Двигатель

Двигатель автомобиля

Почему моторы умирают раньше срока: страшные сказки

Каждый начинающий водитель за время своего обучения сотню раз не меньше слышал ужасные истории о том, как ломается двигатель автомобиля. Поначалу кажется, что от любого движения мотор может прийти в негодность, но затем постепенно приходит понимание того, что двигатель, это лишь автозапчасть, которая ломается только по одной причине: из-за неправильного использования. Если вы аккуратный водитель, своевременно проходящий все техосмотры, мотор «не полетит». Рассмотрим самые страшные, смертельно-опасные для движка ситуации.

1. Перегрев.

Датчик температуры охлаждающей жидкости может «заползти» в опасную красную зону, а может и повалить пар из-под капота…

Выглядит это, конечно, очень страшно, но, как правило, все можно исправить на месте. Причин, по которым перегревается мотор, много, но самых распространенных всего три: жаркая погода, недостаток тосола и длительная езда на низких передачах. Двигатель – вещь максимально прочная и надежная, но при определенном «усердии» может «умереть» и он. Мотор может выдерживать очень высокие температуры, но и он имеет определенный запас прочности. Перегореть движок может по различным причинам.

  • Поломка охлаждающей системы. Испорченные лопасти вентилятора, порвавшиеся ремни, – все это может стать причиной смерти мотора. Вполне вероятно, что система охлаждения попросту износилась. Срок ее службы может быть весьма внушительным, но, если использовать ее «и в хвост, и в гриву», использовать воду, вместо специальной жидкости, она быстро придет в негодность. Во всех ее частях появится налет из грязи и нагара, который и станет впоследствии главной причиной повреждения мотора.
  • Плохой бензин. Длительное использование некачественного топлива легко может испортить двигатель. Топливо будет гореть слишком долго, чем и «убьет» мотор.
  • Неправильная настройка мотора. Сбои в системе зажигания нередко становятся причиной поломки двигателя.
  • «Полный газ» и первая передача. Именно на это чаще всего ругаются все инструктора на начинающих водителей. Так ездить, конечно, можно, но очень недолго. В этом случае мотор работает в условиях повышенных нагрузок. Естественно, через пару месяцев таких поездок мотор просто скончается от «перенапряжения».

Если двигатель получил серьезный «тепловой удар», это может привести к тому, что поршни начнут под давлением температур также перегреваться, а то и вовсе: гореть и плавиться. Замена поршней – это, конечно, печально, но не слишком. А вот если при плавящихся поршнях не глушить движок, можно довести автомобиль и до полной замены двигателя.

2. Клапаны.

Ехали вы себе спокойно по пересеченной местности, и тут вдруг из-под капота шум, лязг, скрежет. Отказал движок в работе…

Если перед поломкой мотор издавал нехарактерный для него грохот, то, вполне вероятно, проблема была в клапанах. Как и всегда причина неполадок с клапанами: неправильное обслуживание автомобиля.

  • Клапан может переклинить из-за высоких температур в двигателе. Виной всему все тот же пресловутый перегрев.
  • Вполне вероятно, что причина трагедии в поломанной пружине, из-за которой клапан оказался внутри цилиндра.
  • Еще одна причина проблемы с клапаном – прижимистость водителя. При использовании некачественного моторного масла и плохого топлива, на клапанах постепенно скапливается множество грязи и кокса, благодаря чему он перестает релевантно работать. Итогом такой «экономии» становится либо очень дорогостоящий ремонт, либо полная замена мотора.
  • Кстати клапаны могут постукивать и «подбрасывать» машину на дороге из-за «холодного хода». Если иметь привычку заводить зимой машину сразу, ни минуты не грея мотор, то такое будет происходить постоянно. Долгой жизни при таком подходе двигателю не видать.

3. Клин

И отказал мотор вам полностью и безапелляционно. Не работает он, и ни один механик уже помочь не в силах…

Произошел проворот вкладыша подшипника и переклинил вал. Причин тому может быть много, но, по большому счету, их можно разделить на две больших категории.

  • Нехватка масла. Смертельная и катастрофическая недостача масла в моторе приводит к тому, что некоторые части двигателя перестают смазываться полностью, что неизменно влечет за собой проворачивание вкладыша подшипника. Вполне возможно, в машине уже триста лет как не хватало масла, но это редко происходит. Чаще причина в поломке самого масляного насоса, который перестал подавать смазку в мотор. К этой же категории можно отнести неожиданное превращение масла в смолянистую, непригодную для двигателя массу. Итог масляной недостачи такого масштаба: проворот и клин. Ну а дальше только капремонт стоимостью в новый автомобиль. Причин, по которым можно обнаружить в двигателе солидол, несколько:
  • Неправильное применение. Если вы используете летнюю смазку в холодное время года, то, скорее всего, масло загустеет и утратит свои свойства.
  • Некачественная смазка. Не стоит использовать совсем уж дешевые масла, купленные у непроверенного производителя. Такая смазка легко может оказаться плохим, некачественным продуктом, который испортит ваш мотор.
  • Несвоевременная замена масла. Постепенно смазка начинает утрачивать свои свойства, в ней скапливается огромное количество примесей. Постепенно масло превращается в пластичный грязевой ком.
  • Перегрев. При температурах, превышающих рекомендованные в инструкции, смазка попросту свертывается и загустевает.
  • Примеси. В тех случаях, когда в машинное масло попала охлаждающая жидкость или какие-то другие примеси, смазка утрачивает свои свойства.
  • Перегрузка. Если вы ставите перед своим автомобилем невыполнимые для него задачи, рано или поздно это приведет к смерти мотора. Нельзя брать более мощную машину на буксир, нельзя с помощью малолитражки вытащить из ямы внедорожник. И не стоит радоваться, если у вас все же это получилось. Один раз повезло, а на второй – двигатель все равно не выдержит.

4. Вода

Ехал автомобиль резво и быстро, по лужам и холмам, по пересеченной местности. И заезжал он в самые глубокие заводи, и брызги фейерверком вырывались из-под колес. Вдруг пар начал из автомобиля сочится, треск послышался и грохот…

Если в мотор начала попадать вода, то здесь можно и до разорванного шатуна дело довести. А это, и правда, страшно. Причина может быть не только в любви водителя к глубоким лужам и болотистой местности, но и в банальной поломке системы охлаждения и поврежденной прокладке головок цилиндров. Тосол начинает затекать в мотор, и это также может «потопить» двигатель. Отследить такую поломку просто: если выхлоп автомобиля побелел, нужно немедленно везти автомобиль в мастерскую. Причем не ехать на нем, а именно везти на погрузчике.

Как не стать персонажем страшной сказки про смерть двигателя? Ответ на этот вопрос до смешного прост: следите и ухаживайте за своим автомобилем, используйте его по назначению, не устраивайте гонок по пересеченной местности и «заплывов» по болотам. Следите за уровнем масла и охлаждающей жидкости. Используйте качественное топливо и вовремя возите свою машину на техосмотр. