Моторное масло выполняет множество функций. Важнейшие среди них: создание масляной плёнки для защиты поверхностей от сухого трения, ржавчины и химически активных компонентов, отвод тепла и продуктов механического износа. Как часто на самом деле стоит менять масло в ДВС и как обманывают производители масла — это тема для обсуждений большого числа автовладельцев и сервисных работников.
Сроки замены масла
Требования сервисного регламента о замене через каждые 10—15 тысяч километров не всегда оправданы. Многое зависит от эксплуатационных характеристик, отработанных моточасов и средней скорости. Показатели, определяющие частоту замены смазочного материала:
- вид топлива;
- рабочий объём и тип двигателя;
- общий пробег;
- вид моторного масла;
- условия эксплуатации автомобиля;
- периодичность поездок;
- интенсивность движения;
- качество применяемых расходных материалов.
Важным фактором, определяющим необходимость замены материала, служит его реальное состояние. Если капля масла напоминает гудрон или консистенция слишком жидкая, то время для замены наступило. Ещё одна рекомендация — менять масло не реже раза в год, даже если машина не эксплуатировалась. Заменять одновременно нужно и масляный фильтр.
Последствия несвоевременной замены материалов
Необходимо внимательно следить за работой мотора. Признаками того, что пора менять смазочный материал, может быть тёмный цвет или появление металлических вкраплений. Двигатель при этом может работать громче, чем обычно.
Выхлопные газы не прозрачные, а становятся похожими на дым. Мотор начинает работать нестабильно.
Следствием работы двигателя на требующих замены материалах будут:
- формирование отложений, сопровождающееся снижением мощности и увеличением содержания токсичных веществ в выхлопных газах;
- повышенный износ двигателя из-за изменения свойств присадок;
- увеличение вязкости смазки, что приводит к трудностям запуска в холодную погоду;
- перегрев и проворот шатунных вкладышей из-за закупоривания масляного канала загустевшей смазкой.
Качество продукции
Производители моторных масел часто умалчивают об использовании в своей продукции регенерированных компонентов, тем самым обманывая покупателей. Регенерация — это сбор отработанных материалов с последующей их переработкой. Разрекламированный высококачественный товар, произведённый в Америке и Европе, часто оказывается продуктом вторичной переработки.
Причём, если на Западе такой товар специально маркируется и стоит дешевле на 40—70%, то в страны СНГ он поставляется без всякого упоминания о регенерации.
Кроме того, существуют и подпольные производства с больши́м оборотом. В их цехах разливают контрафактную продукцию в банки с логотипами известных мировых брендов. Применение таких материалов может нанести серьёзный урон и полностью вывести из строя двигатель, поэтому нужно очень серьёзно подходить к вопросу, когда и что заливать в мотор.