Планы расширить тарифный коридор в ОСАГО (обязательном страховании автогражданской ответственности) были анонсированы Центробанком России в июне этого года. В сентябре прошли парламентские слушания в Госдуме и в Совете Федерации по первому этапу реформы. Этим завершилось общественное обсуждение планов, и теперь ЦБ ждёт от депутатов замечаний и предложений. После принятия поправок проект по новым тарифам будет направлен в Минюст для регистрации.
Основные параметры реформы
Либерализацию системы автострахования предлагается проводить в два этапа.
На первом этапе планируется внести три основных изменения:
- расширение тарифного коридора;
- реформирование КБМ (коэффициента бонус-малус), зависящего от того, как часто водитель попадает в аварийные ситуации;
- коррекция КВС (коэффициентов по стажу и возрасту).
Дополнительные изменения, которые тоже обсуждались на слушаниях, относятся ко второй части реформы. В частности, предлагаются следующие изменения:
- отмена некоторых коэффициентов;
- решение вопросов перестрахования и компенсаций при банкротствах или уходов с рынка страховых компаний;
- изменение лимитов и сроков страхования.
Депутаты внесли предложение о страховании ответственности водителя, а не автомобиля.
Коридор базовых тарифов полиса предлагается увеличить на 20%. Сейчас этот диапазон равен 3432—4118 рублей, а предполагается увеличить его в обе стороны до 2746—4942 рублей. Источники в ЦБ считают, что средняя цена полиса при этом не увеличится.
Вступление этого указания в силу может произойти не раньше ноября 2018 г. Предполагаемое расширение коридора — это один из первых шагов в направлении формирования индивидуальной стоимости полиса для каждого водителя.
Корректирование коэффициента бонус-малус
Устаревшая система КБМ давала возможность нарушителям и мошенникам избегать наказания. К тому же многие пользователи не могли понять, почему у них несколько КБМ или как образована скидка.
Изменения в системе КБМ планируется ввести с начала 2019 года. Значит, к первому января водители должны уже иметь новый коэффициент. Учитывая необходимый период адаптации, проект должен быть принят уже в ноябре.
Коэффициент будет присваиваться водителю сроком на один год и не будет меняться в течение этого срока. Если у страхователя из-за аварий появилось несколько значений коэффициента, то ему будет присвоен наименьший из них.
Поправки по возрасту и стажу
Диапазон КВС, который сейчас составляет от 1,0 до 1,8, планируется увеличить до значений от 0,96 до 1,87. Это даст возможность увеличить тариф для 20% любителей риска, а для остальных 80% водителей тариф останется прежним или даже снизится.
По предположениям ЦБ, водители в возрасте от 18 до 24 лет наиболее склонны к рискованной езде. И превалирующее значение имеет именно возраст, а не стаж.
Страховщики поддерживают либерализацию ОСАГО и вносят свои предложения по реформированию. Они надеются, что эти нововведения позволят стабилизировать страховой рынок.