Кроссоверы и внедорожники

Стиль босодзоку и его разновидности

Босодзоку – это специфический стиль японских «сынов анархии», который впоследствии стал использоваться не только для тюнинга мотоциклов, но и автомобилей.

История термина

Больше полувека назад на улицах Страны восходящего солнца появились странные, яркие компании мотоциклистов. Их внешний вид, манера поведения и тюнинг мотоциклов выглядели столь безумно для скрытных, чтущих традиции, японцев, что вскоре их прозвали «Каминаридзоку» (в переводе значит «клан грома»). При этом термин представлял собой игру слов, связывающую банду с термином «камикадзе».

Мотоциклисты вели себя вызывающе, часто они совершали хулиганские выходки, устраивали публичные гонки и попросту веселили публику. Благодаря своему поведению, они часто попадали в новостные выпуски. В одном из репортажей журналист назвал их «босодзоку». Этот термин представлял собой сложную игру слов, включающую в себя такие понятия, как: семья, гонка, насилие, мафия.

Связь этих мотоциклистов с мафией, о которой так часто писали пять десятков лет назад, была сильно преувеличена. Конечно, случаи, когда якудзы использовала гонщиков для выполнения своих, не всегда законных поручений, бывали. Но говорить о том, что большинство босодзоку принадлежали к числу правонарушителей, все же нельзя. Конечно, хулиганство было у них в крови, но на серьезные проступки они, обычно, не решались.

Постепенно банда гонщиков превратилась в субкультуру со своим индивидуальным неповторимым стилем тюнинга мотоциклов и автомобилей, а также собственным стилем одежды. Уже в 1970-х годах босодзоку превратились в настоящий культурный феномен, а сам термин стал обозначать не только ярких мотоциклистов, но и целый стиль тюнинга.

Чем многочисленнее становилась эта субкультура, тем больше правонарушений было на ее счету. Постепенно ярких гонщиков начали считать кем-то вроде «шестерок» мафии. Большинство приверженцев бособзоку проживало в Хиросиме. В определенный момент эта субкультура стала настолько влиятельной и опасной, что власти официально объявили о своем намерении бороться с «бандами босодзоку». Правительство в этом преуспело. В начале 2000-х годов численность босодзоку резко снизилось, мода на эту субкультуру ушла, а вот стиль тюнинга остался. Причем постепенно радикально непрактичный, но безмерно-яркий тюнинг босодзоку стал завоевывать популярность уже по всему миру, в том числе и в России стали появляться до нелепого пестрые тюнингованные автомобили.

Жизненное кредо субкультуры Босозоку

Особенности стиля

Как и в любой субкультуре, гонщики «босодзоку» выработали свой уникальный и узнаваемый стиль, имеющий свои характерные особенности.

Как уже говорилось, изначально банды босодзоку именовались «кланами грома». И знаете почему? Все весьма прозаично: из-за дикого грохота мотоциклов и автомобилей, которые знаменовали появление на улице членов «банд босодзоку». Именно поэтому первым делом приверженцы босодзоку снимали глушители. Ничего не напоминает?

Тюнинг в стиле Гратян (Grachan)

  • Авторские, сделанные на заказ, зеркала заднего вида. Этот элемент пришел в стиль «босодзоку» еще с тех времен, когда это течение обозначало лишь несколько банд мотоциклистов, но никак не целую субкультуру. Мотоцикл меньше автомобиля, а следовательно, и меньше возможностей для тюнинга, поэтому зеркала стали переделывать первыми. В босодзоку они обычно имеют сложную геометрическую форму и яркую расцветку.
  • Темы из аниме, манг и блокбастеров. К субкультуре босодзоку обычно причисляли себя достаточно молодые люди. Они стремились походить на своих кумиров, которых находили в популярных мангах и голливудских блокбастерах.
  • Старые автомобили. У молодежи обычно нет денег, поэтому их автомобили и мотоциклы обычно были старыми. Именно поэтому тюнинг автомобилей обычно основывался на образе олдскульного ретрокара, в дизайн которого были аккуратно вплетены отсылки к популярным трендам.

    Datsun 240 oldschool

  • Низкая посадка. Это вполне можно назвать фирменным знаком босодзоку. Абсолютное большинство ретрокаров, тюнингованных в стиле босодзоку имеют экстремально низкую посадку.
  • Токкофуку. Как и в любой молодежной субкультуре, босодзоку предполагала не только уникальный тюнинг своего транспортного средства, но и особую униформу. Термин «токкофуку» в переводе как раз и обозначает униформу. Отличительной чертой банд босодзоку стали военные брюки и ботинки с высокими берцами, дизайна Второй мировой войны. Чуть позже появились длинные плащи с различными лозунгами, которые стали носить участники определенных банд босодзоку. Элементы военной формы, которые использовались в этой субкультре, были необходимы для того, чтобы опротестовать свою связь с незаконными видами деятельности и дружбу с японской мафией. Многие исследователи говорили также о некой политической идеологии босодзоку, но по большей части все банды были лишены какой бы то ни было политической или социальной идеологии.
Поскольку приверженцу этого культурного течения объединялись в банды, очень скоро в каждой из таких банд начал вырабатываться свой стиль и своя символика. Фирменные знаки, названия банд и лозунги тех или иных банд теперь составляли основу тюнинга автомобилей их участников.

Разновидности босодзоку

  • Сякотан – этот стиль появился благодаря небывалой популярности одноименной серии комиксов. В этой манге рассказывалось о том, как двое не самых успешных братьев, ездят по стране на неимоверно стильном ретрокаре с максимально низким клиренсом. Своего рода главным персонажем этой истории была Тойота Соарер Z10. Эта модель впоследствии стала наиболее распространенной основой для тюнинга в стиле сякотан. Массивный автомобиль с вытянутым капотом, чуть приподнятой выхлопной трубой, характерными колесами, которые как будто разъезжаются от веса автомобиля (отрицательный сход-развал), – так выглядит классический автомобиль в этом стиле. Еще одной отличительной чертой сякотана часто называть хромированные диски с накладками. Благодаря этой детали колеса автомобиля выделялись, подчеркивая ее низкую посадку и создавая более внушительный, грозный вид автомобиля.

    Toyota Soarer Z10

  • Вип – считается, что первыми поклонниками этого стиля стали японские гангстеры. У них уже были деньги, так что они могли позволить себе купить новый автомобиль для дорогого и непрактичного тюнинга, но вот лишнее внимание со стороны служителей закона им было не к чему. В отличие от всех остальных направлений босодзоку, вип предполагает тюнинг исключительно новых автомобилей представительского класса. Изначально якудза модернизировали лишь салон автомобиля, а также оснащали свой транспорт невероятно дорогой акустической системой, но нужно же было еще как-то подчеркнуть свой статус и деньги на дороге, а роскошный салон автомобиля издалека не разглядишь. Машины в стиле вип постепенно вновь стали оборудовать максимально, до нелепого низкой посадкой, дорогими дисками и шинами. Отрицательный развал шин в случае с машинами в этом стиле доходил до смешного: со стороны казалось, что колеса машины просто прогнулись и разъехались под тяжестью автомобиля. Вскоре машины стали украшать минимальной аэрографией, но все же в абсолютном большинстве случаев такие автомобили были монохромными, темными седанами представительского класса.

    Bosozoku VIP

  • Кюсья – в переводе с японского этот стиль обозначает «классический старый японский автомобиль». Появился он в противовес стилю вип. Поклонники кося хотели максимально отгородиться от мрачной полукриминальной славы босодзоку и подчеркнуть тот факт, что они не имеют никаких связей с криминальным миром. Предполагается, что такие автомобили должны быть максимально похожи на японский олдскульный ретрокар. Чем старше, тем лучше. Аэрография здесь не в почете, а если автомобиль и раскрашивают, то тема выбирается близкая эпохе Второй мировой войны.
  • Янки – чуть позднее это направление тюнинга стали называть «Алоха». Уже по самим названиям становится понятно, что составило основу этого стиля. Наибольшую популярность эта разновидность босодзоку приобрела в 1980-х годах, когда в Японии вошли в моду американские сериалы и блокбастеры. Как следствие моды, на улицах Токио, Хиросимы и Киото появились яркие, раскрашенные в цвета традиционных гавайских рубашек, автомобили. Ядовито-желтые и кислотно-оранжевые автомобили, украшенные растительным рисунком или продольными полосами контрастного цвета – таким представляли японцы стиль янки. Американское кино не всегда было таким ярким, поэтому чуть позже стиль переименовали в «Алоха». Это слово переводится как «пожелание добра и мира», оказавшись на Гавайских островах, его можно услышать сотню раз за день. А заодно здесь можно увидеть сотни одинаковых с виду ярких рубашек с коротким рукавом. Этот легкомысленный предмет одежды и служил вдохновением для автовладельцев, решивших сделать тюнинг своего автомобиля в гавайском стиле «Алоха».

  • Гратян – это направление тюнинга предполагает подражание японским гоночным автомобилям 1970-1980-х годов. Их отличает максимально нефункциональный тюнинг, яркие расцветки, аэрография, и чудовищно гипертрофированный широкий кузов. По большей части, такие автомобили не очень-то пригодны для езды по дорогам, но вот внимание публики они привлекают моментально.

Армата T-15 в стиле Грачан

В 2000-х полиция объявила войну членам этого движения. Количество банд сократилось с пяти сотен лишь до нескольких десятков. Тем не менее, стиль тюнинга своей популярности не утратил, но претерпел резкие изменения. С машин исчезли лозунги и другая символика банд. Выделившиеся течения этого стиля тюнинга вновь стали смешивать, превращая свои автомобили в совершенно безумные и не всегда функциональные произведения искусства. Сегодня машин в стиле босодзоку по-прежнему очень много, и с каждым днем их становится все больше, но вот встретить тюнинг, исполненный в рамках какого-то одного из направлений практически невозможно.

Наглядная история о том, как дешёвый незрелый эпатаж послужил основой послевоенному японскому стилю молодых нонконформистов. Идеология вполне очевидна: понты и презрение к обществу. В истории таких субкультур прошлого отражается современный российский околосмотровой движ с беспечными стритрейсерами во главе с Марой Багдасарян. Вот только Япония переболела этим уже как четверть века назад, а в РФ красаучики на геландевагенах всё ещё открывают для себя миры.

Читать далее

Электромобили: настоящее и какое их ждет будущее?

Mission-E-Concept

Сегодня хотелось бы обсудить не просто какую-то отдельную марку, а текущее состояние и перспективы электромобилей, в частности электрокроссоверов. Стали ли они по-настоящему массовым продуктом на данный момент? Однозначно нет, за последние 5 лет было куплено порядка 4 млн машин с электрическим мотором. Против 590 млн машин с ДВС.

Немного истории

Вопреки всеобщему мнению, транспортные средства на электротяге появились раньше их аналогов с ДВС. Произошло это в 1841 году – электроустановка приводила в движение локомотив Гальвани. А первая машина отечественного производства появилась в 1899 году. Имела она 4 л.с. и дальность хода на одном заряде 60 км.

Электромобиль Ипполита Романова, 1899

В 1931 году Никола Тесла заменил ДВС на обычной машине на электрическую установку. Получившийся аппарат развивал мощность в 80 л.с. Затем из-за резкого скачка развития двигателей внутреннего сгорания полвека никаких особых изменений не было. До 1996 года. В Калифорнии на тот момент приняли очень жёсткие законы относительно выбросов вредных веществ, что фактически заставило людей перейти на электротягу.

