят уже 3-5 тысяч рублей, должностные лица — 7-10 тысяч, а юридические лица (эта норма появилась впервые) — уже 30-50 тысяч. Таким образом, за нарушение  водителя ответит также и его работодатель — ведь именно он часто заставляет своего подчинённого работать сверх нормы.

Данный законопроект на данный момент пока не принят Госдумой и, соответственно, его не подписал Президент. Поэтому штрафы остаются старыми.

У нас вы найдете информацию о представленном накануне Lexus LF-1 Limitless Concept и его особенностях.

Об изменениях в штрафах за нарушения на ж/д путях вы можете узнать здесь.

Итог

К сожалению, некоторые водители-профессионалы продолжают ехать за рулём из последних сил, пока окончательно не «выключатся». Этому способствует и непростая экономическая ситуация в стране — люди банально хотят больше заработать, чтобы прокормить семью. Поэтому сообщения о дорожно-транспортных происшествиях из-за того, что водитель заснул за рулём, появляются всё чаще и чаще.

И, несмотря на то, что сами нормы в данной сфере у нас вполне соответствуют европейским, ответственность по мировым меркам — смехотворна. Тысяча рублей — это всего 13 евро. Хотя, например, в Бельгии штраф составляет 1800 евро, во Франции — до 30 тысяч евро на компанию, а в Германии — 60 евро в час для водителя и 180 евро в час — для его работодателя.