Статистические данные гласят, что 8 из 10 детей, которые попали в ДТП с летальным исходом, получили несовместимые с жизнью травмы по причине отсутствия детского кресла. То есть родители не побеспокоились заблаговременно об их безопасности, подвергнув жизнь малышей риску. Наличие в машине надлежащих устройств является обязательным правилом, прописанным на законодательном уровне. Штраф за отсутствие детского кресла существует в Российской Федерации с 2007 года. Ощутить всю силу его действия правонарушители смогли недавно, как только его сумма стала существенной для большинства россиян. Но поговорим обо всем по порядку.


Предписания закона

В 2007 г., как уже говорилось, законодатели ввели штраф за отсутствие в автомобиле удерживающих устройств. До 2013 года его сумма составляла 500 р.

Это правонарушение раньше приравнивалось к езде с не пристегнутыми ремнями безопасности. 

Это правонарушение раньше приравнивалось к езде с не пристегнутыми ремнями безопасности. Фото: penzavzglyad.ru

Несколько лет назад в Кодекс об административных нарушениях были внесены правки, согласно которым указанный штраф увеличивался до 3 тыс. рублей (об этом гласит ч.3, ст.12.23).

Штраф выписывается инспектором полиции в том случае, если в машине находится несовершеннолетний пассажир, не достигший 12-летнего возраста и 150-сантиметрового роста, который перевозится без наличия специального кресла (это правило касается детей, которых перевозят на переднем сидении авто).

Если ребенок находится на заднем сидении, то родители обязаны зафиксировать его с помощью ремней безопасности (либо других средств из этой категории, перечень которых утвержден ГОСТом). 

Эти правила действуют уже на протяжении нескольких лет, и в этом году изменений в них не планируется.
Однако здесь следует сделать ремарку: на отечественных дорогах не так часто можно встретить автомобиль, конструкция которого предусматривала бы крепления для дополнительных ремней безопасности или кресла. Однако если машина старая и таких устройств в ней нет, это вовсе не означает, что детей можно перевозить на тех же основаниях, что и взрослых. Правило должно непреклонно соблюдаться для всех, кому еще не исполнилось 12 лет!

Узнайте о том, что нужно делать, если совершен наезд на пешехода.

О наказании за выезд на встречную полосу можно узнать здесь.

Особенности удерживающих устройств

Все автокресла, представленные в продаже на отечественном рынке, разделяются на несколько категорий. Критериями такого деления являются рост и вес. Итак, перечисли группы автокресел:

  • для детей возрастом до 9 мес. и до 10 кг веса – «автолюлька», в которой предусмотрены два положения – горизонтальное и сложенное; в первом случае ребенок пристегивается при помощи ремня через животик, во втором – с помощью 3-точечного ремня;
  • для детей до 1,5 года с весом до 13 кг; ребенка в таком кресле можно размещать в полулежачем положении лицом либо спиной к ходу движения;
  • для малышей от 1 до 4 лет с весом до 18 кг; такие устройства оснащены 5-точечными ремнями; дети располагаются в них лицом по ходу движения;
  • для детей 3-7 лет с весом 15-25 кг; конструкция таких кресел предполагает наличие регулируемой по высоте спинки; ребенок фиксируется в них с помощью стандартного ремня безопасности;
  • для детей 7-12 лет с весом 22-36 кг; без спинки; ограничивает верхнюю лямку автомобильного ремня безопасности.
При выборе подходящего для ребенка автокресла необходимо учитывать еще и индивидуальные особенности. Желательно, если покупка будет происходить в присутствии маленького пассажира – так можно «примерить» удобство пребывания детей в кресле.

При прочтении предписаний законодательства зачастую возникает вполне закономерный вопрос: «Что делать тем семьям, которые по финансовым или иным причинам не могут себе позволить приобрести детское автокресло?»

В качестве альтернативы можно выбрать другие удерживающие устройства, которые соответствуют государственному стандарту, принятому в 2007 году. Эти устройства — совокупность лямок и/или гибких элементов, которые оснащены пряжками и крепежными деталями. В некоторых случаях они должны быть оснащены, например, специальным противоударным экраном. Описанное устройство должно в обязательном порядке быть прикреплено в салоне автотранспорта.

При возникновении аварийной ситуации или резком торможении риск получения травмы существенно снижается, поскольку подвижность ребенка ограничена. Фото: agushenka.ru

При возникновении аварийной ситуации или резком торможении риск получения травмы существенно снижается, поскольку подвижность ребенка ограничена. Фото: agushenka.ru

Родителями часто практикуется использование специальной накладки на ремень безопасности. Однако в этом случае нужно помнить, что хоть она и спасет от штрафа, но обеспечить безопасность маленького пассажира не может (об этом свидетельствуют результаты проведенных за рубежом краш-тестов).

Если штраф за отсутствие автокресла выписали таксисту

Чтобы избежать проблем, пассажиры такси обязаны заблаговременно, еще при вызове машины, сообщить о наличии ребенка, нуждающегося в пристегивании. После этого служба такси должна отправить к заказчику машину, с соответствующим оснащением.

Сложные ситуации

Забота о безопасности своего чада – дело благородное и не поддается сомнению. Однако в этом деле тоже случаются проблемы и конфузы. Ведь бывают ситуации, когда ребенок не имеет физической возможности пребывать в автокресле, как того требуют предписания (например, он еще не умеет сидеть или страдает ДЦП).

Еще один пример: длящееся правонарушение (если инспекторы будут неоднократно на протяжении короткого времени останавливать автомобиль, в котором отсутствует детское кресло). Кроме того, некоторые родители, являясь неответственными относительно своего чада, не возят с собой документа, подтверждающего возраст ребенка (ведь этого пункта состоянием на 2018 г. в ПДД нет).

При остановке и попытке инспектора выписать штраф за отсутствие кресла, такие мамы или папы пытаются всячески доказать, что ребенку уже давно исполнилось 12 лет, а значит, его можно возить без дополнительных пристегивающих устройств.

Также противоречие может возникнуть и тогда, когда в определенном возрасте рост ребенка не соответствует нормам «до 12 лет и до 1,50 м». А ведь бывает и такое – в 10 лет, например, ребенок уже превысил этот показатель…Что делать? Не пристегивать? Не штрафовать?

Однозначного ответа на эти вопросы нет, все практически полностью зависит от конкретного случая.

Однозначного ответа на эти вопросы нет, все практически полностью зависит от конкретного случая. Фото: groovecar.com

Здесь перечислены случаи, в которых порядок действий водителя и представителя власти в России не до конца прописан в соответствующих нормативных актах, а значит, отсутствие изменений в КоАП состоянием на 2018 год – значительный пробел отечественных законодателей. Если сравнить с опытом европейских стран и США, то эти нормы прописаны более четко, а значит, противоречивые ситуации возникают гораздо реже.

Итоги

Как считают автоэксперты, увеличение суммы штрафа до 3-х тыс. рублей за отсутствие фиксирующего устройства для ребенка в автомобиле является обоснованным и правильным. Никто, пожалуй, не будет спорить, что этот шаг позволяет сохранить здоровье и жизнь тысяч маленьких пассажиров в Российской Федерации. Кроме того, такие меры – отличная стратегия в воспитании поколения с высокой культурой поведения на дороге.

Путем несложных подсчетов можно сделать вывод, что бюджетная модель детского автокресла по стоимости равняется штрафу за его отсутствие. Так не проще ли один раз купить удерживающее устройство, чем быть многократно оштрафованным и подвергать опасности свое чадо?

О том, как выбрать автокресло можно узнать в этом видео: