Стиль босодзоку и его разновидности


Босодзоку – это специфический стиль японских «сынов анархии», который впоследствии стал использоваться не только для тюнинга мотоциклов, но и автомобилей.

История термина

Стиль босодзоку и его разновидности

Больше полувека назад на улицах Страны восходящего солнца появились странные, яркие компании мотоциклистов. Их внешний вид, манера поведения и тюнинг мотоциклов выглядели столь безумно для скрытных, чтущих традиции, японцев, что вскоре их прозвали «Каминаридзоку» (в переводе значит «клан грома»). При этом термин представлял собой игру слов, связывающую банду с термином «камикадзе».

Стиль босодзоку и его разновидности

Мотоциклисты вели себя вызывающе, часто они совершали хулиганские выходки, устраивали публичные гонки и попросту веселили публику. Благодаря своему поведению, они часто попадали в новостные выпуски. В одном из репортажей журналист назвал их «босодзоку». Этот термин представлял собой сложную игру слов, включающую в себя такие понятия, как: семья, гонка, насилие, мафия.

Связь этих мотоциклистов с мафией, о которой так часто писали пять десятков лет назад, была сильно преувеличена. Конечно, случаи, когда якудзы использовала гонщиков для выполнения своих, не всегда законных поручений, бывали. Но говорить о том, что большинство босодзоку принадлежали к числу правонарушителей, все же нельзя. Конечно, хулиганство было у них в крови, но на серьезные проступки они, обычно, не решались.

Стиль босодзоку и его разновидности

[stextbox id=’info’]Постепенно банда гонщиков превратилась в субкультуру со своим индивидуальным неповторимым стилем тюнинга мотоциклов и автомобилей, а также собственным стилем одежды. Уже в 1970-х годах босодзоку превратились в настоящий культурный феномен, а сам термин стал обозначать не только ярких мотоциклистов, но и целый стиль тюнинга.[/stextbox]

Чем многочисленнее становилась эта субкультура, тем больше правонарушений было на ее счету. Постепенно ярких гонщиков начали считать кем-то вроде «шестерок» мафии. Большинство приверженцев бособзоку проживало в Хиросиме. В определенный момент эта субкультура стала настолько влиятельной и опасной, что власти официально объявили о своем намерении бороться с «бандами босодзоку». Правительство в этом преуспело. В начале 2000-х годов численность босодзоку резко снизилось, мода на эту субкультуру ушла, а вот стиль тюнинга остался. Причем постепенно радикально непрактичный, но безмерно-яркий тюнинг босодзоку стал завоевывать популярность уже по всему миру, в том числе и в России стали появляться до нелепого пестрые тюнингованные автомобили.

Стиль босодзоку и его разновидности
Жизненное кредо субкультуры Босозоку

Особенности стиля

Как и в любой субкультуре, гонщики «босодзоку» выработали свой уникальный и узнаваемый стиль, имеющий свои характерные особенности.

Как уже говорилось, изначально банды босодзоку именовались «кланами грома». И знаете почему? Все весьма прозаично: из-за дикого грохота мотоциклов и автомобилей, которые знаменовали появление на улице членов «банд босодзоку». Именно поэтому первым делом приверженцы босодзоку снимали глушители. Ничего не напоминает?

Стиль босодзоку и его разновидности
Тюнинг в стиле Гратян (Grachan)
  • Авторские, сделанные на заказ, зеркала заднего вида. Этот элемент пришел в стиль «босодзоку» еще с тех времен, когда это течение обозначало лишь несколько банд мотоциклистов, но никак не целую субкультуру. Мотоцикл меньше автомобиля, а следовательно, и меньше возможностей для тюнинга, поэтому зеркала стали переделывать первыми. В босодзоку они обычно имеют сложную геометрическую форму и яркую расцветку.
  • Темы из аниме, манг и блокбастеров. К субкультуре босодзоку обычно причисляли себя достаточно молодые люди. Они стремились походить на своих кумиров, которых находили в популярных мангах и голливудских блокбастерах.
  • Старые автомобили. У молодежи обычно нет денег, поэтому их автомобили и мотоциклы обычно были старыми. Именно поэтому тюнинг автомобилей обычно основывался на образе олдскульного ретрокара, в дизайн которого были аккуратно вплетены отсылки к популярным трендам.

    Стиль босодзоку и его разновидности
    Datsun 240 oldschool
  • Низкая посадка. Это вполне можно назвать фирменным знаком босодзоку. Абсолютное большинство ретрокаров, тюнингованных в стиле босодзоку имеют экстремально низкую посадку.
  • Токкофуку. Как и в любой молодежной субкультуре, босодзоку предполагала не только уникальный тюнинг своего транспортного средства, но и особую униформу. Термин «токкофуку» в переводе как раз и обозначает униформу. Отличительной чертой банд босодзоку стали военные брюки и ботинки с высокими берцами, дизайна Второй мировой войны. Чуть позже появились длинные плащи с различными лозунгами, которые стали носить участники определенных банд босодзоку. Элементы военной формы, которые использовались в этой субкультре, были необходимы для того, чтобы опротестовать свою связь с незаконными видами деятельности и дружбу с японской мафией. Многие исследователи говорили также о некой политической идеологии босодзоку, но по большей части все банды были лишены какой бы то ни было политической или социальной идеологии.

[stextbox id=’black’]Поскольку приверженцу этого культурного течения объединялись в банды, очень скоро в каждой из таких банд начал вырабатываться свой стиль и своя символика. Фирменные знаки, названия банд и лозунги тех или иных банд теперь составляли основу тюнинга автомобилей их участников.[/stextbox]

Разновидности босодзоку

  • Сякотан – этот стиль появился благодаря небывалой популярности одноименной серии комиксов. В этой манге рассказывалось о том, как двое не самых успешных братьев, ездят по стране на неимоверно стильном ретрокаре с максимально низким клиренсом. Своего рода главным персонажем этой истории была Тойота Соарер Z10. Эта модель впоследствии стала наиболее распространенной основой для тюнинга в стиле сякотан. Массивный автомобиль с вытянутым капотом, чуть приподнятой выхлопной трубой, характерными колесами, которые как будто разъезжаются от веса автомобиля (отрицательный сход-развал), — так выглядит классический автомобиль в этом стиле. Еще одной отличительной чертой сякотана часто называть хромированные диски с накладками. Благодаря этой детали колеса автомобиля выделялись, подчеркивая ее низкую посадку и создавая более внушительный, грозный вид автомобиля.

    Стиль босодзоку и его разновидности
    Toyota Soarer Z10
  • Вип – считается, что первыми поклонниками этого стиля стали японские гангстеры. У них уже были деньги, так что они могли позволить себе купить новый автомобиль для дорогого и непрактичного тюнинга, но вот лишнее внимание со стороны служителей закона им было не к чему. В отличие от всех остальных направлений босодзоку, вип предполагает тюнинг исключительно новых автомобилей представительского класса. Изначально якудза модернизировали лишь салон автомобиля, а также оснащали свой транспорт невероятно дорогой акустической системой, но нужно же было еще как-то подчеркнуть свой статус и деньги на дороге, а роскошный салон автомобиля издалека не разглядишь. Машины в стиле вип постепенно вновь стали оборудовать максимально, до нелепого низкой посадкой, дорогими дисками и шинами. Отрицательный развал шин в случае с машинами в этом стиле доходил до смешного: со стороны казалось, что колеса машины просто прогнулись и разъехались под тяжестью автомобиля. Вскоре машины стали украшать минимальной аэрографией, но все же в абсолютном большинстве случаев такие автомобили были монохромными, темными седанами представительского класса.
    Стиль босодзоку и его разновидности
    Bosozoku VIP

    Стиль босодзоку и его разновидности

  • Кюсья – в переводе с японского этот стиль обозначает «классический старый японский автомобиль». Появился он в противовес стилю вип. Поклонники кося хотели максимально отгородиться от мрачной полукриминальной славы босодзоку и подчеркнуть тот факт, что они не имеют никаких связей с криминальным миром. Предполагается, что такие автомобили должны быть максимально похожи на японский олдскульный ретрокар. Чем старше, тем лучше. Аэрография здесь не в почете, а если автомобиль и раскрашивают, то тема выбирается близкая эпохе Второй мировой войны.Стиль босодзоку и его разновидностиСтиль босодзоку и его разновидности
  • Янки – чуть позднее это направление тюнинга стали называть «Алоха». Уже по самим названиям становится понятно, что составило основу этого стиля. Наибольшую популярность эта разновидность босодзоку приобрела в 1980-х годах, когда в Японии вошли в моду американские сериалы и блокбастеры. Как следствие моды, на улицах Токио, Хиросимы и Киото появились яркие, раскрашенные в цвета традиционных гавайских рубашек, автомобили. Ядовито-желтые и кислотно-оранжевые автомобили, украшенные растительным рисунком или продольными полосами контрастного цвета – таким представляли японцы стиль янки. Американское кино не всегда было таким ярким, поэтому чуть позже стиль переименовали в «Алоха». Это слово переводится как «пожелание добра и мира», оказавшись на Гавайских островах, его можно услышать сотню раз за день. А заодно здесь можно увидеть сотни одинаковых с виду ярких рубашек с коротким рукавом. Этот легкомысленный предмет одежды и служил вдохновением для автовладельцев, решивших сделать тюнинг своего автомобиля в гавайском стиле «Алоха».

Стиль босодзоку и его разновидности

Стиль босодзоку и его разновидности

  • Гратян – это направление тюнинга предполагает подражание японским гоночным автомобилям 1970-1980-х годов. Их отличает максимально нефункциональный тюнинг, яркие расцветки, аэрография, и чудовищно гипертрофированный широкий кузов. По большей части, такие автомобили не очень-то пригодны для езды по дорогам, но вот внимание публики они привлекают моментально.

Стиль босодзоку и его разновидностиСтиль босодзоку и его разновидностиСтиль босодзоку и его разновидности

Стиль босодзоку и его разновидности
Армата T-15 в стиле Грачан

В 2000-х полиция объявила войну членам этого движения. Количество банд сократилось с пяти сотен лишь до нескольких десятков. Тем не менее, стиль тюнинга своей популярности не утратил, но претерпел резкие изменения. С машин исчезли лозунги и другая символика банд. Выделившиеся течения этого стиля тюнинга вновь стали смешивать, превращая свои автомобили в совершенно безумные и не всегда функциональные произведения искусства. Сегодня машин в стиле босодзоку по-прежнему очень много, и с каждым днем их становится все больше, но вот встретить тюнинг, исполненный в рамках какого-то одного из направлений практически невозможно.

Наглядная история о том, как дешёвый незрелый эпатаж послужил основой послевоенному японскому стилю молодых нонконформистов. Идеология вполне очевидна: понты и презрение к обществу. В истории таких субкультур прошлого отражается современный российский околосмотровой движ с беспечными стритрейсерами во главе с Марой Багдасарян. Вот только Япония переболела этим уже как четверть века назад, а в РФ красаучики на геландевагенах всё ещё открывают для себя миры.

https://www.youtube.com/watch?v=0KRqD4d5DFk

Подпишись на "ПроКроссовер":



Рейтинг
( Пока оценок нет )
Елизавета Олеговна/ автор статьи
Про кроссоверы