Электромобили: настоящее и какое их ждет будущее?


Сегодня хотелось бы обсудить не просто какую-то отдельную марку, а текущее состояние и перспективы электромобилей, в частности электрокроссоверов. Стали ли они по-настоящему массовым продуктом на данный момент? Однозначно нет, за последние 5 лет было куплено порядка 4 млн машин с электрическим мотором. Против 590 млн машин с ДВС.

Немного истории

Вопреки всеобщему мнению, транспортные средства на электротяге появились раньше их аналогов с ДВС. Произошло это в 1841 году — электроустановка приводила в движение локомотив Гальвани. А первая машина отечественного производства появилась в 1899 году. Имела она 4 л.с. и дальность хода на одном заряде 60 км.

Электромобили: настоящее и какое их ждет будущее?
Электромобиль Ипполита Романова, 1899

В 1931 году Никола Тесла заменил ДВС на обычной машине на электрическую установку. Получившийся аппарат развивал мощность в 80 л.с. Затем из-за резкого скачка развития двигателей внутреннего сгорания полвека никаких особых изменений не было. До 1996 года. В Калифорнии на тот момент приняли очень жёсткие законы относительно выбросов вредных веществ, что фактически заставило людей перейти на электротягу.

Электромобили: настоящее и какое их ждет будущее?
General Motors EV1

General Motors быстро спохватились и выпустили General Motors EV1, правда, экземпляр явно уступал своим бензиновым братьям. И после отмены закона о выхлопных газах проект стал никому не нужен, и его закрыли в 2003 году. За 7 лет существования было продано всего 1157 единиц техники.

И вот мы подходим ближе к сегодняшним годам, а именно к 2008 году, появилось первое детище Илона Маска как главы компании Tesla Motors.

Электромобили: настоящее и какое их ждет будущее?
Tesla Roadster, 2007

Tesla Roadster первого поколения выпускался до 2012 года. Но из-за сильно высокого ценника позволить себе эту покупку мог лишь очень маленький слой населения. 2009 год: представлена самая популярная модель данной марки — Model S, собравшая большое количество различных наград и получившая уже 2 обновления.

Электромобили: настоящее и какое их ждет будущее?
Tesla Model X

2015 год: первый кроссовер компании Model X, имеющий весьма презентабельные характеристики. Запас хода от 354 км и разгон до сотни за 3,2 секунды при весе в 2,5 тонны.

Что такое электро? Плюсы и минусы.

[stextbox id=’dzen’]Хватит истории, перейдём к сегодняшним дням. Во многом благодаря стараниям Илона Маска все мировые автогиганты обратили внимание на рынок электромобилей и понимают, что они рано или поздно серьёзно потеснят ДВС моторы. Nissan, BMW, Renault, Toyota и у многих других мировых марок на сегодняшний день уже есть продающиеся машины на электротяге. А у остальных есть, как минимум, концепты.[/stextbox]

Для начала рассмотрим электро в целом, а потом перейдём непосредственно к кроссоверам. Итак. Электродвигатель очень мал и прост по сравнению с ДВС. В нём нет большого количества деталей, которые нужно обслуживать, менять и т.д. Отсутствует громкий шум двигателя. Нет никаких требований к качеству топлива, ведь электричество везде одинаковое. Да и в мороз прогревать вам придётся лишь салон, и у вас не будет проблем с запуском двигателя. Также, стоя в многочасовых пробках, вам не придётся жечь топливо на холостых оборотах.

Электромобили: настоящее и какое их ждет будущее?
Трансмиссия электромотора

Ещё одно, уже менее очевидное отличие, отсутствие сложной коробки переключения передач. Она, конечно, присутствует, но её основная функция — это переключение переднего и заднего хода. А передаточные числа, к каким мы привыкли в машинах с ДВС, здесь не нужны, ведь вся мощность двигателя сразу передаётся на колёса. И весьма приятный бонус — отсутствие центрального тоннеля КПП и рывков при переключении передач.

Электромобили: настоящее и какое их ждет будущее?

Ещё один плюс — экологичность. Здесь нужно помнить, что в мире (особенно в России) большая часть электроэнергии вырабатывается за счёт тепловых электростанций, которые делают все те же выбросы, что и ДВС. Но КПД этих электростанций гораздо выше, нежели даже у самого лучшего движка. Да и находятся такие сооружения не в центре мегаполиса, что тоже плюс. Да и тенденция в мире всё-таки на переход на более экологичную выработку энергии. Так что это неоднозначный, но всё же плюс.

Но если бы было всё так хорошо, то все города уже давно были бы заполнены машинами с электрическим мотором. Всё-таки минусы тоже есть, и они существенны.

Первый минус самый очевидный. Это высокая стоимость. Да, маркетологи нам рассказывают про бешеную экономию на топливе и техническом обслуживании, и это правда, но если учитывать стоимость самого авто, то никакой экономии не будет однозначно. Если вы хотите сэкономить, то лучше рассмотреть ДВС с ГБО (применительно к России, в остальных странах не знаю).

Второй — батарея. Электромотору так же как и бензиновому нужно топливо. Здесь это электричество. В отличие от бака, батарея у вас будет занимать как минимум всё днище автомобиля, а может и ещё какие-либо пространства. Да и современные технологии не позволяют сделать ваш «бак» долговечным. Его придётся периодически менять, а это самая дорогая часть в электромобиле. Да и производство и утилизация батарей на сегодняшний день не пример экологичности.

Электромобили: настоящее и какое их ждет будущее?

