Комфорт автолюбителя во многом зависит от различных электронных механизмов. Наиболее распространённой и применяемой является система управления стёклами. Каждый водитель должен знать, что проверять прежде всего, когда отказал стеклоподъёмник. Это необходимо, так как устройство зачастую выходит из строя в самый неподходящий момент. С таким дискомфортом смириться довольно трудно.
Устройство системы управления стёклами
Электрические двигатели, приводящие в работу всю систему, находятся внутри автомобильных дверей. Их довольно часто называют регуляторами. Кроме этих элементов, конструкция включает в себя:
- Моторчик.
- Выключатели.
- Провода.
- Стёкла.
Корпус двигателей выполнен в виде трапеции. Это позволяет стёклам легко опускаться и подниматься сразу после нажатия на соответствующую кнопку, находящуюся на панели.
В современных автомобилях обычно присутствуют реле, которые предназначены для контроля подачи электрического тока. Некоторые транспортные средства оснащаются автоматическими выключателями, играющими роль дополнения к предохранителю. С их помощью обеспечивается нормальное функционирование всей системы автоматического подъёма стёкол, а также снижается риск появления проблем в работе при выходе из строя одного из моторчиков.
По конструкции стеклоподъёмники могут отличаться. Существует три основных типа устройств:
- Тросовые. Такие модели работают аналогично ручным подъёмникам. Отличие заключается лишь в том, что вращение происходит за счёт работы электрического двигателя, который активируется нажатием кнопки. В конструкцию входят трос, шкивы и шестерня.
- Реечные. Это более совершенная и простая модификация тросовой системы. Движение происходит благодаря электродвигателю, зубчатому колесу и зубчатой рейке.
- Рычажные. В основе конструкции лежат два рычага, которые и передвигают стекло в необходимом направлении.
Последняя разновидность стеклоподъёмников считается наиболее долговечной и надёжной. Поэтому при покупке устройства лучше отдавать предпочтение именно рычажным системам.
Основные неисправности и ремонт
Как и любые другие механизмы, стеклоподъёмники время от времени могут ломаться. Проблема заключается в том, что при возникновении неисправностей теряется возможность проветривания. Необходимо будет постоянно открывать двери. Это, конечно, значительно снизит комфортабельность авто. Нужно всегда поддерживать механизм в надлежащем состоянии.
Перед началом ремонта обязательно стоит выяснить характер неисправности. Это позволит определить соответствующий способ устранения поломки. В системе могут быть такие повреждения:
- Электрические. Они всегда одинаковые для всех моделей и типов устройств.
- Механические.
Первый вид неисправностей может в себя включать порчу проводников, реле, кнопок и другого коммутационного оборудования. Если механизм не отвечает на нажатия, то стоит начинать диагностику проблемы с подачи электропитания. Необходимо тщательно осмотреть все провода и контакты. При обнаружении даже небольших следов гари нужно сразу заменить проводник. Если всё дело в кнопке, то наиболее простым вариантом будет тоже замена.
Когда внешний вид всех проводов не вызывает подозрения, следует выполнить внутреннюю проверку этих проводников, а также электродвигателя.
Для этого на выводы мотора необходимо подсоединить щупы мультиметра, выставив его в режим вольтметра. Следует нажать кнопку управления подъёмником. Если на экране ничего не появилось, то проблема в проводах. Когда вольтметр показывает подачу напряжения, а двигатель не работает, это значит, что мотор неисправен.
Механические дефекты
Проблемы с электрикой возникают гораздо реже, чем с механической частью. Наиболее слабыми элементами являются детали, изготовленные из пластика. В стеклоподъёмнике из полимерных материалов обычно делают зубчатые колёса и рейки. Во время эксплуатации они нередко ломаются. Ремонт заключается в замене запчасти.
Обнаружить такую поломку достаточно трудно. Автовладелец услышит, как работает электродвигатель, но стекло не будет двигаться. В этом случае шестерня функционирует в холостом режиме.
Для её замены придётся снять дверные панели и заменить неисправную деталь. После проверки на работоспособность панели устанавливаются на своё место.
У тросовых систем подъёма стекла возникают такие же проблемы, что и у обычных ручных моделей. Самая плохая поломка — обрыв троса. Это может произойти после длительного срока эксплуатации или из-за сильных температурных перепадов. В большие холода не рекомендуется резко нагревать салон, а затем использовать механизм.
Понять наличие такой неисправности предельно просто — стекло упадёт вниз, а механизм перестанет функционировать. Зачастую после обрыва троса придётся его менять, так как этот элемент не подлежит ремонту. Нужно открыть дверные панели и снять старый трос. На его место устанавливается новый, после чего производится регулировка. Весь процесс необходимо осуществлять при закрытых окнах.
Выход из строя рычагов стеклоподъёмников можно встретить довольно редко. Устранение проблемы заключается в замене испорченных элементов.
После ремонта обязательно нужно тщательно смазать все трущиеся детали. Это позволит продлить срок эксплуатации механизма, а также снизить вероятность повторной поломки. Только после этого можно возвращать дверные панели на место.
Тросу нужно уделить особое внимание. Для его смазки лучше всего использовать солидол или литол.
Инструменты и материалы для замены стеклоподъёмника
Первым делом необходимо приобрести новые электрические стеклоподъёмники. Но вначале следует определиться с типом конструкции механизма. В большинстве автомагазинов можно получить качественную консультацию по этому вопросу. Не следует чрезмерно экономить, чтобы не купить подделку.
Кроме основного устройства, нужно подготовить такие инструменты:
- Плоскогубцы.
- Кусачки.
- Протяжки.
- Нож.
- Прямую и крестовую отвёртку.
- Набор рожковых ключей.
Необходимы и расходные материалы. Без них качественно подключить и зафиксировать механизм не получится. Понадобятся строительный скотч, изолента, медный провод, а также силиконовая смазка.
Для работы с проводкой рекомендуется обзавестись термоусадочной трубкой. Это очень удобный материал, применяемый в качестве изоляции проводов. Высокие диэлектрические свойства позволяют использовать термоусадку вместо изоленты. Монтаж при этом очень упрощается.
Установка системы
В монтаже своими руками стеклоподъёмника с электрическим приводом есть много плюсов. Главный заключается в экономии средств. В некоторых случаях выполнить работу самому даже быстрее, чем обращаться в автосервисы.
Пошаговая инструкция по установке механизма:
- Снимаются дверные карты, и удаляется вся скопившаяся грязь. Так будет удобнее выполнять следующие этапы работы.
- Опускается боковое стекло, и откручиваются крепежи. Теперь снова поднимается и фиксируется, например, клиньями.
- Откручиваются остальные крепежи. Для удобства лучше заранее подготовить какую-нибудь тару для них.
- Из двери очень аккуратно достаётся направляющая, по которой двигается стекло. На этом этапе могут сильно помешать провода от центрального замка, которые не дадут извлечь планку. Кабели следует размотать.
- Снимается защитный кожух, не позволяющий проникать пыли снаружи.
- От двери протягивается провод к панели управления, на которой располагаются кнопки. Кабель обычно пускается снизу торпеды.
- Устанавливаются электрические двигатели и фиксируются крепёжными элементами.
- Кабель соединяется с электроприводом. Необходимо срезать примерно 2 мм изоляции и подсоединить разъём, который будет подключаться к мотору.
- Подсоединяются кнопки управления. Нужно внимательно следить за полярностью.
- Устройство проверяется на работоспособность. Если система работает, можно прикреплять кнопки к панели и устанавливать стёкла обратно.
- Выполняется повторный тест.
На этом монтаж электрического стеклоподъёмника можно считать оконченным. После работы в салоне будут находиться несколько проводов, которые желательно спрятать. Для крепежа можно использовать изоленту или, например, специальные стяжки.
После установки всех снятых элементов нужно снова произвести проверку системы. Обычно процесс занимает около четырёх часов.
Особенности подключения проводки
Сначала нужно произвести тщательный замер расстояния от кнопок управления до электродвигателя. После этого кабель протягивается под панелью автомобиля при помощи протяжки (можно применять обычную проволоку с петлей на конце).
Минимальное сечение провода должно составлять 1 кв. мм. Если взять тоньше, могут возникнуть проблемы во время подсоединения разъёма.
Большинство автовладельцев подключают механизм к прикуривателю, но некоторые используют прямое соединение с аккумулятором. Второй вариант гораздо сложнее, хотя и позволяет обеспечить более стабильную работу устройства.
После завершения монтажа проводки можно возвращать дверную обшивку на место. Перед первым выездом на дорогу желательно выполнить контрольную проверку системы.
Ремонт или самостоятельная установка стеклоподъёмников — довольно простая процедура. Её можно выполнить и в условиях обычного гаража. А также желательно регулярно проводить ревизию состояния оборудования. Это позволит не сталкиваться с проблемами в пути.