Долгое время ниша легкобронированного автомобиля в Российской армии пустовала — из транспорта был либо знаменитый ульяновский «козлик», не защищающий даже от легкого стрелкового оружия, либо прожорливые и зачастую избыточные для разъездных целей БРДМ, а то и БТР.
Вакантное место занял арзамасский бронеавтомобиль высокой проходимости ГАЗ-2330 «Тигр» во множестве своих вариаций — от командно-штабной машины до броневика пятого класса защиты, выдерживающего обстрел из пулемета калибра 7,62 мм бронебойными патронами.
Об отличных пикапах, которые хорошо подходят для нашей страны, читайте здесь.
На нашем сайте вы найдете тест-драйв нового поколения БМВ Х1.
Интерес к разнообразной военной технике всегда проявлял и гражданский покупатель. И, если американец, покупая Hummer, получает лишь стилизованный под армейский HMMVV автомобиль на агрегатах Chevrolet Tahoe, то русскому повезло гораздо больше: доступная на гражданском рынке версия автомобиля «Тигр» под номером 233001 имеет минимум отличий от армейского автомобиля.
Урок матчасти: технические характеристики автомобиля Тигр
Русский «Тигр» чем-то напоминает гусеничного немецкого тезку, скорее всего, в этом виноваты угловатые формы и чудовищная для легкового автомобиля масса в 6200 килограммов, требующая от водителя прав категории «С». При этом бронирование на автомобиле отсутствует, хотя дополнительные 200 килограммов для этого автомобиля кажутся незначительными.
В движение «Тигра» приводит достойный его массы агрегат — турбодизель Cummins мощностью 205 л.с. или не менее солидный отечественный двигатель ЯМЗ-5347-10 объемом 6,7 литра и мощностью 235 л.с.
Под стать мотору и трансмиссия: пятиступенчатая механическая коробка передач приводит в движение все четыре колеса, оснащенные колесными редукторами и самоблокирующимися осевыми дифференциалами. Межосевой дифференциал автомобиля блокируется электроприводом и управляется кнопкой в салоне.
Все эти агрегаты, как и торсионная подвеска колес и система их централизованной подкачки, имеют одного и того же донора в лице БТР-80. Это неудивительно, так как они производятся на одном и том же заводе.
Огромный крутящий момент двигателя в сочетании с пониженным рядом в трансмиссии, короткими свесами и сорокасантиметровым клиренсом подразумевают отличную проходимость. Если же автомобиль застрянет, ему на помощь придут две лебедки (передняя и задняя), развивающие усилие 4000 кгс каждая. Однако засадить «Тигра» в грязь не так просто, ведь даже алгоритм работы рычага КПП (задняя — вперед, первая — назад) рассчитан на удобство преодоления трясины «в раскачку».
Достойные грузовика характеристики касаются и динамики разгона: цифра в 32 секунды до «сотни» кажется неприличной, если на секунду забыть, что речь идет о шеститонном автомобиле с максимальной грузоподъемностью, добавляющей к этому весу еще полторы тонны. Не стоит забывать и о том, что остановить такую тяжесть — непростая задача для барабанных тормозов и внедорожной резины. При размеренных же ускорениях аппетит мотора укладывается во вполне разумные 20 литров на 100 километров, что в сочетании с двумя 70-литровыми баками не заставляет постоянно думать о расположении ближайшей заправки.
Интерьер и оснащение
От угловатого монстра размерами с комнату «хрущевки» не стоит ожидать изысканности салона. Однако специфика рынка диктует обратное: список опций, доступных при заказе автомобиля, ограничивается только фантазией и финансовыми возможностями заказчика. Как правило, дизайн и материалы отделки оговариваются при заказе индивидуально.
Основными отличиями в оснащении гражданского «Тигра» от армейского являются наличие системы АБС, кондиционера, передних сидений с электрической регулировкой в шести положениях, электростеклоподъемников, а также немаловажной при парковке в городских условиях камеры заднего вида (хотя «Тигр» всем видом стремится показать, что эта деталь нужна для безопасности окружающих автомобилей, а никак не ему самому).
Второе поколение Тигра
Ряд характеристик «Тигра», пристойных армейскому транспорту, все же оказался излишним для утилитарного гражданского автомобиля. В первую очередь, естественно, камнем преткновения стала масса автомобиля, требующая весьма специфических навыков вождения, а также распространяющая на него все ограничения, принятые в правилах дорожного движения для грузовиков.
Поэтому в 2006 году был представлен ГАЗ-3121, он же «Тигр-2». Этот аппарат, хотя и выполнен на той же платформе (и даже сохранил дистанционное управление давлением в колесах), значительно сбросил как в весе — с 6200 килограммов до 3500, так и в цене — с 5,5 миллионов рублей до 3 миллионов.
Поскольку силовой агрегат «Тигра-2» — тот же Cummins B205, что и на ГАЗ-233001, такое радикальное уменьшение массы заметно улучшило динамику автомобиля, хотя из соображений безопасности максимальная скорость, ограниченная электроникой, стала еще меньше, чем у предшественника — 140 км/ч вместо 160. На пять литров упал и расход топлива.
Автомобиль лишился немалой части армейской брутальности, так как на его раму установлен совершенно другой кузов, меньший по габаритам и имеющий более плавные обводы. При этом следует отметить, что дизайнерам не пошли по легкому пути копирования чужих образцов, и внешний вид «Тигра-2» нельзя назвать скалькированным.
В салоне же многие детали явно указывают на нижегородские корни конструкции — от приборной панели, взятой с «Газели-Бизнес», до привычного по автомобилям ГАЗ и УАЗ серого пластика облицовок. Эргономика дизайнерам, к сожалению, не удалась: так, многофункциональный дисплей смещен в самый низ центральной панели, в то время как блок управления отопителем оказался в самом верху. Особенно это бросается в глаза на фоне значительно более грамотно спроектированного «Тигра-1».
Покупка и цена гражданского автомобиля Тигр
Весьма специфические характеристики и цена (а «Тигр» — это самый дорогой отечественный легковой автомобиль, если его можно таковым назвать) делают его штучной вещью, которую нельзя взять на тест-драйв в ближайшем автосалоне. Для заказа автомобиля необходимо обратиться непосредственно на его завод-изготовитель, ПАО «Арзамасский Машиностроительный Завод», и уже во время заказа оговорить оснащение автомобиля. Таким образом, каждый вышедший за ворота завода «Тигр» в чем-то является уникальным, а базовая цена в 5,5 миллиона рублей заметно увеличивается.
[stextbox id=»alert»]Более «оцивиленный» «Тигр-2», несмотря на указывающее в сторону Нижнего Новгорода обозначение ГАЗ, также производится в Арзамасе.[/stextbox]
Итог
В своем роде «Тигр» для российского рынка является уникальным явлением — сочетание качеств настоящего внедорожника контрастирует с немалой ценой, которая для большинства покупателей делает автомобиль модной городской диковинкой. И, действительно, гражданские «Тигры» чаще можно увидеть на московском асфальте, чем в подмосковных болотах.