Третий — запас хода и заправка. Если мы говорим не о премиум авто (та же Tesla), то запас хода в среднем у них будет порядка 150 км с небольшим. Что очень мало для России. Конечно, для передвижения исключительно по городу, скажем, на работу утром и с работы вечером, этого вполне достаточно (а заряжать можно ночью от обычной розетки), но вот съездить в другой город или на дачу будет затруднительно. И даже на скоростной зарядке (это если она ещё будет на пути) вам придётся потратить порядка часа времени, а если её не будет, то и все 8 часов. Так что электромобиль точно должен быть не единственным авто в семье.

[stextbox id=’black’]И последний, явный минус — это инфраструктура. Если говорить о России, то на данный момент инфраструктура отсутствует почти полностью. Найти станцию быстрой зарядки в пути фактически нереально. Техническое обслуживание хоть и сильно проще, нежели у авто с ДВС, но оно всё-таки требуется. Найти специализированный сервис и специалистов за пределами МКАДа и Петербурга просто невозможно. Так что, кто вам будет менять те же батареи, вопрос открытый.[/stextbox]

Кроссоверы

Во всём мире кроссоверы стремительно набирают популярность, это же касается и электрокроссоверов. Но, по правде говоря, этот рынок только появился, и выбор у нас ещё совсем не велик. Да и цены довольно высокие, так что это скорее рассуждение на ближайшее будущее.

Электромобили: настоящее и какое их ждет будущее?
Типовая компоновка электромобиля Jaguar i-Pace

Итак, явным преимуществом любого электрокроссовера всегда будет простая и более дешёвая реализация полного привода — как правило, просто ставят по одному мотору на каждую ось. Такая вот, простая реализация может дать постоянный полный привод без дополнительных сложных механизмов, которые не всегда надёжны.

Электромобили: настоящее и какое их ждет будущее?
Колесо и электродвигатель, совмещённые в единый узел

Хорошая развесовка также является большим плюсом, положительно влияющим на проходимость авто. Батарея — самая тяжёлая часть, а она находится всегда внизу по всей площади кузова. И, как следствие, наш внедорожник не будет клевать носом, и вязнуть в какой-нибудь луже будет гораздо сложнее. Да и в поворотах мы будем чувствовать куда меньший крен автомобиля.

Наш небольшой моторчик, который в любую секунду может отдать всю свою мощность и максимальный крутящий момент, тоже будет большим плюсом. Любой подъём будет покорить куда проще. Шансов, что вы не набрали необходимую скорость, будет гораздо меньше. Также отсутствие понижающих передач положительно сказывается на весе автомобиля.

Хорошая проходимость и уверенность на бездорожье — всё это очень хорошо. Но как быть с зарядом аккумулятора? В случае с ДВС всегда можно взять канистру или увеличить бак, если вы уж совсем в глушь едете. А что делать с электричеством? Найти станцию зарядки на бездорожье невозможно, взять запасной аккумулятор также не представляется возможным, солнечные технологии не на том уровне, чтоб подзаряжать наш авто в дороге. Так что на выходе мы получаем хороший внедорожник без возможности выехать на то самое бездорожье, для которого он предназначен.

[stextbox id=’info’]Так что все сегодняшние варианты, такие как Tesla Model X, Jaguar I – Pace, Mitsubishi Outlander PHEV, Toyota RAV 4 EV и др., имеют хорошие внедорожные задатки для своего класса, но являются исключительно городскими машинами, которые при надобности могут уверенно проехать по просёлочной дороге, но не более того.[/stextbox]

Вывод

Безусловно, за электромашинами будущее. Вопрос только в скорости наступления этого будущего. И цена на них будет постепенно снижаться. Брать ли сейчас электромобиль? Для поездок по городу и в качестве второго авто можно. Но нужно заранее позаботиться о том, где и как вы будете его обслуживать и заряжать. В целом это может быть удачной покупкой. Ведь такой авто обеспечит вам спокойный пуск зимой, комфортное простаивание в городских пробках, да и заряжая свой новый девайс только ночью, вы сэкономите 5 минут в день на заправке. А если говорить про кроссоверы, то вы получите уверенность на не всегда ровных российских дорогах.

В конце мне бы хотелось сказать, что процесс электрификации автомобилей очень сильно зависит от государства. Так, Великобритания и Франция планируют отказаться от ДВС к 2030 году, Германия — к 2040 году. Если вы живёте в Европе, то уже сейчас можно рассматривать такое авто как полноценное средство передвижения. Расстояние между городами небольшое, инфраструктура постоянно развивается, отменяются налоги для владельцев электротранспорта и т.д. А в России с этим сложнее, расстояние между населенными пунктами просто огромное по сравнению с той же Европой, и где вы будете заряжаться по пути в ближайший город — вопрос. А что касается инициативы со стороны государства, здесь надо вспомнить, с чего берётся львиная часть налогов в нашей стране. Правильно, с горючего топлива.

Электромобили: настоящее и какое их ждет будущее?

Чтобы быть уверенным, что в России можно брать машину на электрической тяге, неважно, кроссовер это или седан, должен произойти какой-то технологический скачок: либо сильно увеличена ёмкость аккумулятора (скажем 500–1000 км), либо время зарядки должно составлять не более 5–10 минут. И самый фантастический вариант — легко вырабатываемая энергия прямо внутри машины, скажем, солнечные панели на крыше авто. И именно тогда рынок таких автомобилей в России начнёт развиваться гораздо быстрее, а вместе с ним, я уверен, на рынке появятся и отличные кроссоверы, действительно готовые к бездорожью.

Подпишись на "ПроКроссовер":



Рейтинг
( Пока оценок нет )
admin/ автор статьи
Про кроссоверы