Когда-то давно существовал всего лишь один универсальный тип антифриза и несколько общих марок масла для двигателя.
Времена изменились, и правильно выбирать моторное масло среди большого количества вариантов стало непросто. Ошибка не приведёт к немедленной катастрофе, но может вызвать серьёзные проблемы.
Роль в двигателе
Основное назначение — ограничить контакт металлических деталей друг с другом. Соприкосновение подвижных поверхностей приводит к трению и износу. Трение генерирует тепло, деформирующее детали. Без смазки двигатель проработает в течение нескольких минут прежде, чем получит серьёзные повреждения. Кроме отвода тепла и снижения трения, масло выполняет следующие важные функции:
- защищает от коррозии;
- содержит поверхности чистыми;
- служит рабочим телом в гидравлических механизмах.
Тщательный выбор типа смазочного материала и фильтра может также оказать заметное положительное влияние на расход топлива.
У автовладельцев, не уделяющих внимания снижению расхода, выбор заметно проще, поскольку немало производителей привлекают покупателей к своим маркам лозунгами об экономии топлива. Тем не менее многие типы масел, влияющих на расход, могут стоить значительно дороже.
Ключевые характеристики
Вязкостью называют сопротивление жидкости текучести. Недостаточно вязкая смазка не будет удерживаться на трущихся деталях и не сможет смазывать двигатель должным образом. Избыточно густая — заставит работать масляный насос в экстремальном режиме и не сможет проектно циркулировать внутри двигателя. Кроме того, густая смазка усложняет запуск в холодное время года. Поэтому маркировка масла отражает прежде всего его свойства при различных температурах. Например, SAE 5W30 означает:
- SAE — стандарты оценки определены Американской ассоциацией автомобильных инженеров. Предполагают 12 классов вязкости: 6 летних и 6 зимних.
- Число перед W — показатель вязкости в условиях холода.
- Число после W — показатель вязкости при нормальной рабочей температуре.
Правильно выбирать моторное масло поможет знание о его происхождении. В качестве сырья для него используют продукты перегонки нефти I и II группы (минеральное масло) или полностью искусственные соединения на основе группы V (синтетическое).
Существуют также их смеси, которые на упаковке обозначают как полусинтетические. Синтетические смазки, как правило, работают лучше минеральных, поскольку менее требовательны к условиям окружающей среды для сохранения своих качеств. Но из-за сложного процесса производства они недешевы.
В любом случае синтетическое — лучший выбор для двигателя. Если выбор ограничен ценой, стоит обратить внимание на полусинтетическое. Минеральные, как правило, используют для двигателей с больши́м пробегом.
В маслах присутствует целый ряд добавок, улучшающих те или иные характеристики. Сведения об их назначении и влиянии на свойства обычно указываются производителем. Это могут быть снижающие выбросы фосфора, увеличивающие долговечность турбин или повышающие возможности при холодной температуре компоненты.
Каким бы ни было масло, его необходимо менять. С течением времени оно насыщается загрязнениями и теряет свои качества. Грамотное изменение марки смазки не вредит автомобилю. Особенно внимательно стоит отнестись к выбору, если автомобиль эксплуатируется в тяжёлых условиях. Такими можно считать следующие ситуации:
- Автомобиль используется на короткие расстояния.
- Требует регулярного долива масла.
- Машина работает на пониженных передачах или перевозит тяжёлые грузы.
- Двигатель форсирован или перенёс капитальный ремонт.
- Исключительно городская эксплуатация автомобиля.
Лучшим выбором для регулярной замены в автомобиле, работающем в расчётных режимах, будет масло, рекомендованное производителем.
Требования к нему обязательно вносятся в руководство пользователя. Некоторые современные моторные масла представляют собой высокотехнологические жидкости, специально разработанные для использования в конкретных моделях автомобилей. В таких случаях их можно рассматривать как запасные части.