Если еще недавно, в 2021 году, доля автомобилей эконом-класса на российском рынке превышала 70%, а доля среднего класса составляла 16%, то к концу 2023 года доля эконом-класса снизилась до 36%, а среднего класса — выросла до 33%. Причина этого, как заявил 18 января президент Российской ассоциации автодилеров Алексей Подшеколдин, в том, что импортные автомобили (сейчас доля импортных автомобилей на российском рынке составляет 48%) попадают в средний класс, так как логистические расходы и другие платежи формируют конечную цену продажи автомобиля.
Подшеколдин привел в пример китайский автомобиль Jetta VA3. Его оптовая цена в Китае составляет 930 000 рублей, а в России он продается за 2,2 млн рублей, что составляет 238% или в 2,3 раза больше оптовой цены.
По словам Подщеколдина, розничная цена автомобиля формируется следующим образом: 3 000 рублей — таможенные сборы, 745 000 рублей — официальные сборы, 300 000 рублей — налог на отходы, 140 000 рублей — таможенные сборы, 7 000 рублей — налог с продаж, 215 000 рублей НДС, 30 000 рублей — оплата ОТТС (одобрение типа транспортного средства) и 50 000 рублей — установка устройств вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС). Еще 250 000 рублей с каждого автомобиля — это стоимость доставки. При такой схеме маржа дилеров и дистрибьюторов составляет всего 6,5 %, то есть 145 000 рублей с каждого автомобиля.