Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) представляет собой электронное устройство, обеспечивающее взаимосвязь между углом положения дроссельной заслонки и напряжением, за счет которого регулируется уровень подаваемого в цилиндры топлива и воздуха. Этот элемент используется в двигателях с впрыском топлива.
Конструкция датчика довольно проста: к дроссельной заслонке жестко крепится потенциометр, имеющий три вывода. Один из выводов подает рабочее напряжение, второй замыкается на массу, а третий позволяет снимать полученные данные блоком управления двигателем для их дальнейшей обработки.
Принцип работы датчика положения дроссельной заслонки можно понять, исходя из его конструкции. Закрытая дроссельная заслонка не должна подавать сигнал, поэтому напряжение держится в пределах фонового. При открытии дроссельной заслонки уровень напряжения растет вплоть до максимального значения, если заслонка открывается полностью.
Сигнал, поданный ДПДЗ, дает возможность следить за текущим положением дроссельной заслонки, а скорость изменения этого сигнала отправляет в блок управления двигателем информацию о динамике работы педали «газа». Блок управления двигателем получает сигнал об уровне напряжения на потенциометре и оперативно вносит изменения в работу силового агрегата, регулируя подачу топлива и момент возникновения искры.
[stextbox id=»info»]При запуске двигателя ДПДЗ определяет степень открытия заслонки. Если она открыта более чем на ¾, то контроллер запускает продувку силового агрегата. Закрытое положение позволяет активировать регулятор холостого хода, за счет которого обеспечивается подача воздуха в двигатель через обходной канал.[/stextbox]
Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки
Стоит сразу отметить, что возникающие при неисправном ДПДЗ признаки могут истолковываться разным образом. Порой неопытные водители при нехватке оборотов сразу же меняют датчик положения дроссельной заслонки, хотя он вполне мог быть исправным. В общем, спешить с заменой этого элемента не стоит – сначала нужно убедиться в том, что именно его неисправность стала причиной плохого функционирования двигателя.
Заметить признаки неполадок в работе датчика положения дроссельной заслонки достаточно просто, поскольку их немало:
- Повышение или нестабильность холостых оборотов двигателя.
- Нехватка оборотов при включении нейтральной передачи, за счет чего двигатель постоянно глохнет.
- При движении наблюдаются заметные рывки и ощутимая просадка динамики.
- На приборной панели зажглась лампочка «Check Engine».
- Двигатель не удается запустить с первого раза, а при дальнейшей работе наблюдается небольшая «неуверенность» мотора.
- Повышенный расход горючего.
- Заметное падение мощности двигателя на любых оборотах.
Каждый из этих признаков неприятен сам по себе, а когда они начинают проявляться синхронно и с завидным постоянством – это явный признак того, что необходимо проверить двигатель, в том числе и датчик положения дроссельной заслонки (этот элемент довольно часто выходит из строя).
Неисправный ДПДЗ нередко становится причиной описанных выше проблем, и за его состоянием нужно тщательно следить.
Как проверить датчик положения дроссельной заслонки
[stextbox id=»info»]Симптомы неисправного датчика довольно расплывчаты и могут указывать на возникновение самых разных неполадок. Чтобы точно убедиться в неисправности ДПДЗ, необходимо провести его диагностику.[/stextbox]
Проверка датчика достаточно проста, а из оборудования для нее потребуется только вольтметр. Алгоритм проверки будет выглядеть следующим образом:
1. Сначала нужно включить зажигание. Далее при помощи вольтметра замеряется уровень напряжения между ползунком и отрицательным выводом. Стрелка вольтметра не должна двигаться выше 0,7Вт. В противном случае можно сделать вывод о наличии неисправности.
2. Если предыдущий шаг был пройден успешно, то необходимо, не отсоединяя вольтметр, открыть дроссельную заслонку до упора. Напряжение должно подняться выше 4 В. Рабочее напряжение при полностью открытой заслонке обычно колеблется в пределах 5 В, но небольшие отклонения вполне возможны даже при исправном датчике.
3. Следующее действие должно проводиться при выключенном зажигании. Для проверки извлекается разъем и проверяется сопротивление между ползунком и любым из выводов.
4. Поворачивая подвижный сектор, нужно внимательно отслеживать движения стрелки вольтметра. Плавное и неспешное движение позволяет говорить о том, что датчик положения дроссельной заслонки в порядке. Рывки или хаотичные перемещения стрелки являются верным признаком того, что ДПДЗ необходимо заменить.
Датчик положения дроссельной заслонки: возможные неисправности
Датчик положения дроссельной заслонки имеет достаточно простое устройство, но даже с учетом этого в нем есть элементы, которые могут выйти из строя вследствие износа или резкой перегрузки. К числу наиболее распространенных проблем ДПДЗ можно отнести следующие:
1. Истирание напыления основания на начальном отрезке движения ползунка. Стертая резистивная основа всегда становится причиной возникновения неисправности ДПДЗ. При движении ползунка напряжение, подаваемое в блок управления двигателем, должно расти – но этого не происходит из-за отсутствия сопротивления. В результате возникают неисправности, вплоть до сбоя в работе блока управления двигателем.
2. Неисправность любого наконечника. Малейшая неполадка зачастую тянет за собой массу других проблем. В этом случае повреждение одного наконечника приводит к тому, что на подкладке возникают заусеницы. Они, в свою очередь, выводят из строя и остальные наконечники. Контакты в таком случае иногда могут продолжать работу, но недолго, да и износ подложки будет намного выше, чем при нормальных условиях. В любом случае, при такой неисправности резистивный слой и ползунок не контактируют, тем самым приводя силовой агрегат в неработоспособное состояние.
3. Выход из строя ползунка. Иногда и сам ползунок становится причиной неполадки в работе датчика положения дроссельной заслонки. Как правило, этот элемент конструкции со временем изнашивается или начинает отходить от правильной траектории, в результате чего и возникает неисправность.
Чтобы устранить неисправность ДПДЗ, стоит в первую очередь разобраться, можно ли обойтись незначительным ремонтом, или будет гораздо проще заменить всю конструкцию целиком.
[stextbox id=»перелинковка»]
Разбираемся что лучше: механика или автомат и как выбрать.Рассматриваем какие бывают коробки передач: детально о каждой.
Как делается замена масла в автоматической коробке передач смотрите здесь
[/stextbox]
Несмотря на простоту датчика положения дроссельной заслонки, чинить его довольно сложно и не очень выгодно. Можно почистить контакты или подогнуть их, но это решение больше походит на полумеры – гораздо проще будет приобрести и установить новый датчик.
Видео: что такое ДПДЗ, причины неисправностеи и решение
Заключение
Мы определили где находится датчик положения дроссельной заслонки и что это такое. Датчик положения дроссельной заслонки – это маленький, но гордый элемент электронной системы управления двигателем, при неисправности которого возникает масса проблем, вплоть до невозможности запуска силового агрегата. Простота конструкции в большинстве случаев не дает достаточного пространства для ремонта ДПДЗ, но невысокая стоимость этого элемента устраняет необходимость ремонта, позволяя просто заменить дефектную деталь.