Топливный насос — один из тех важных элементов в автомобиле, о работе которых заботятся редко, пока они исправны. Как правило, он не ремонтируется, и его замена является единственным вариантом ремонта. Но мало кто знает, что внимание к работе топливного насоса может продлить срок его службы. Для этого достаточно знать причины, из-за которых бензонасос выходит из строя гораздо раньше, и соблюдать несложные правила эксплуатации автомобиля.
Назначение и виды
Работа двигателя автомобиля основана на воспламенении приготавливаемой карбюратором или инжектором топливовоздушной смеси в камере сгорания. Задача топливного насоса — транспортировка бензина из бака к месту смешивания и поддержание необходимого давления для правильной работы систем. В зависимости от возраста автомобиля, можно встретить две его разновидности:
- Механический. Помпа мембранного типа с приводом от двигателя. Устанавливается снаружи бака или на магистрали. Создаёт низкое давление и характерен для карбюраторных моторов.
- Электрический. Насос с электроприводом погружного типа. Им оснащаются автомобили с впрыском.
Поскольку механические насосы работают непосредственно при движении автомобиля, устроены сравнительно просто и не содержат много деталей, они, как правило, надёжны, их дефекты легко диагностировать и несложно исправить. Подобные конструкции сейчас сложно встретить на современных транспортных средствах. Электрические насосы связаны с электронными системами управления и из-за повышенной сложности чаще подвержены поломкам.
Симптомы неисправности
Несмотря на то что электрические и механические бензонасосы приходят в негодность по разным причинам, признаки их неисправности во многом похожи. К симптомам, на которые стоит обратить внимание, можно отнести:
- Рывки и подёргивания в работе двигателя при движении со стабильной высокой скоростью. Это очень похоже на признаки крайнего загрязнения топлива или движение с почти пустым баком. Подобное поведение автомобиля также характерно для изношенного бензонасоса, неспособного создавать беспрерывный поток топлива при необходимом давлении.
- Потеря мощности при ускорении. Симптом похож на предыдущий, только проявляется в других режимах движения. При необходимости резко повысить давление неисправность даёт о себе знать, и двигатель работает в режиме топливного голодания. После того как давление восстанавливается, симптом пропадает.
- Внезапная потеря мощности. Как правило, происходит при движении в гору или перевозке груза. Дело в том, что даже очень старый бензонасос способен поддерживать давление в штатных режимах и лишь при экстремальных нагрузках проявлять усталость.
- Не заводится двигатель. При исправности остальных систем это означает, что в него вообще не поступает топливо.
Причины преждевременного износа
Большинство насосов находятся внутри топливного бака. Погружение их в бензин позволяет эффективно охлаждать электромотор и делает его работу бесшумной.
Качество жидкости и её количество оказывают самое непосредственное влияние на срок жизни любой погружной помпы.
Поэтому перечень причин, из-за которых бензонасос выходит из строя раньше, выглядит так:
- Движение автомобиля с пустым или почти баком. Приводит к нарушению теплового режима работы насоса, попаданию в него осадков из бака.
- Некачественное топливо. Самая частая причина. Основные нарушения в работе связаны с конденсацией влаги из-за большого количества гигроскопичных спиртов в составе бензина.
- Накопленные загрязнения в топливном баке.
- Засорение топливных фильтров, включая сетчатый на погружном насосе.
Основы долговечности
После 100 тыс. км отказ бензонасоса становится уже вероятностью, которой не стоит пренебрегать. Тем не менее, при определённой эксплуатации срок его превентивной замены можно продлить вдвое. Есть несколько методов, с помощью которых водители могут позаботиться о долговечности этого узла без особых усилий:
- Всегда держать бак, заправленный как минимум на четверть своей ёмкости.
- Избегать заправочных станций с негативной репутацией или с колонками в плохом состоянии.
- Регулярно проверять и при необходимости производить замену топливного фильтра.
Закрывая крышку бака, убедитесь, что она имеет хорошее уплотнение.
При первых же признаках падения давления в системе или появлении нехарактерных для работы исправной помпы звуков автомобиль необходимо доставить на диагностику квалифицированным механикам и электрикам. Это важно сделать не только для долговечности бензонасоса, но и для безопасности вождения.