Бендикс является одной из основных деталей современного стартера. Первые электрические автомобильные стартеры, предложенные Чарльз Кеттерингом в 1911 году, представляли обычные электродвигатели. Они имели жесткую кинематическую связь с коленвалом двигателя, часто одновременно выполняли функцию генератора.
Такая конструкция имела ряд существенных недостатков:
- постоянное включение стартера в кинематическую схему приводило к быстрому износу деталей;
- в процессе запуска двигателя внутреннего сгорания значительно изменяется частота оборотов коленвала, что приводит к экстремальным нагрузкам на вал стартера;
- стартеры, построенные по прямой схеме запуска, имели невысокую мощность.
Большинство автомобилей в обязательном порядке дополнительно оснащались ручным стартом. В 1916 году американский промышленник-изобретатель инженер Винсент Гуго Бендикс предложил и запатентовал революционное конструктивное решение: применение обгонной муфты. С тех пор бендикс, а именно так впоследствии стали именовать муфту, стал обязательным элементом конструкции большинства стартеров автомобилей.
Как устроен бендикс стартера
Бендикс одновременно выполняет две функции. Во время запуска двигателя автомобиля стартером он обеспечивает жесткую кинематическую связь электродвигателя стартера с маховиком коленчатого вала двигателя. После успешного запуска двигателя внутреннего сгорания его обороты существенно повышаются. В этот момент бендикс разрывает жесткую связь, иначе прокручивается. Таким образом, электропривод стартера механически отсоединяется от вращающегося маховика. Такой процесс позволяет:
- избежать перенагрузки на вал стартера, преждевременный выход его из строя;
- уменьшить уровень механических шумов;
- предотвратить повреждение маховика, увеличение нагрузки на двигатель.
Конструктивно бендикс выполнен в виде двух совмещенных узлов: шестерни, входящей в механическое соединение с маховиком двигателя, и непосредственно обгонной муфтой. Особенностью шестерни является наличие скосов на внешних торцах зубьев. Они предназначены для облегчения совмещения рабочих зон бендикса и маховика в момент срабатывания стартера.
О том, какая смазка для ШРУС лучше для разных ситуаций, узнайте в этом материале.Что делать, если купил двойника?
Ответ на этот вопрос вы найдете в материале Прокроссовер.
Обгонная муфта большинства применяемых бендиксов конструктивно исполнена в виде двух колец с полостями, внутри которых находятся упорные цилиндры либо шарики. Они заклиниваются пружинами при вращении шестерни маховика в одном направлении и не препятствуют взаимному вращению в противоположном направлении.
[stextbox id=»info»]Подобная обгонная муфта известна многим велосипедистам под названием «трещетка». Однако в велосипедах обычно применяется иной, храповый, механизм обгонной муфты.[/stextbox]
Признаки неисправности бендикса
Ресурс бендиксов, особенно «неродных», составляет не более 20 тысяч моточасов в городском ритме движения. О возможной неисправности бендикса можно судить по следующим признакам:
- механический скрежет в области стартера или маховика в момент запуска двигателя;
- непрерывный металлический звук после запуска двигателя (немедленно останавливайте двигатель);
- срабатывание стартера, зацепление с маховиком «через раз»;
- наличие механического звука по типу «трещетка» в момент запуска.
В этих и других случаях следует оценить исправность бендикса. Каких-либо косвенных методов стопроцентного определения неисправности бендикса нет. В любом случае, требуется демонтаж стартера, визуальный осмотр и стендовые испытания.
Основные причины неисправности бендикса
Неисправность бендикса обычно вызвана следующими причинами:
- естественный механический износ;
- попадание в зону контакта шестерня-маховик посторонних предметов;
- неисправность других элементов стартера: вилка, втягивающее реле;
- неправильная эксплуатация автомобиля в момент запуска;
- неисправность электрооборудования авто, вызывающая непреднамеренное срабатывание стартера во время движения автомобиля;
- несвоевременное проведение регламентных работ.
Восстановление работоспособности бендикса
Ремонту, замене и восстановлению могут подлежать:
- «подъеденные» зубья шестерни;
- треснутые упорные кольца или шарики;
- изношенные пружины.
При более серьезных повреждениях конструкции ремонт бендикса невозможен. Но и в доступных для ремонта ситуациях целесообразнее произвести агрегатную замену. Бендикс является расходным элементом стартера. На рынке автозапчастей имеются модификации практически для любой модели стартера. Стоимость его невысока – от 600 рублей. СТО по ремонту стартеров имеют полный боекомплект для всех автомобилей.
Профессиональная замена бендикса занимает не более часа, стоит от 1000 до 3000 рублей в зависимости от марки автомобиля и сложности выполнения монтажно-демонтажных работ. Одновременно с этим большинство автомастерских производят диагностику стартера, регламентные работы, оценивают степень износа вилки, втягивающего реле, зубьев маховика. Это существенно увеличивает срок эксплуатации системы запуска двигателя.
[stextbox id=»info»]Есть мастерские, которые восстанавливают работоспособность эксклюзивных бендиксов, например, для раритетных авто.[/stextbox]
Самостоятельная замена бендикса
Для самостоятельной замены бендикса необходимы:
- навыки слесарных работ;
- наличие инструмента для проведения монтажно-демонтажных работ;
- возможность доступа к авто снизу (яма либо подъемник), если демонтаж стартера сверху невозможен;
- начальные знания в области электрики.
Последовательность выполнения работ по замене бендикса:
- Оценить возможность демонтажа стартера сверху подкапотного пространства. При невозможности таких работ транспортировать автомобиль на место ремонта, где есть нижний доступ.
- Отсоединить клеммы аккумуляторной батареи.
- Снять разъем (клемму) втягивающего реле, отсоединить клемму и провод +15 Вольт от стартера.
- Демонтировать стартер. Обычно он крепится на три болта, расположенных в области маховика.
- Снять стартер, расположить его на рабочем верстаке с хорошим освещением.
- Отсоединить вторую клемму на втягивающем реле, ведущую к электродвигателю стартера.
- Открутить гайки трех сквозных шпилек стартера. [stextbox id=»alert»]В некоторых конструкциях для замены бендикса необходим демонтаж щеточного механизма. Их последующая установка может вызвать проблемы.[/stextbox]
- Демонтировать втягивающее реле, если необходимо. Оно обычно крепится тремя винтами к основанию кожуха стартера.
- Вынуть электропривод. Снять ограничительное кольцо, отсоединить вилку, демонтировать неисправный бендикс.
- Оценить исправность вилки, степень износа втулок, других механизмов. Произвести сопутствующую замену в случае неисправности либо сильного износа.
- Выполнить регламентные работы: удаление грязи, графитной пыли, нанесение смазки.
- Произвести сборку стартера в обратном демонтажу порядке, установив исправный бендикс, проверить наличие «лишних» запчастей.
- Выполнить стендовые испытания. Для этого толстыми проводами сечением не менее 6 кв.мм. подключить корпус стартера к минусу аккумуляторной батареи, плюсовой контакт втягивающего реле – к плюсовому выводу. На разъем запуска втягивающего реле с помощью провода сечением не менее 2 кв.мм. кратковременно подать напряжение от плюсовой клеммы АКБ. Убедиться в надежном срабатывании стартера.
- Установить стартер, подключить штатную проводку, подключить клеммы аккумуляторной батареи, произвести пробный запуск.
Еще один вариант самостоятельной замены вы найдете в этом видео:
Рекомендации по продлению времени безотказной работы бендикса
Бендикс прослужит дольше, если:
- своевременно производить регламентные работы стартера (не реже 1 раза в два года);
- не допускать старт двигателя продолжительностью более 15 секунд, особенно в холодное время года;
- следить за состоянием электрооборудования автомобиля, контактной группы замка зажигания;
- при первых признаках неисправности обратиться на СТО.