Сложность конструкции автомашин, обилие электроники привело к тому, что отпала необходимость в обширном наборе инструментов, некогда имевшемся в багажнике любого уважающего себя владельца автомобиля. Нынче этот набор сократился до минимума. Домкрат — один из инструментов, не потерявший своей актуальности. Для владельцев внедорожников это узкоспециальное приспособление может быть полезным не только для банальной замены колеса. Какой же домкрат выбрать, какие они вообще существуют, какие у них достоинства и недостатки? Давайте разбираться.
Применение домкрата
Казалось бы, домкрат предназначен для того, чтобы поднять машину, и после смены колеса опять занять место в багажнике. Это так, но не совсем. Функциональность может быть шире, что окажется полезным тем, кто передвигается по дорогам с твердым покрытием, и по бездорожью.
Так, домкрат поможет вытащить застрявшую машину из грязи, а некоторых случаях заменит (с ограничениями, конечно) лебедку, раздвинет погнутые металлические конструкции и т. д. Не каждый домкрат так универсален. Чтобы выбрать необходимый, надо разобраться с разновидностями, достоинствами и возможностями, определиться с собственными требованиями к данному механизму.
Характеристики
Существует несколько видов домкратов. Вне зависимости от конструкции, все они имеют ряд общих характеристик, среди которых:
- Грузоподъемность. Показывает, какой вес поднимает домкрат. Учитывая, что вес внедорожника, как правило, выше обычного легкого автомобиля, следует остановить внимание на моделях с грузоподъемностью от 1.5-2 тонн. Желательно иметь запас по этому параметру.
- Высота подхвата. Это минимальное расстояние от дороги до той плоскости, на которую воздействует домкрат при подъеме машины. Для владельцев внедорожников данный параметр не столь важен, т. к. характеристики автомобиля предполагают клиренс больший, чем у обычных легковых автомобилей. Даже со спущенным колесом расстояние до дороги не станет препятствием для применения любого домкрата.
- Высота подъема. Вот этот параметр гораздо важнее, т. к., опять-таки, в силу специфики автомобиля, величины ходов подвески могут иметь большие значения, и домкрат просто не сможет поднять кузов на достаточную высоту, чтобы оторвать колесо от поверхности дороги.
Следует обратить внимание на вес устройства, величину опорной поверхности, ограничения условий применения, возможности использования дополнительных аксессуаров, стоимость.
Разновидности
Существует несколько типов домкратов. Опишем каждый из них и отметим достоинства, недостатки, то, насколько данный тип пригоден для использования с внедорожником.
Винтовой
Малопригодное для внедорожников устройство, обладающее малой грузоподъемностью, низкой устойчивостью, требует специальных проушин или определенных мест на кузове, которые используются для поднятия автомобиля. Из достоинств – только низкая цена.
Ромбический
Распространенный вид домкратов, широко применяемый для комплектации легковых автомобилей, но плохо подходящий для внедорожников. Наряду с достоинствами (небольшой вес, сравнительная компактность, невысокая цена), имеет ряд недостатков:
- Невысокая грузоподъемность.
- Небольшая высота подъема.
- Неустойчивость. Данный тип не отличается большой устойчивостью, особенно при максимальном подъеме.
Для внедорожника не лучший выбор. Может пригодиться только для замены колеса на ровной дороге, и при условии, что высоты подъема хватит для поднятия колеса. Для облегчения манипуляций с этим устройством существуют модификации с электроприводом, что облегчает работу, но существенно увеличивает цену.
Гидравлический
Такой тип часто называют «бутылочный». К достоинствам можно отнести высокую грузоподъемность при том, что размер самого устройства достаточно мал, он занимает мало места в багажнике и весит немного. Для подъема автомобиля не требуется много физических усилий, да и сам подъем происходит плавно.
Из недостатков – высота подъема для большинства моделей меньше 50 см.
Подкатной
Разновидность гидравлического домкрата, отличающаяся конструктивом. Имеет те же достоинства, что и предыдущий тип, к которым добавляются устойчивость и возможность его использования не только для смены колес, но и для демонтажа агрегатов, таких, как КПП, раздаточная коробка и т. п. Некритичен к выбору места на кузове для приложения поднимающего усилия, с его помощью можно поднять целиком сторону автомобиля или вывесить переднюю или заднюю часть.
Из недостатков – использование только на ровных площадках с жестким покрытием и довольно большой вес. Устройство, рассчитанное на поднятия 2 и более тонн может весить от 15 кг. Высота подъема также не самая большая.
Тем не менее, это один из лучших вариантов для оснащения гаража подобным механизмом. Надежная и эффективная конструкция позволит проводить с автомобилем любые работы, требующие его подъема.
Реечный
На этот тип домкратов стоит обратить особое внимание, особенно тем, для кого бездорожье, особенно «тяжелое» — если и не дом родной, то, как минимум, место регулярного посещения. Этот домкрат часто называют «Hi-Jack».
Простейшая конструкция с перемещающейся по рейке опорной площадкой. Подчеркнуть ценность такого домкрата для владельцев внедорожников хочется, сначала перечислив недостатки. Это большой вес и немаленькие габариты, которые напрямую зависят от максимальной высоты подъема. При этом данный тип подъемного механизма — один из самых неустойчивых.
Достоинства же этого механизма вытекают из недостатков. С помощью реечного домкрата можно поднять машину на метр и более, вывесить переднюю или заднюю ось. Неустойчивость также можно использовать во благо, вытаскивая машину, например, из глубокой колеи. Вывесив переднюю ось, машину можно просто столкнуть в сторону, не боясь повреждения домкрата. Качественную модель сломать весьма проблематично. При этом использовать можно в любых условиях, в любой грязи, снегу и т. п. Прибавим к этому возможность использования в качестве лебедки.
Обязательное устройство для любого более-менее серьезного джипера.
Надувной
Домкрат, практически лишенный металлических деталей. Плотный ПВХ-мешок, подкладываемый под автомобиль, и надуваемый от компрессора или выхлопными газами. Большая высота подъема, в сочетании с большой опорной площадью, станет идеальным средством для применения на мягких и зыбких покрытиях: песке, болотистых грунтах, снеге и т. п.
Очень интересный вариант, практически лишенный серьезных недостатков, а при езде по тяжелому бездорожью может стать незаменимым.
Как выбрать автомобильный домкрат — подробная инструкция
Заключение
Итак, что же выбрать? Все зависит от того, где придется применять домкрат. Если задача – заменить пробитое колесо, а дороги всегда асфальтированные, то можно ограничиться механическим или электрическим домкратом, подобрав модель с достаточной высотой подъема.
Для гаража хороший вариант – подкатной. Универсальный и надежный механизм.
Для экстремальных условий – реечный, а еще лучше, иметь еще и надувной. Тогда не будут страшны глубокие колеи и прочие прелести бездорожья.