General Motors EV1

General Motors быстро спохватились и выпустили General Motors EV1, правда, экземпляр явно уступал своим бензиновым братьям. И после отмены закона о выхлопных газах проект стал никому не нужен, и его закрыли в 2003 году. За 7 лет существования было продано всего 1157 единиц техники.

И вот мы подходим ближе к сегодняшним годам, а именно к 2008 году, появилось первое детище Илона Маска как главы компании Tesla Motors.

Tesla Roadster, 2007

Tesla Roadster первого поколения выпускался до 2012 года. Но из-за сильно высокого ценника позволить себе эту покупку мог лишь очень маленький слой населения. 2009 год: представлена самая популярная модель данной марки — Model S, собравшая большое количество различных наград и получившая уже 2 обновления.

Tesla Model X

2015 год: первый кроссовер компании Model X, имеющий весьма презентабельные характеристики. Запас хода от 354 км и разгон до сотни за 3,2 секунды при весе в 2,5 тонны.

Что такое электро? Плюсы и минусы.

Хватит истории, перейдём к сегодняшним дням. Во многом благодаря стараниям Илона Маска все мировые автогиганты обратили внимание на рынок электромобилей и понимают, что они рано или поздно серьёзно потеснят ДВС моторы. Nissan, BMW, Renault, Toyota и у многих других мировых марок на сегодняшний день уже есть продающиеся машины на электротяге. А у остальных есть, как минимум, концепты.

Для начала рассмотрим электро в целом, а потом перейдём непосредственно к кроссоверам. Итак. Электродвигатель очень мал и прост по сравнению с ДВС. В нём нет большого количества деталей, которые нужно обслуживать, менять и т.д. Отсутствует громкий шум двигателя. Нет никаких требований к качеству топлива, ведь электричество везде одинаковое. Да и в мороз прогревать вам придётся лишь салон, и у вас не будет проблем с запуском двигателя. Также, стоя в многочасовых пробках, вам не придётся жечь топливо на холостых оборотах.

Трансмиссия электромотора

Ещё одно, уже менее очевидное отличие, отсутствие сложной коробки переключения передач. Она, конечно, присутствует, но её основная функция — это переключение переднего и заднего хода. А передаточные числа, к каким мы привыкли в машинах с ДВС, здесь не нужны, ведь вся мощность двигателя сразу передаётся на колёса. И весьма приятный бонус — отсутствие центрального тоннеля КПП и рывков при переключении передач.

Ещё один плюс — экологичность. Здесь нужно помнить, что в мире (особенно в России) большая часть электроэнергии вырабатывается за счёт тепловых электростанций, которые делают все те же выбросы, что и ДВС. Но КПД этих электростанций гораздо выше, нежели даже у самого лучшего движка. Да и находятся такие сооружения не в центре мегаполиса, что тоже плюс. Да и тенденция в мире всё-таки на переход на более экологичную выработку энергии. Так что это неоднозначный, но всё же плюс.

Но если бы было всё так хорошо, то все города уже давно были бы заполнены машинами с электрическим мотором. Всё-таки минусы тоже есть, и они существенны.

Первый минус самый очевидный. Это высокая стоимость. Да, маркетологи нам рассказывают про бешеную экономию на топливе и техническом обслуживании, и это правда, но если учитывать стоимость самого авто, то никакой экономии не будет однозначно. Если вы хотите сэкономить, то лучше рассмотреть ДВС с ГБО (применительно к России, в остальных странах не знаю).

Второй — батарея. Электромотору так же как и бензиновому нужно топливо. Здесь это электричество. В отличие от бака, батарея у вас будет занимать как минимум всё днище автомобиля, а может и ещё какие-либо пространства. Да и современные технологии не позволяют сделать ваш «бак» долговечным. Его придётся периодически менять, а это самая дорогая часть в электромобиле. Да и производство и утилизация батарей на сегодняшний день не пример экологичности.

Третий — запас хода и заправка. Если мы говорим не о премиум авто (та же Tesla), то запас хода в среднем у них будет порядка 150 км с небольшим. Что очень мало для России. Конечно, для передвижения исключительно по городу, скажем, на работу утром и с работы вечером, этого вполне достаточно (а заряжать можно ночью от обычной розетки), но вот съездить в другой город или на дачу будет затруднительно. И даже на скоростной зарядке (это если она ещё будет на пути) вам придётся потратить порядка часа времени, а если её не будет, то и все 8 часов. Так что электромобиль точно должен быть не единственным авто в семье.

И последний, явный минус — это инфраструктура. Если говорить о России, то на данный момент инфраструктура отсутствует почти полностью. Найти станцию быстрой зарядки в пути фактически нереально. Техническое обслуживание хоть и сильно проще, нежели у авто с ДВС, но оно всё-таки требуется. Найти специализированный сервис и специалистов за пределами МКАДа и Петербурга просто невозможно. Так что, кто вам будет менять те же батареи, вопрос открытый.

Кроссоверы

Во всём мире кроссоверы стремительно набирают популярность, это же касается и электрокроссоверов. Но, по правде говоря, этот рынок только появился, и выбор у нас ещё совсем не велик. Да и цены довольно высокие, так что это скорее рассуждение на ближайшее будущее.

Типовая компоновка электромобиля Jaguar i-Pace

Итак, явным преимуществом любого электрокроссовера всегда будет простая и более дешёвая реализация полного привода – как правило, просто ставят по одному мотору на каждую ось. Такая вот, простая реализация может дать постоянный полный привод без дополнительных сложных механизмов, которые не всегда надёжны.

Колесо и электродвигатель, совмещённые в единый узел

Хорошая развесовка также является большим плюсом, положительно влияющим на проходимость авто. Батарея — самая тяжёлая часть, а она находится всегда внизу по всей площади кузова. И, как следствие, наш внедорожник не будет клевать носом, и вязнуть в какой-нибудь луже будет гораздо сложнее. Да и в поворотах мы будем чувствовать куда меньший крен автомобиля.

Наш небольшой моторчик, который в любую секунду может отдать всю свою мощность и максимальный крутящий момент, тоже будет большим плюсом. Любой подъём будет покорить куда проще. Шансов, что вы не набрали необходимую скорость, будет гораздо меньше. Также отсутствие понижающих передач положительно сказывается на весе автомобиля.

Хорошая проходимость и уверенность на бездорожье — всё это очень хорошо. Но как быть с зарядом аккумулятора? В случае с ДВС всегда можно взять канистру или увеличить бак, если вы уж совсем в глушь едете. А что делать с электричеством? Найти станцию зарядки на бездорожье невозможно, взять запасной аккумулятор также не представляется возможным, солнечные технологии не на том уровне, чтоб подзаряжать наш авто в дороге. Так что на выходе мы получаем хороший внедорожник без возможности выехать на то самое бездорожье, для которого он предназначен.

Так что все сегодняшние варианты, такие как Tesla Model X, Jaguar I – Pace, Mitsubishi Outlander PHEV, Toyota RAV 4 EV и др., имеют хорошие внедорожные задатки для своего класса, но являются исключительно городскими машинами, которые при надобности могут уверенно проехать по просёлочной дороге, но не более того.

Вывод

Безусловно, за электромашинами будущее. Вопрос только в скорости наступления этого будущего. И цена на них будет постепенно снижаться. Брать ли сейчас электромобиль? Для поездок по городу и в качестве второго авто можно. Но нужно заранее позаботиться о том, где и как вы будете его обслуживать и заряжать. В целом это может быть удачной покупкой. Ведь такой авто обеспечит вам спокойный пуск зимой, комфортное простаивание в городских пробках, да и заряжая свой новый девайс только ночью, вы сэкономите 5 минут в день на заправке. А если говорить про кроссоверы, то вы получите уверенность на не всегда ровных российских дорогах.

В конце мне бы хотелось сказать, что процесс электрификации автомобилей очень сильно зависит от государства. Так, Великобритания и Франция планируют отказаться от ДВС к 2030 году, Германия — к 2040 году. Если вы живёте в Европе, то уже сейчас можно рассматривать такое авто как полноценное средство передвижения. Расстояние между городами небольшое, инфраструктура постоянно развивается, отменяются налоги для владельцев электротранспорта и т.д. А в России с этим сложнее, расстояние между населенными пунктами просто огромное по сравнению с той же Европой, и где вы будете заряжаться по пути в ближайший город — вопрос. А что касается инициативы со стороны государства, здесь надо вспомнить, с чего берётся львиная часть налогов в нашей стране. Правильно, с горючего топлива.

Чтобы быть уверенным, что в России можно брать машину на электрической тяге, неважно, кроссовер это или седан, должен произойти какой-то технологический скачок: либо сильно увеличена ёмкость аккумулятора (скажем 500–1000 км), либо время зарядки должно составлять не более 5–10 минут. И самый фантастический вариант — легко вырабатываемая энергия прямо внутри машины, скажем, солнечные панели на крыше авто. И именно тогда рынок таких автомобилей в России начнёт развиваться гораздо быстрее, а вместе с ним, я уверен, на рынке появятся и отличные кроссоверы, действительно готовые к бездорожью.

Читать далее

Куда девают машины, которые не смогли продать в салоне?

В 2010 году компания JT International Luxembourg S.A. проводила интересную акцию. В пачках сигарет Winston находился призовой купон, который приглашал любителей покурить на розыгрыш … Toyota Lexus IS. Один из таких купонов попался простому водителю киевского завода «Томак» (бывший «ТоргМаш»). Коллеги по гаражу посмеялись, мол, интересный развод, но водитель решил попробовать. Заполнил форму, отправил по адресу и через 15 дней получил в автосалоне города новенький Lexus по цене 1 гривна.

Непосредственные свидетели события коллеги по работе не просто подтверждали случай, мол, правда, за пачку сигарет получил новый Лексус, но и все курильщики сразу перешли на Winston, причем покупали сигареты не просто блоками — ящиками… Знакомые второго круга, кто напрямую не присутствовал, скептически пожимали плечами, вряд-ли это возможно, а те, кто слушал историю через пятые руки, просто смеялись – «Да, нашли дураков, станет компания Тойота даром отдавать Лексус, цена которого — 70 000 долларов».

А Вы задумывались, куда вообще деваются машины, которые не смогли продать в салоне, что с ними делает производитель и много ли таких автомобилей в мире?

Сколько непроданных авто в мире

Цифры, которые приводят статистические агентства, просто выбивают человека, далекого от маркетинговых проблем, из состояния равновесия. На январь 2019 года в мире стоит на складских стоянках автодилеров и производителей 25 000 000 новых автомобилей, без всякой надежды найти своего владельца. Это проблема перевыпуска продукции, которой так или иначе подвержены все мировые концерны.

Например, в 2017 году в мире было произведено 73 456 351 автомобиль, реализовано же было только 70 849 465 единиц. За один год больше 2,5 млн. новеньких автомобилей заняли свои места на складах под открытым небом. Самые большие кладбища-стоянки в мире:
  • Ширнесс. Великобритания.
    • Суиндон. Великобртания.
    • Склад-стоянка возле головного завода Ниссан.
    • Порт Балтимор. США.
    • Валенсия. Испания.
    • Лонг-Бич. Калифорния. США.
    • Детройт. США. И др.

