Из всего разнообразия категорий водительских удостоверений выделяется категория Е, бывшая некогда отдельной, а ныне существующая лишь как дополнение к другим. Буква Е в правах позволяет водителю управлять транспортными средствами с прицепом в зависимости от базовой категории прав. Разберемся, в чем специфика этой особенной категории и насколько сложно ее получить.
Общее о категории Е
Ранее для того, чтобы управлять, например, легковым авто с прицепом, требовалось получить отдельную категорию. Теперь же категорию Е упразднили, а выдают ее только в дополнение к уже существующим. При этом требования к получению подкатегории отчасти те же, что для базовых категорий: вам необходимо пройти специальный курс в автошколе и пройти необходимое испытания.
[stextbox id=»alert»]К получению категории Е могут быть допущены только опытные водители, имеющие определенные возраст и стаж управления ТС других категорий.[/stextbox]
Транспортное средство с прицепом – сложный механизм, поэтому к управлению им допускаются только профессионалы, прошедшие дополнительное обучение в автошколе.
Сразу скажем, что если вы хотите купить прицеп для своего легкового авто, вам совсем не обязательно потребуется проходить «повышение квалификации». Законодательно закреплено, что категория Е не требуется для управления легковым автомобилем с прицепом, масса которого меньше 750 кг. Если ваш прицеп соответствует этому требованию, то инспектор ГИБДД не вправе требовать наличия категории Е в правах. Более того, не потребуется подкатегория и в случае превышения указанной массы прицепа, однако суммарный вес ТС и прицепа не должен быть больше 3.5 тонн.
О правилах перевозки негабаритных грузов и наказании за их нарушение можно узнать из этого материала.
Особенности движения задним ходом и ограничения, с ним связанные, вы найдете в нашем материале.
Подкатегория Е существует сегодня в следующих вариантах:
- ВЕ – дает право управления легковым автомобилем с прицепом массой от 750 до 3500 кг;
- СЕ – управление грузовым транспортным средством массой более 3.5 и прицепом весом более 750 кг. Если прицеп весит меньше, обучение проходит только в рамках базовой категории, то есть подкатегория Е не требуется.
- C1E – управление ТС категории C1 (масса от 3.5. до 7.5 тонн) с прицепом, общая масса которых не превышает 12 тонн. Если масса ТС превышает 7.5 тонн, требуется открытая категория C, C1E требуется при наличии прицепа массой более 750 кг.
- DE – управление сочлененными или обычными автобусами с прицепом массой более 750 кг. Особенность та же: если прицеп весит меньше, подкатегория не требуется.
- D1E – управление автобусами вместимостью 8-16 человек с прицепом. Суммарная масса – не более 12 тонн.
Особенности получения категории Е
Требований к водителю, захотевшему получить категорию Е, всего три:
- пройдено обучение в автошколе;
- пройдены соответствующие испытания;
- имеется допуск по здоровью.
Для получения категории Е требуется пройти медкомиссию в составе терапевта, невролога, нарколога, офтальмолога, невролога и лора. Также необходимо будет сделать ЭЭГ головного мозга (процедура может требовать предварительной записи, так что уточните этот вопрос на межучреждении).
[stextbox id=»info»]Практически всегда требуются также анализы на наличие психоактивных веществу в моче и CDT в крови, то есть анализы на наркотики и алкоголь.[/stextbox]
Обратите внимание: если вы хотите получить права BE, достаточно будет пройти только терапевта, невролога, нарколога и офтальмолога. Другие специалисты могут потребоваться при подозрении на наличие каких-либо проблем со здоровьем.
Для получения категории Е необходимо наличие как минимум года стажа вождения транспортных средств категории BE и CE (отсчет идет от даты в ВУ). К водителям сочлененных автобусов требования по возрасту жестче: требуется 3 года стажа. Такие образом, получить категорию Е можно не раньше 19 лет.
На категорию Е обязательно необходимо отучиться в автошколе (согласно п. 17 Постановления №1097 от 24.10.2014 г.).
После обучения – традиционный экзамен в ГИБДД, состоящий из сдачи теории, практической части на полигоне и в городских условиях. Экзамены сдаются последовательно, несдача одного из них означает недопуск к следующей части. Пересдача назначается не ранее, чем через неделю. Если не сдали и с третьего раза – следующие попытки только через месяц.
Теория включает в себя по большей части вопросы, касающиеся особенностей вождения транспорта с прицепом, а также актуальных изменений в ПДД. На полигоне требуется продемонстрировать умение двигаться задним ходом и подъезжать к платформе.
[stextbox id=»warning»]Помните о том, что после сдачи теоретической части на сдачу практики вам отводится только полгода, иначе придется сдавать теорию снова.[/stextbox]
Когда все экзамены будут сданы, вы получите отметки в ВУ, которая будет действовать в течение 10 лет.
Документы
Пакет документов, подаваемых в ГИБДД после всех испытаний, включает в себя:
- Заявление;
- Документ, удостоверяющий личность;
- Заключение медиков по форме 003 в\у;
- Водительское удостоверение с открытыми не ранее года назад категориями B, C, C1 или D1;
- Документ, выданный по итогам обучения в автошколе.
От вас также потребуется оплата пошлины, которая составляет 2000 рублей. Если будете платить через портал Госуслуги – получите скидку в 30%.
Сколько стоит обучение
Стоимость обучение в автошколе на категорию E зависит от конкретного региона, организации и основной категории прав. Так, на обучение по категории BE необходимо потратить от 7 тысяч рублей, CE- от 10 тысяч, DE – от 11. Для столицы минимальные цены выше примерно в два раза и составляют 15.5, 18 и 20 тысяч рублей соответственно для каждой категории.
Учебное заведение в обязательном порядке должно иметь действующую аттестацию. Ознакомьтесь с отзывами клиентов, по возможности ориентируйтесь на мнение знакомых.
О том, какие упражнения требуется сдать в автошколе при открытии категории Е, вы можете узнать из видео:
Итог
Оформление категории Е в правах – процесс достаточно простой, но обладающий своими нюансами. Уделив им достаточно внимания, вы сможете без лишних нервов получить отметку в правах и на полном основании водить транспортные средства с прицепом. Помните, что вождение транспорта с прицепом – это практически всегда дополнительная ответственность и дополнительные сложности, так что процесс обучения должен быть максимально продуктивным, а не сугубо формальным. Постарайтесь получить как можно больше практики, прежде чем приступать к полноценному управлению транспортом с прицепом.