О важности и значимости ручного тормоза в каждом автомобиле — вообще и в ВАЗ 2110 — в частности — говорит уже тот факт, что он находится на самом видном и предельно доступном для водителя месте. Как и любой механизм, он требует ухода и профилактики. Уход заключается в периодической чистке и смазке, а профилактика — в контроле его работоспособности. Если с решением первой задачи — все понятно, то основным мероприятием по профилактике являются его периодический осмотр и подтяжка. Все эти процедуры не сложны, и потому выполнить их — по силам практически каждому. Показать, как это сделать и получить бонусом полезную информацию о системе ручного тормоза вам поможет данная статья.
Зачем автомобилю два тормоза
- Ручной тормоз в автомобиле ВАЗ 2110 является одновременно и альтернативным вариантом (дублером), и составной частью главной (гидравлической) тормозной системы. Ситуация, когда малая эффективность или полный отказ тормозов в автомобиле — хотя и редкая, но весьма серьезная неисправность, выйти из которой без потерь способен помочь только ручной тормоз.
- Второе название ручного тормоза — стояночный. Оставление автомобиля водителем, даже при минимальном уклоне или подъёме дорожного полотна, без подключения ручного тормоза — считается недопустимым.
- Ручной тормоз — незаменимый помощник при начале движения на подъем.
- Умение пользоваться «ручником» является одним из обязательных требований при сдаче экзамена на получение прав вождения в ГИБДД.
Как буксировать автомобиль на автоматической коробке и можно ли это делать? Узнайте в нашем материале.Какие летние шины выбрать и что учитывать при покупке — смотрите здесь.
Поводом для тревоги и незамедлительной проверки ручного тормоза должны стать:
- Отсутствие характерных щелчков при подъеме ручки стояночного тормоза вверх;
- Посторонние звуки при постановке и снятии автомобиля со стояночного тормоза;
- Сверхлегкое или наоборот — весьма затруднительное — движение ручки стояночного тормоза;
- Самопроизвольное движение автомобиля на подъеме(спуске) при включенном ручном тормозе.
Принцип работы ручного тормоза ВАЗ 2110
Фиксация тормозных барабанов и колес автомобиля происходит в следствие прижатия к ним тормозных колодок. Привод их осуществляется рычагом через систему тросов, кронштейнов и пружин.
Натяжение тросов (8) задается рычагом (2), а фиксация его в определенном натяжении — храповиком (11). Снять трос с рабочего положения можно нажатием кнопки (1), выводом из зацепления с храповиком «собачки» (10) и опусканием рычага в крайнее нижнее положение.
Поскольку механизм регулировки тросов находится под днищем автомобиля — на штоке (4) установлено резиновое уплотнение (3), препятствующее поступлению в салон грязи и пыли извне. По той же причине и сами троса находятся в защитной оплетке (9).
Натяжение тросов (к левому и правому колесу) ручного тормоза производится единовременно путем перемещения делителя (5) по штоку (4) закручиванием гайки (6) и фиксации ее контргайкой (7).
[stextbox id=»info»]По своей сути, конструкция системы стояночного тормоза автомобиля ВАЗ 2110 — довольно проста. В этом секрет ее надежности. Слабым звеном системы считаются тормозные троса или точнее их ослабление. Причин тому несколько:[/stextbox]
- износ тормозных колодок;
- вытягивание троса от времени;
- ослабление мест крепления.
Самым простым решением и устранением данной неисправности является подтяжка тросов. В силу простоты и малой трудозатратности редкий сервис откажется помочь автолюбителю в данной проблеме.
Цена вопроса — от 250 до 500 рублей. Мы же рассмотрим вариант с минимальной стоимостью. То есть подтянем троса своими руками.
Подготовка к процессу подтяжки тормозных тросов
Место:
- Гараж с ямой;
- Эстакада со свободным доступом к днищу автомобиля;
- Подъемник.
Инструмент:
- Два рожковых ключа на 13. Существенно облегчить работу поможет наличие головки с трещоткой;
- Подсветка (при необходимости);
- Средство для реанимации резьбовых соединений (WD-40 или ему подобные);
- Плоскогубцы;
- Щетка по металлу;
- Густая смазка (Литол, солидол или им подобные);
- Ветошь, перчатки.
Свободное время:
- Минимум 30 минут.
Пошаговая инструкция подтяжки ручного тормоза
- Автомобиль стоит на возвышенном месте или над гаражной ямой с выключенным двигателем. Рычаг ручного тормоза — в нижнем положении.
- Важно! Если работы проводятся сразу после выключения двигателя — существует опасность ожога о выхлопную систему.
- Очищаем узел натяжения от грязи и ржавчины металлической щеткой.
- Резьбовое соединение брызгаем средством WD-40 или ему подобным.
- Даем время для реакции WD-40 и резьбовому соединению и ослабляем контргайку.
- Закручиваем натяжную гайку на пять-шесть полных оборотов. [stextbox id=»alert»]Если накручивание гайки происходит достаточно трудно — целесообразно придерживать шток плоскогубцами. Это исключит вероятность проворачивание штока и деформации места его крепления к рычагу.[/stextbox]
- Производим проверку работы ручника из салона автомобиля. Если на третьем-четвертом щелчке заметно явное затруднение — цель достигнута. Если рычаг позволяет тянуть трос до седьмого-восьмого щелчка — производим подтяжку еще на пять-шесть оборотов натяжной гайки. Производим повторную проверку на количество щелчков.
- Если цель достигнута — фиксируем натяжную гайку контргайкой с достаточным усилием. Это исключит возможность ее самопроизвольного откручивания.
- Смазываем резьбу штока до и после гаек — это будет залогом отсутствия проблем при последующей подтяжке тросов.
- Собираем инструмент.
- Проверяем надежность фиксации. Для этого ставим автомобиль на ручник и пытаемся тронуться с места. Если двигатель заглох сразу после ослабления педали сцепления — все нормально.
- Хорошим экзаменом для ручного тормоза считается постановка автомобиля на плоскость с углом наклона 16-20 градусов. Исправный механизм должен удерживать автомобиль в неподвижном состоянии, независимо от загруженности салона и багажного отделения.
Видео-инструкцию по подтяжке ручника на ВАЗ 2110 вы найдете здесь:
На что еще следует обратить внимание
В идеале — оба тросика (для левого и правого колеса) должны синхронно прижимать колодки к тормозному барабану. Опытному водителю согласованность работы тросиков можно проверить даже в движении — автомобиль на ручнике не должен срываться в движение юзом (с заносом).
В стационарном состоянии данная процедура имеет следующий алгоритм:
- нужно приподнять заднюю ось авто до уровня, когда колеса перестанут касаются земли;
- раскрутить колеса до одинаковой скорости и поднять «ручник».
Если колеса остановились синхронно — все в порядке, если блокировка произошла асинхронно — значит, есть повод проверить стояночный тормоз самому или заехать на СТО.
Итог
Не смотря на свою важность, периодичность проверки стояночного тормоза не регламентируется инструкцией по эксплуатации автомобиля. Но когда речь идет о безопасности — не следует пропускать для этого любой удобный случай: когда автомобиль может оказаться на подъемнике, эстакаде или над ямой. Времени это займет не много, финансовая нагрузка — не обременит, а уверенность водителя в своем автомобиле при этом повысится очень и очень высоко.