Краулер – робот-паук, который давно вышел из поисковых систем и фантастических фильмов и постепенно завоевывает умы ведущих инженеров автомобильных компаний. Сегодня это один из самых популярных классов радиоуправляемых моделей, которой по силам передвигаться по болоту, лезть на почти вертикальные стены и перешагивать через умопомрачительные препятствия.
Но компания Hyundai не занимается производством игрушечных автомобилей. Взяв за основу фантастический транспорт из «Звездных войн», концерн представил в 2019 году совершенно новую и уникальную концепцию – транспорт будущего, шагающий краулер Elevate. И пусть сегодня автомобиль (или вездеход) есть только в прототипе и игрушечном варианте сборки, руководство Hyundai однозначно стоит на позиции, что через год-два концепция станет первым помощником для служб спасения по всему миру.
Hyundai Walking Car
ходит как паук, ездит как автомобиль и бегает как ящерица
Шагающий автомобиль был представлен 8 января 2019 года на шоу в Лос-Анджелесе. Теоретически, роботизированные колеса позволяют машине переступать через стены, быстро ездить по асфальту чуть ли не и совершать кувырки.
Футуристический автомобиль, получивший техническое название Elevate, имеет четыре колеса и уникальную схему роботизированных ножек, которые могут не просто ходить, а «выписывать коленца». Каждая «нога» имеет до пяти «суставов», которые запрограммированы для передвижения по любой местности.
Презентация началась с того, что подобие автомобиля прекрасно ехало, затем перед препятствием краулер остановился, и началось что-то невообразимое. Кабина поднялась на ножки, и автомобиль пошел, спокойно перешагивая через метровые разломы, карабкался по стенам, поднимался и спускался по лестнице.
Кому это понадобится
В Hyundai планируют, что их разработка будет востребована не только службами спасения, МЧС и армией. Уникальность конструкции позволит проектировать и автомобили, идеально приспособленные для путешествий. Только представьте – семья отправляется на отдых, едет по шоссе, затем автомобиль переходит через бордюры, заезжает в лес, переступает через пеньки и вывозит счастливых пассажиров на прекрасную поляну.
Но в приоритете стоит разработка универсального блока для спасения людей в зоне стихийного бедствия. В 2019 году Hyundai представили только несколько вариантов, где и как можно использовать транспортное средство. На платформе, где встроена модульная архитектура, может устанавливаться один из вариантов специальных кабин. Для кареты скорой помощи кабина имеет выдвижные носилки и раздвижные боковые двери. Для службы спасения есть выставляемые ступени, которые можно спустить в провал до 10 метров и вытащить человека.
Отдельный модуль вмещает удобные подъезды для инвалидных кресел. Такой автомобиль поможет инвалидам совершать поездки и станет незаменимым для ежедневной жизни. Краулер поднимется по ступенькам до входной двери, выставляет подъездную дорожку, и человек без проблем въедет в кабину.
Как это работает
Классические радиоуправляемые краулеры, которые имеют массивную подвеску и широкие колеса, также способны карабкаться на валуны и преодолевать овраги. Но эти машины не могут ходить.
У всех краулеров четыре ведущих колеса и увеличенная колесная база. В конструкции используется оптимальное распределение веса для лучшего сцепления с поверхностью — это увеличивает проходимость модели. Используя сервоприводы, краулер способен просто повернуться на месте, мощная подвеска и высокий клиренс позволяют автомобилю держать кабину прямо, когда одно колесо въезжает на высоту. Но это все особенности класса, ни о каких шагах и прыжках речи нет.
Инженеры Hyundai для своего первого шагающего краулера разработали сложную систему электроблокираторов. При необходимости можно заблокировать одну из «ног» в нужном рабочем положении, сложить все ножки и, используя аккумулятор, развить высокую скорость по шоссе.
Технологически концепция Elevate основана на модульной платформе EV с возможностью автоматического переключения на один из пяти режимов езды (или ходьбы…). Каждая ступица колеса оснащена электроприводом. При необходимости для соединений ножек отключается питание, и они складываются по бокам корпуса. Пассивная подвеска максимально увеличивает эффективность аккумулятора, и автомобиль хорошо разгоняется по трассе.
[stextbox id=’info’]В концепции используется силовой блок и электронная начинка от электромобиля. В обычных условиях Elevate не должен ничем отличаться от соседних автомобилей на трассе. Ну, разве что кабиной. Даже для технического образца конструкторы Хендай выбрали кузов из фантастического фильма.[/stextbox]
Самая главная особенность по части комфорта заключается в том, что пассажиры внедорожника при езде по сложным участкам согласно законам гравитации вынуждены наклоняться в ту же сторону, что и весь кузов автомобиля. Особенно хорошо это знакомо владельцам такого монстра среди внедорожников, как великий и ужасный Jeep Wrangler Rubicon. Так вот в отличие от традиционных колёсных внедорожников, кабина шагающего краулера Hyundai всегда находится в горизонтальной плоскости. Независимо от того, ползет ли Элеват на стену, шагает по ступеням или катится по ухабам.
https://www.youtube.com/watch?v=ZqskC3UXPQk
Уникальны шарнирные конечности, которые управляются электроникой и имеют мягкое соединение с подвеской, способны преодолевать немыслимые препятствия. При этом каждое колесо (ну не поворачивается язык назвать автомобильное колесо «ножкой») имеет индивидуальный алгоритм работы и подстраивается под местность самостоятельно.
[stextbox id=’black’]Смогут ли инженеры корейского гиганта построить сперва действующий полноразмерный образец для реальной жизни – покажет время. Но судя по тому, что разработка ведется уже три года, и учитывая, что в культуре страны не принято хвастаться, можно сказать, что до выхода первого шагающего автомобиля осталось совсем немного.[/stextbox]