Инструменты маркетинга позволяют достаточно точно спрогнозировать, какой объем продукции нужно выпустить компании, чтоб полностью удовлетворить спрос, например, на Toyota Lexus IS в текущем году и не производить большее количество моделей. Но капиталистическая экономика предполагает постоянное наращивание производства – «беги или умри», да и на практике просчитать рынок до конца нельзя – политический кризис, смена правительства, стагнация экономики и пр. и все – ваши машины уже никто не покупает. Если остановить производство, компания разориться, какой же выход нашли производители?

Авто у дилера – что дальше?

Заняв свое место на стенде у дилера, новенькая модель ждет своего покупателя. Проходит год, на смену вчерашней новинке пришла обновленная версия, куда девать вчерашнюю комплектацию? Здесь есть несколько вариантов, в зависимости от того, какую политику ведет компания.

  1. Снижение цены. Оно всегда стимулирует продажи устаревших авто, но этим инструментом пользуются не так часто. Во-первых цена на комплектацию прошлого года никогда не уменьшится более, чем на 5-7 %, потому что если снизить цены больше, это грозит производителю тем, что его новые авто станут пользоваться меньшей популярностью.
  2. Вторичная реклама. Этот маркетинговый ход дает свои результаты, если речь идет о хорошо известных и надежных авто. Сегодня можно спокойно купить Jeep Wrangler Rubicon четырех-пятилетнего возраста с пробегом ноль, цена при этом будет не намного меньше первоначальной. А вот для таких авто, как Chery QQ пять лет — это уже критичный возраст. После пятилетней стоянки кузов «кукушки» покрыт коррозией на 80 % минимум.
  3. Продажа для своих. Этот ход используют все автомобильные гиганты. Каждый, кто задействован в производстве автомобилей на заводах, может купить излишек продукции за 40-50 % от полной стоимости. В Америке никого давно не удивляет, что семьи ездят на одинаковых автомобилях или на разных моделях, но одного производителя.
  4. Отправка на склад. Чаще всего непроданные модели отправляются на склад или регионального автодилера, или завода-производителя. Кстати, завод Nissan ежегодно покупает участки до 10 000 га по всему миру и обустраивает на этих местах охраняемые стоянки – это кладбища непроданных авто.

Почему нельзя продать дешево

Производитель никогда не продаст автомобиль за 10 процентов от стоимости или не подарит его. Если продать по дешевке все непроданные машины, которые гниют на складах, произойдет ни много ни мало — обвал цены и остановка производства. Придется снижать цены на конвейерные модели и работать себе в убыток.

Кроме этого, в стоимость новых машин уже вложена цена тех авто, которые не удалось реализовать, а чтобы покупали больше, нужно всего лишь…убрать качество сборки, комплектующих и металла.

Единственная компания, чьи автомобили никогда не загромождают стоянки-кладбища и стабильно распродаются — это грузовики и автобусы Scania.

А вот у таких компаний как General Motors и Cadillac, которые перенесли часть производства в Китай, позарившись на дешевую рабочую силу, начинаются непростые десятилетия. Автомобили, которые производятся мастерами Поднебесной для рынка США, не пользуются в Америке спросом, и на стоянках Китая сегодня стоят почти 7 млн. непроданных машин.
РФ не исключение. Самый большой склад-стоянка расположен на закрытом аэродроме возле Санкт-Петербурга. Сюда автодилеры свозят тысячи Ситроенов и Рено, которые не нашли своего покупателя.

Теперь становится понятным, почему рассказы о том, что можно выиграть новенький Lexus IS, просто купив банку томатного сока — не всегда выдумка. Компании сотрудничают, и табачная JT International Luxembourg приобрела в 2009 за 25 % стоимости сотню Лексусов, место которых было на складе. Взамен компания значительно увеличила продажи своих марок сигарет, реклама которых напрямую давно запрещена.
Читать далее

Кроссовер на любую дорогу – реально ли это?

Универсальный автомобиль, который отлично маневрирует в городских пробках, хорошо держит скоростную трассу и при этом пересекает топи, болота – это ли не мечта каждого профессионального водителя. Обязательным условием является комфортный вместительный салон, электронные помощники и низкий расход топлива. Все это демонстрируют современные кроссоверы премиум-класса, но от этого еще далеки многие кроссоверы бюджетного сегмента.

Итак, какие технологии позволяют кроссоверу демонстрировать повышенную проходимость и приближают его к традиционным внедорожникам и благодаря чему салон городского паркетника такой же удобный, как и у классического седана?

Несущий кузов

Кроссовер отличается от классического внедорожника несущим кузовом. В то время как на массивных внедорожниках нельзя полностью убрать раму, можно только интегрировать некоторые ее участки, в кроссоверах большую часть рабочих нагрузок при движении автомобиля несет либо усиленное днище кузова, либо несущий каркас. Что значительно снижает вес автомобиля и уменьшает расход топлива.

Это преимущество играет и отрицательную роль, если рассматривать порядок проходимости. Жесткая рама позволит равномерно распределить нагрузку на ось при езде по глубокому бездорожью, кроссоверы же этого лишены. После ДТП рамный внедорожник легче и быстрее ремонтируется, но при фронтальном столкновении у пассажиров кроссовера намного больше шансов остаться невредимыми.

За счет несущего кузова кроссовером легче управлять на скорости, маневрировать и «входить» в повороты. Если сравнивать модель с седаном, то нельзя сказать, что седаны строятся только с несущим кузовом, и в этом их техническая схожесть с кроссовером. В 2011 с конвейера сошел последний рамный седан Ford Crown Victoria — полицейский автомобиль из США, который снимался в каждом американском фильме.

Кроме этого, отсутствие рамы и высокий кузов не ставит автомобиль в сегмент кроссоверов. На рынке достаточно не рамных внедорожников с приводом 4х4 и соответствующим дифференциалом. Самой противоречивой моделью остается Nissan Patrol последнего поколения и Mitsubishi Pajero Wagon. Многие считают Ниссан рамным внедорожником, другие упорно «не видят» в его конструкции классической рамы. Но правы все – автомобиль оснащается кузовом с интегрированной рамой и независимой подвеской всех колес.

Дорожный просвет

Большой дорожный просвет и определенный угол боковых свесов – это одна из главных составляющих внедорожников. Все эти параметры перешли и к кроссоверам. Чтобы передвигаться по проселочной дороге, легко преодолевать сугробы и ямы клиренс должен быть не менее 200 мм. Это нижняя граница дорожного просвета всех кроссоверов.

Седаны и купе не могут похвастаться таким большим расстоянием до дорожного полотна. Самый большой клиренс среди седанов у автомобиля Шкода Октавиа первого поколения — 170 мм. В третьем поколении универсал имел дорожный просвет всего 155 мм.

Полный привод

Первые кроссоверы в начале своей карьеры оснащались полным приводом, как и все рамные внедорожники, но, многие маркетологи молчат, что поскольку для многих кроссоверов за основу берется база определенного седана или универсала, то используется совершенно «иной» полный привод.

Для того, чтобы передвигаться по пересеченной местности, у внедорожника, кроме массивной рамы и полного привода, должно быть еще большое количество технических функций — например, понижающий ряд в раздатке для наращивания крутящего момента. Без этой «опции», например, Ford Explorer 3.5, весом в 2,5 тонны не смог бы преодолевать болота на оптимальной скорости.

Сама раздатка внедорожника имеет высокий ресурс и обеспечивает быстрое механическое соединение обеих мостов с двигателем. Нельзя забывать и о блокировке межосевых и межколесных дифференциалов, что важно при возможной пробуксовке машины в тяжелом грунте, и многое другое.

Если убрать раздаточную коробку, мощную зависимую подвеску и цельную раму, внедорожник превратится в обыкновенный седан, только с большим кузовом и клиренсом
.

Кроссовер также может иметь сцепление с дорогой всеми четырьмя колесами, сохраняя весь комфорт легкового автомобиля, на базе которого он и был построен. Вот здесь и кроется главное отличие кроссовера от седана и внедорожника – подключаемый полный привод.

Самое первое — в комплектации любого кроссовера нет раздаточной коробки как таковой, это значит, что отсутствует понижающий ряд в трансмиссии, который увеличивает крутящий момент. В реальности это означает, что кроссовер не сможет выбраться с глубокого оврага или серьезного бездорожья.

Подключаемый полный привод — это задействование задней оси через многодисковую электронную муфту. Во внедорожниках это стальные шестерни. Управляемая муфта не рассчитана на продолжительную работу в замкнутом состоянии, при перегреве происходит ее автоматическое отключение. Поскольку кроссовер не предназначен на часовые поездки по ухабам, справедливо считается, что преодолеть сложный участок снежного заноса или переехать бровку этого вполне хватит.

В некоторых моделях кроссоверов муфта имеет ручное переключение. Это значит, что получить полный привод водитель может еще до начала буксования. Но большинство, приблизительно 80% кросоверов имеют только автоматическую активацию задних колес, которая срабатывает в тот момент, когда передние колеса вовсю буксуют.

Полноприводные седаны или универсалы, например, BMW 3-й серии с трансмиссией xDrive, которая впервые была опробована на внедорожнике X3 и X5, а для седана модернизирована зубчатой передачей, которую установили вместо цепи привода раздаточной коробки, показывают лучшую проходимость на размытых проселочных дорогах, чем бюджетные кроссоверы с большим клиренсом.

Поэтому внедорожные качества кроссовера помогут водителю только выехать с заснеженной парковки — для реальной езды по отечественному бездорожью эти автомобили вряд ли годятся. Но исключения всегда есть — например кроссовер BMW X2.

Блокировка дифференциалов

Полноприводные внедорожники комплектуются тремя дифференциалами, каждый из которых блокируемый. Это необходимо при езде по сложным участкам бездорожья, когда одно колесо вязнет в песке, а противоположное находится на твердом грунте.
На каждое колесо устанавливается датчик, и если происходит большой разрыв между количеством вращений ведущих колес, блокиратор притормаживает колесный диск, препятствуя пробуксовке.

Во многих современных кроссоверах бюджетного сегмента нет системы полной принудительной блокировки дифференциалов. Есть частичная блокировка, которой вполне хватает для преодоления небольших заносов. Все частичные блокировки имеют автоматический режим включения, часто это постепенное притормаживание оси или вала, что дает меньшую нагрузку на трансмиссию, обеспечивая последней больший ресурс использования.

Наиболее распространенный вариант — это комплектация кроссовера вискомуфтой, которая используется вместо обычного дифференциала. Для блокировки используют фрикционные диски, которые выравнивают скорость вращения колес.

система xDrive

В BMW X3 используется интеллектуальный привод xDrive. Крутящий момент распределяется между передними и задними колесами за счет многодисковой муфты с продольной блокировкой. Система DSC (курсовой устойчивости) четко отслеживает показатели дороги и может заранее определить степень пробуксовки колес и активировать блокировку на доли секунды.

Форд Рейнджер Раптор

Кроссовер Ford Ranger оснащен всеми внедорожными опциями, которые позволяют превратить городской автомобиль в настоящий трактор. В комплектации присутствует полноценная рама, подвеска на рессорах и цельный мост. А вот межколесные блокираторы отсутствуют. Их функцию получила система ESP, которая не только тормозит проскальзывающие колеса, но и отслеживает вес и ускоряет торможение. Клиренс — 232 мм, углы свесов — 28 градусов, автомобиль легко преодолевает ямы глубиной 80 см.

Подвеска решает все

Популярный кроссовер Toyota Highlander может считаться образцом комплектации. Для задней стойки использовалась многорычажная конструкция от кроссовера Lexus RX, на базе которого модель и строилась. Передние подвески – классический МакФерсон. В чем сила этой конструкции, и почему для многих кроссоверов выбирают полунезависимую подвеску на заднюю ось и МакФерсон — на переднюю?

Передняя и задняя подвеска Lexus RX

Классический внедорожник — это автомобиль предназначенный преодолевать дороги с вязким грунтом, при большом количестве воды, когда присутствует минимальное естественное сцепление с дорожным полотном. Подвеска должна соответствовать режиму эксплуатации. Узел должен иметь большую прочность и артикуляцию (ход) и быть в состоянии пропускать большое количество грязи — это вполне обеспечивают зависимые подвески, которые прочно удерживаются на оси.

Для кроссоверов такие жесткие требования не выдвигаются, поэтому во главу угла ставится плавный ход и оптимальное сцепление с дорогой при повороте на скорости. Независимая подвеска поможет удержать машину строго горизонтально, если одно из колес наехало на камень, или при переезде бровки.

Подвеска МакФерсон устанавливается за один прием, все комплектующие (стойки, рычаги, поперечина) имеют компактные размеры. На верхней опоре крепят упорный подшипник качения, который рассчитан на большой срок эксплуатации. Рычаг и шарнир достаточно разгружены, поэтому имеют небольшой вес.

Этот тип подвески никогда не используется в рамных конструкциях кроссоверов, поскольку подвеска показывает худшие результаты кинематики в сравнении с зависимым элементом или подвеской на двойных рычагах.

Габариты и вес

Вес несущего и рамного кузова

Вес кроссовера уступает рамному внедорожнику на 50 %, но в отличие от седана это достаточно тяжелая машина. Кроссовер Peugeot 3008 спокойно берет на буксир 1, 5 тонны и при этом отлично маневрирует. А вот Форд Фокус седан при полном снаряжении имеет вес 1300 кг, но его грузоподъемность — всего 500 кг.

Кроссовер в кузове купе

 

Интересные модели кроссоверов в кузове купе. Смелый эксперимент позволили себе два немецких гиганта — БМВ с моделью Х6 и Мерседес, выпустив в 2016 Mercedes-Benz GLC Coupe. Их обозвали «ГМО» автомобилями, но комплектация оказалась настолько удачной, что сегодня кросс-купе есть у многих мировых производителей — это и Audi Q2 2018 года, и Mitsubishi Eclipse Cross 2017, и Jaguar E-Pace. И никто не посмеет сомневаться, что перед ним действительно кроссовер, а не банальный хэтчбек. Поэтому высокий кузов — это не всегда характеристика современного кроссовера.

Audi Mitsubishi Jaguar кроссоверы-купе

Кроссоверы призваны заполнить разрыв, который образовался между традиционным внедорожником и классическим седаном, и этим машинам это полностью удалось. Кроссоверы годятся на любую дорогу, а тем, кто желает экстрима, следует присмотреться к другим моделям.
Читать далее

Прародители класса кроссоверов

Какой год или какое десятилетие можно назвать началом эры кроссоверов? Есть ли конкретная модель, которую можно смело назвать техническим прорывом и поставить первой в ряду самой популярной серии? Наверное, нет.

Но есть несколько десятков автомобилей, которые можно назвать «прадедушками» класса. Итак, самые знаменитые модели 70-х годов 20 века, которые, хоть и с большой натяжкой, можно отнести к кроссоверам 21 века.

Сложность определения

Кроссоверы — достаточно новый сегмент с не вполне четким техническим определением. Европейские автомобильные эксперты считают современные кроссоверы отдельным классом CUV (Crossover Utility Vehicle), американские технологи относят кроссовер к подклассу SUV (Sport Utility Vehicle).

По техническим характеристикам кроссоверы схожи с универсалами повышенной проходимости, и это вносит дополнительную путаницу.

Не вдаваясь в технические детали, одно из самых четких определений дали журналисты издания «Wall Street».

Кроссовер — это легковой автомобиль, спроектированный на несущем кузове, с высокой посадкой и полным приводом, переходный класс между военным джипом и гражданским седаном.

Mitsubishi Jeep

первые пробы в классе кроссоверов

Первым автомобилем, который полностью подходит под определение американских журналистов, можно смело считать Mitsubishi РХ33, построенный в 1934 году. Это был фаэтон длиной 5 метров с дизельным шестирядным двигателем мощностью в 70 л. с. Автомобиль показывал максимальную скорость в 70 км. в час и не стал серийным. Но именно эта модель стала началом легенды компании – знаменитого кроссовера Pajero, пик популярности которого пришелся на 80-е годы 20 века.

Рождение знаменитой концепции пришлось на середину 70-х годов. Чтобы проверить настроение публики и будущий спрос, на автосалоне 1978 года компания представила первый внедорожник Pajero, серийное производство которого началось в 1982 году. И многие стали забывать о первом Mitsubishi J3 , который стал основой модели, и о Mitsubishi РХ33 — родоначальнике серии.

Mitsubishi Jeep — компактный внедорожник, «пляжная» версия которого стала базой для легендарного Pajero. Автомобиль выпускался японской компанией с 1952 года. Лицензию и техническую документацию на производство базы предоставила американская фирма Willys-Overland motors.

mitsubishi jeep

С 1954 года в компании Mitsubishi стали устанавливать на американский джип двигатель JH4 своей разработки, усовершенствовали колесную базу и снизили вес массивного внедорожника. Получился первый кроссовер, который был особенно популярен в 1975 году. В начале семидесятых с конвейера сошло стазу три комплектации Mitsubishi Jeep, поколение J-24A. Производство закончилось в 1998 — были выпущены последние триста памятных единиц.

АМС Eagle

Пытаясь найти родоначальника первого кроссовера Америки, забывают о созданной в 1973 году популярной в свое время модели АМС Eagle. Серийное производство модели началось в 1979 году, первые автомобили имели кузов от Hornet, который устанавливался на полноприводное шасси, вся конструкция получит через 20 лет техническое название «интегрированная рама».

В конструкции первых Eagle использовалась система переднего с принудительным подключением полного привода, в заказных комплектациях (около 15 экземпляров) была встроена понижающая передача. В техническом плане «Орел» отвечает всем требованиям городского кроссовера 21 века, только без электроники. Все системы работали механически: автоматическая трансмиссия управляется вискомуфтой, передние стойки – классический МакФерсон, цельный задний мост, достаточно большой клиренс.

Ажиотажа у покупателей автомобиль не вызвал, хотя и показывал отличную проходимость. В 1980 году первые экземпляры модели были экспортированы в Европу.

В 1987 году компания АМС прекратила существование, но концепция «Орла» не затерялась в техническом архиве. Именно на этой платформе была создана Toyota RAV4, которая и совершила прорыв в мире кроссоверов. RAV4 начали впускать в 1994 году, и эту модель многие считают первым настоящим кроссовером.

Вклад от Subaru

Subaru Forester 1996г.

В компании Субару есть только один признанный кроссовер – это модель Subaru Forester, дебют которой состоялся в 1996 году. Полноприводной кроссовер был построен на базе Impreza, комплектовался оппозитным мотором на 2 литра, при максимальной мощности 137 л. с. Для рынка Европы предлагался вариант 2,5-литрового турбодвигателя мощностью 165 л. с.

Subaru Leone Вагон

Многие эксперты считают, что историки автомобилестроения незаслуженно забывают Subaru Leone в комплектации универсал, который по техническим характеристикам может считаться первым кроссовером известной компании.

Subaru Leone Coupe

Первое поколение Леон появилось в 1971 году — это была комплектация купе с передним приводом. В 1972 году были выпущены первые седаны и универсалы с полным приводом. Единственное, что мешает назвать Леон универсал полноценным внедорожником — это стандартный как для седанов клиренс и невысокий кузов.

Subaru DL универсал 1975 года комплектовался карбюраторным 1,2 и 1.4-литровым мотором flat-4. Чуть позже с серийного производства был снят 1,2-литровый двигатель, и автомобиль стали завозить в США, Канаду и Австралию. Универсал большой проходимости пользовался популярностью вплоть до 1977, когда ему на смену пришел новый вариант Subaru BRAT, построенный на платформе Леон.

Mercedes-Benz G-Wagen

Класс кроссоверов Мерседес представлен сегодня только одним поколением Mercedes-Benz X204, дебют которого состоялся в 2008 году. Серию оснащают 2.2-литровым дизельным мотором мощностью в 170 л. с. и полным приводом класса 4Matic.

внедорожный фаэтон фюрера

Если проследить эволюцию люксовых кроссоверов Mercedes-Benz GLK-Klasse, то можно дойти до «дедушки» концепции — знаменитого полноприводного внедорожника Mercedes G4, выпуск которого закончился в 1939 году.

А пик популярности пришелся на переходную модель 1979 года Mercedes-Benz G-Wagen. Знаменитый внедорожник, который выпускается по сей день, не изменился ни формой кузова, ни цветом. Модель разрабатывалась на базе G4 и имела строгую специализацию — армейский джип. В 1979 году была выпущена и первая гражданская версия.

Mercedes G4 1939 года, прадед G-Wagen, стал вторым немецким автомобилем повышенной проходимости, первенство досталось Volkswagen KDF Type 82, который разрабатывался для военных целей. На основное шасси могли устанавливаться различные типы кузова, поэтому спереди планировалась рессорная подвеска с цельным мостом, сзади — подвижная подвеска с листовыми рессорами.

Впервые на задний мост были установлены самоблокирующиеся дифференциалы. За пять лет было выпущено 57 экземпляров внедорожника с открытым верхом, для которых использовались три вида моторов. Позже именно по моторной комплектации эти 57 автомобилей разделили на классы.

Любопытный факт: именно G-класс послужил основой для создания папа-мобиля – средства передвижения папы римского в моменты появления на публике.

Ford Falcon

Ford V8 Station Wagon можно смело назвать прапрадедушкой знаменитого полноразмерного кроссовера Ford Falcon. Дизайн салона, стилистическое оформление кузова Ford Falcon повторяет базу первого внедорожника компании 1937 года.

Ford Falcon

Начало производства Ford Falcon стартовало в 1960 году, пик популярности пришелся на 1972-75 годы, когда автомобиль стали делать в Австралии. Именно благодаря этому производство модели продолжалось 56 лет и было завершено только в 2016 году. На базе Фалькон был построен кроссовер Ford Territory в 2008 году.

Ford Standard Station Wagon

В 1938 году компания Marmon-Herrington создала первый легковой автомобиль Форд с полным приводом, который и стал родоначальником современных кроссоверов фирмы. За основу была взята концепция универсала Ford V8 Station Wagon. В новой модели была запланирована ведущая передняя ось, передняя поперечная подвеска устанавливалась вместо двух продольных рессор. Производство завершилось в 1948 году, было выпущено около 200 экземпляров.

Читать далее