Советская автомобильная промышленность выпустила не так уж и много внедорожников за всю историю своего существования. Но те автомобили, которые пошли в серию, обрели известность и в СССР, и за рубежом. А некоторые модели (например «Нива») до сих пор пользуются немалым спросом. Но были в Советском Союзе и неизвестные внедорожники.

1_gaz_m73-1

ГАЗ-М73

«Внедорожник в миниатюре». Маленькая машинка с повышенной проходимостью изначально разрабатывалась для мелкого начальства из сельской местности: бригадиров, председателей колхозов и т.д. На конвейер этот автомобиль не попал, прототип же был продемонстрирован в 1955 году. Несмотря на отказ от массового производства, ряд технических решений был перенесен из ГАЗ-М73 на Москвич-410. 

Он и стал тем самым маленьким автомобилем повышенной проходимости, который изначально хотели создать инженеры Горьковского завода. Примечательно, что в свое время Москвич-410 просто не имел зарубежных аналогов.

Конструктор Григорий Вассерман, который руководил созданием ГАЗ-М73, хотел сделать его по сути уменьшенной копией полноприводной модели М72. Было создано два варианта М72: с кузовом «пикап» и с кузовом «купе».

ГАЗ-М72 весил 1070 кг, имел длину 3,4 м. Использовался мотор объемом 1,2 л и мощностью 35 л.с. Внешний облик автомобиля был вполне современным для того времени – красивые обтекаемые формы, которые к тому же упрощали мойку.

К сожалению, партийные руководители решили, что проект ГАЗ-М72 не является целесообразным, и отказались выделять средства на его развитие.

2_niva-m

ВАЗ-2121М

Для человека малоопытного этот автомобиль на первый взгляд может показаться обычной «Нивой». Но это только на первый взгляд. Главное отличие ВАЗ-2121М – это двигатель от Москвича-2140. Из-за его размеров инженеры были вынуждены увеличить габариты и массу автомобиля. В результате ухудшились скорость и проходимость, что для внедорожника просто противопоказано.

Интересно, что прототип ВАЗ-2121М был создан в 1975 году из-за обычного дефицита – на этот раз двигательного. Инженеры опасались, что двигателей ВАЗ-2106 может попросту не хватить при серийном производстве «Нивы».
Поэтому стали экспериментировать с силовыми агрегатами от других заводов. Но в результате хватило и ВАЗовских моторов, поэтому ВАЗ-2121М так и осталась только прототипом. Построили всего два экземпляра, и ни один из них не сохранился до наших дней.

3_croco

ВАЗ-Э2121 «Крокодил»

Еще один из прототипов легендарной «Нивы», который разработали в 1971 году. Этот рамный внедорожник имел отключаемые передний и задний мосты и открытый кузов. Автомобиль имел высокие показатели проходимости, но отличался минимальным комфортом для водителя и пассажиров. Поэтому было принято решение разрабатывать более удобный автомобиль, который предназначен не только для преодоления бездорожья, но и просто для комфортной поездки. «Крокодил» также был выпущен только в двух экземплярах.

4_469

УАЗ-469Б НАМИ

Версия УАЗа, предназначенная для продажи в Западной Европы. Максимум внимания инженеры уделили тому, чтобы сделать оригинальный УАЗ более комфортным и привлекательным. В результате автомобиль получил цельное лобовое стекло, жесткий верх, пластиковую отделку, светотехнику с ВАЗа. Стеклоочистители поместили под лобовое стекло. Двери со съемными боковинами заменили на цельные. Внедорожник стал очень современным, и вполне мог бы стать успешным на Западе.

Изначально УАЗ имел минимум комфорта и был действительно суровым автомобилем. Модель 469Б НАМИ постарались сделать просто комфортным легковым автомобилем повышенной проходимости.

Изменения были и в технической части: улучшена система безопасности, подвеска, рулевое управление, тормоза. Но, к сожалению, заводу не выделили средства на серийное производство. Продажи обычных УАЗов за рубежом шли очень плохо, и партийное руководство решило, что тюнингованная версия также не будет пользоваться популярностью.

5_452k

УАЗ-452К

Экспериментальный автобус на 16 мест, созданный на основе УАЗ-452 («Буханка»). Модель имела колесную формулу 6х4 и была трехосной. Имелся и вариант с колесной формулой 6х6. УАЗ-452К стал базой для горноспасательного реанимационного автомобиля «Медея», который поставлялся в Грузию. С 1989 по 1994 годы реанимационные автомобили выпускали мелкими сериями, по 50 штук в год. Затем производство модели было прекращено. Из недостатков модели можно выделить усложнение конструкции из-за добавления третьей оси, повышенная масса и увеличенный расход топлива. Эти недостатки перевесили достоинства автомобиля, и от массового производства было решено отказаться.

6_gaz62

ГАЗ-62

Этот армейский внедорожник был создан в 1952 году, для замены поставляемого ранее по ленд-лизу американского Dodge ¾. ГАЗ-62 мог перевозить 1,2 тонны полезного груза или 12 человек. Максимальная скорость – 85 км/ч. Двигатель 6-цилиндровый, мощностью 76 л.с.

На автомобиле был применен ряд новаторских решений: герметизация тормозных механизмов для предотвращения попадания в них грязи и влаги, прорезиненные рессоры, переменная жесткость задних рессор, мощное отопление кабины и обдув лобового стекла. В 1958 году, после испытаний, автомобиль представили на ВДНХ. Но в серию по неизвестным причинам модель не попала.