Какой год или какое десятилетие можно назвать началом эры кроссоверов? Есть ли конкретная модель, которую можно смело назвать техническим прорывом и поставить первой в ряду самой популярной серии? Наверное, нет.
Но есть несколько десятков автомобилей, которые можно назвать «прадедушками» класса. Итак, самые знаменитые модели 70-х годов 20 века, которые, хоть и с большой натяжкой, можно отнести к кроссоверам 21 века.
Сложность определения
Кроссоверы — достаточно новый сегмент с не вполне четким техническим определением. Европейские автомобильные эксперты считают современные кроссоверы отдельным классом CUV (Crossover Utility Vehicle), американские технологи относят кроссовер к подклассу SUV (Sport Utility Vehicle).
По техническим характеристикам кроссоверы схожи с универсалами повышенной проходимости, и это вносит дополнительную путаницу.
Не вдаваясь в технические детали, одно из самых четких определений дали журналисты издания «Wall Street».
Кроссовер — это легковой автомобиль, спроектированный на несущем кузове, с высокой посадкой и полным приводом, переходный класс между военным джипом и гражданским седаном.
Mitsubishi Jeep
Первым автомобилем, который полностью подходит под определение американских журналистов, можно смело считать Mitsubishi РХ33, построенный в 1934 году. Это был фаэтон длиной 5 метров с дизельным шестирядным двигателем мощностью в 70 л. с. Автомобиль показывал максимальную скорость в 70 км. в час и не стал серийным. Но именно эта модель стала началом легенды компании – знаменитого кроссовера Pajero, пик популярности которого пришелся на 80-е годы 20 века.
Рождение знаменитой концепции пришлось на середину 70-х годов. Чтобы проверить настроение публики и будущий спрос, на автосалоне 1978 года компания представила первый внедорожник Pajero, серийное производство которого началось в 1982 году. И многие стали забывать о первом Mitsubishi J3 , который стал основой модели, и о Mitsubishi РХ33 — родоначальнике серии.
Mitsubishi Jeep — компактный внедорожник, «пляжная» версия которого стала базой для легендарного Pajero. Автомобиль выпускался японской компанией с 1952 года. Лицензию и техническую документацию на производство базы предоставила американская фирма Willys-Overland motors.
С 1954 года в компании Mitsubishi стали устанавливать на американский джип двигатель JH4 своей разработки, усовершенствовали колесную базу и снизили вес массивного внедорожника. Получился первый кроссовер, который был особенно популярен в 1975 году. В начале семидесятых с конвейера сошло стазу три комплектации Mitsubishi Jeep, поколение J-24A. Производство закончилось в 1998 — были выпущены последние триста памятных единиц.
АМС Eagle
Пытаясь найти родоначальника первого кроссовера Америки, забывают о созданной в 1973 году популярной в свое время модели АМС Eagle. Серийное производство модели началось в 1979 году, первые автомобили имели кузов от Hornet, который устанавливался на полноприводное шасси, вся конструкция получит через 20 лет техническое название «интегрированная рама».
В конструкции первых Eagle использовалась система переднего с принудительным подключением полного привода, в заказных комплектациях (около 15 экземпляров) была встроена понижающая передача. В техническом плане «Орел» отвечает всем требованиям городского кроссовера 21 века, только без электроники. Все системы работали механически: автоматическая трансмиссия управляется вискомуфтой, передние стойки – классический МакФерсон, цельный задний мост, достаточно большой клиренс.
Ажиотажа у покупателей автомобиль не вызвал, хотя и показывал отличную проходимость. В 1980 году первые экземпляры модели были экспортированы в Европу.
[stextbox id=’info’]В 1987 году компания АМС прекратила существование, но концепция «Орла» не затерялась в техническом архиве. Именно на этой платформе была создана Toyota RAV4, которая и совершила прорыв в мире кроссоверов. RAV4 начали впускать в 1994 году, и эту модель многие считают первым настоящим кроссовером.[/stextbox]
Вклад от Subaru
В компании Субару есть только один признанный кроссовер – это модель Subaru Forester, дебют которой состоялся в 1996 году. Полноприводной кроссовер был построен на базе Impreza, комплектовался оппозитным мотором на 2 литра, при максимальной мощности 137 л. с. Для рынка Европы предлагался вариант 2,5-литрового турбодвигателя мощностью 165 л. с.
[stextbox id=’black’]Многие эксперты считают, что историки автомобилестроения незаслуженно забывают Subaru Leone в комплектации универсал, который по техническим характеристикам может считаться первым кроссовером известной компании.[/stextbox]
Первое поколение Леон появилось в 1971 году — это была комплектация купе с передним приводом. В 1972 году были выпущены первые седаны и универсалы с полным приводом. Единственное, что мешает назвать Леон универсал полноценным внедорожником — это стандартный как для седанов клиренс и невысокий кузов.
Subaru DL универсал 1975 года комплектовался карбюраторным 1,2 и 1.4-литровым мотором flat-4. Чуть позже с серийного производства был снят 1,2-литровый двигатель, и автомобиль стали завозить в США, Канаду и Австралию. Универсал большой проходимости пользовался популярностью вплоть до 1977, когда ему на смену пришел новый вариант Subaru BRAT, построенный на платформе Леон.
Mercedes-Benz G-Wagen
Класс кроссоверов Мерседес представлен сегодня только одним поколением Mercedes-Benz X204, дебют которого состоялся в 2008 году. Серию оснащают 2.2-литровым дизельным мотором мощностью в 170 л. с. и полным приводом класса 4Matic.
Если проследить эволюцию люксовых кроссоверов Mercedes-Benz GLK-Klasse, то можно дойти до «дедушки» концепции — знаменитого полноприводного внедорожника Mercedes G4, выпуск которого закончился в 1939 году.
А пик популярности пришелся на переходную модель 1979 года Mercedes-Benz G-Wagen. Знаменитый внедорожник, который выпускается по сей день, не изменился ни формой кузова, ни цветом. Модель разрабатывалась на базе G4 и имела строгую специализацию — армейский джип. В 1979 году была выпущена и первая гражданская версия.
Mercedes G4 1939 года, прадед G-Wagen, стал вторым немецким автомобилем повышенной проходимости, первенство досталось Volkswagen KDF Type 82, который разрабатывался для военных целей. На основное шасси могли устанавливаться различные типы кузова, поэтому спереди планировалась рессорная подвеска с цельным мостом, сзади — подвижная подвеска с листовыми рессорами.
Впервые на задний мост были установлены самоблокирующиеся дифференциалы. За пять лет было выпущено 57 экземпляров внедорожника с открытым верхом, для которых использовались три вида моторов. Позже именно по моторной комплектации эти 57 автомобилей разделили на классы.
[stextbox id=’alert’]Любопытный факт: именно G-класс послужил основой для создания папа-мобиля — средства передвижения папы римского в моменты появления на публике.[/stextbox]
Ford Falcon
Ford V8 Station Wagon можно смело назвать прапрадедушкой знаменитого полноразмерного кроссовера Ford Falcon. Дизайн салона, стилистическое оформление кузова Ford Falcon повторяет базу первого внедорожника компании 1937 года.
Начало производства Ford Falcon стартовало в 1960 году, пик популярности пришелся на 1972-75 годы, когда автомобиль стали делать в Австралии. Именно благодаря этому производство модели продолжалось 56 лет и было завершено только в 2016 году. На базе Фалькон был построен кроссовер Ford Territory в 2008 году.
В 1938 году компания Marmon-Herrington создала первый легковой автомобиль Форд с полным приводом, который и стал родоначальником современных кроссоверов фирмы. За основу была взята концепция универсала Ford V8 Station Wagon. В новой модели была запланирована ведущая передняя ось, передняя поперечная подвеска устанавливалась вместо двух продольных рессор. Производство завершилось в 1948 году, было выпущено около 200 экземпляров.