Что такое катушка зажигания? В системе зажигания любого автомобиля есть модуль, назначением которого является преобразование низковольтного напряжения сети в высоковольтные импульсы. Называется этот элемент катушкой зажигания. Именно создаваемый ею высокий вольтаж и образует в межэлектродном пространстве системы зажигания искру, которая воспламеняет топливно-воздушную смесь. Катушку зажигания имеют все системы зажигания: контактные, бесконтактные, электронные. По своей функциональности этот элемент напоминает имеющий две обмотки трансформатор. Существует несколько типов катушек зажигания: общий, индивидуальный и сдвоенный.

Как проверить исправность катушки зажигания

Любая катушка зажигания рано или поздно приходит в негодность, поэтому во избежание проблем в работе машины лучше проводить периодическую диагностику этого элемента.

Для начала отметим, что ни в коем случае при проверке катушки не стоит проводить отсоединение высоковольтного провода от свечи зажигания. Помимо удара током, такое мастерство может стать причиной резкого возрастания напряжения на вторичной обмотке, что в итоге приводит к повреждению катушки.

1

Если возникли проблемы в системе зажигания и есть подозрения, что неисправна именно катушка, то можно воспользоваться измерительным прибором под названием омметр. Он покажет значения первичного и вторичного сопротивлений. По мнению опытных автомобилистов, даже при незначительных отклонениях от нормативного значения сопротивления катушку зажигания следует заменить. Проверка сопротивления начинается с подключения проводов измерения к «минусу» и «плюсу» первичной обмотки.

Если омметр показывает, что значение сопротивления находится в пределах от 0,4 до 2 Ом, то можно сказать, что катушка зажигания работает удовлетворительно. Нулевой показатель сопротивления указывает на отсутствие работоспособности катушки из-за короткого замыкания. Высокое значение сопротивления свидетельствует об образовании в цепи обрыва. Если сопротивление бесконечно, значит сгорели обмотки катушки.

Кроме омметра, проверить работу катушки можно с помощью мультиметра. Ниже представлена последовательность проверки этого элемента.

2

Сначала проверяется первичная обмотка. Вначале на аккумуляторной батарее отключается «минус», ослабляются кронштейны, отсоединяются все провода проверяемого элемента, вычищается его корпус. При обнаружении серьезных повреждений (трещины или серьёзные царапины) диагностика завершается, и сломанная катушка сразу же заменяется. Следует отметить, что у каждой катушки нормальными считаются разные сопротивления первичной и вторичной обмоток, различные значения длительности искры и её ток, показатели энергии и индуктивности первичной обмотки. По этой причине лучше перед проверкой узнать нормальные показатели для проверяемой катушки. Как правило, их указывают в инструкции по эксплуатации автомобилем.

3

При проверке первичной обмотки положительные и отрицательные контакты катушки присоединяются к мультиметру, а на самом приборе выставляется режим «Сопротивление». Перед началом измерения необходимо выяснить, какое сопротивление считается нормальным для проверяемой катушки. Как правило, оно не может быть меньше 0,4 Ом и больше 2,0 Ом. Если прибор показывает нулевое сопротивление, то это явный признак неработоспособности катушки из-за короткого замыкания. Бесконечное сопротивление указывает на обрыв цепи.

После проверки первичной обмотки можно проверять вторичную обмотку. В этом случае к измерительному прибору подсоединяют положительный контакт, а также вывод от характеризуемого высоким вольтажом провода. В катушках с установленными пластинчатыми сердечниками значение сопротивление колеблется от 6 до 8 кОм, в других преобразователях это значение превышает 15 кОм.

4

После измерения сопротивления нужно сравнить показания измерительного прибора с указанным в инструкции по эксплуатации машиной значением.

Причины выхода из строя катушек зажигания

Несмотря на продолжительный срок работы, любая катушка зажигания подвержена износу и постепенному выходу её из строя. Из-за чего этот электрический преобразователь приходит в негодность? Одной из главных причин поломок катушек зажигания является её перегрев вследствие часто возникающих коротких замыканий. При температуре ниже 150 градусов катушку ещё можно отремонтировать. Но если придётся работать при более высоких температурах, то электрический преобразователь ломается окончательно и восстановить его уже нет никакой возможности. Кроме того, причиной частых выходов из строя катушек зажигания является проблемы с исходящим от сети питанием (ведь работа этой детали очень зависит от поступающего с неё электричества).


Что же лучше гидроусилитель или электроусилитель руля? Узнайте здесьзаголовок

Помогаем сделать выбор популярные компактные внедорожники:  выбираем лучший внедорожник для России.

Узнайте, в чем причина и что делать, если буксует сцепление автомобиля.

Наименьшее напряжение, при котором ещё возможна работа катушек зажигания, равно 11,5 Вольтам. Также слишком частое и долгое использование этого электрического преобразователя зачастую является причиной снижения показателей его производительности и падению уровня вольтажа.

Иногда катушки зажигания выходят из строя из-за неисправного кабеля системы зажигания. После его ремонта или замены вся система вновь обретает свою первоначальную работоспособность.

5

Вывести катушку зажигания из строя могут также и пробои в изоляции. Такое явление может возникнуть, к примеру, из-за простого машинного масла, попавшего внутрь этого электрического преобразователя сквозь пришедшего в негодность уплотнения.

Ещё вывести из строя катушку может попавшая во вторичную и первичную обмотку катушки влага (из-за неисправной системы омывателя, при мойке машины, во время дождя), которая при помощи созданного ею негативного переходного сопротивления поражает весь электрический преобразователь.

Выше было указано, что часто в систему управления автомобилем попадает влага. Именно она может стать причиной распространения коррозии. Так, образовавшись в системе зажигания, коррозия делает выше сопротивления в проводниковых элементах, что приводит к их перегреву. Кроме того, коррозия возникает при плохом соединении и возникновениях обрывов. Проблема подобного рода решается применением специальной диэлектрической свечной смазки на поверхностях контактов самой катушки.

Катушки зажигания могут также выйти из строя при высоком вторичном сопротивлении, вызванном вследствие чрезмерно большого межэлектродного зазора или изношенностью свечей зажигания. При данной проблеме замене подлежит как катушка зажигания, так и свечи.

Кстати, замена катушек возможна только при хорошей очистке всех соединений и контактов от различных веществ и отложений.

Как проверить катушку зажигания мультиметром (видео)

Итог

В заключение статьи отметим, что исследуемый механизм катушки зажигания относится к неподлежащей ремонту категории. Обнаруженные в ней неисправности невозможно устранить. Нужно сразу делать замену. Иначе сбои в работе всей катушки окажут негативное воздействие на работу всей автомобильной системы управления, что в результате приведёт к сокращению долговечности машины. Всем известно, что неотъемлемой частью эксплуатации автомобиля является постоянный уход за ним, проверка его работоспособности, одним из основных элементов которой считается проверка катушки зажигания.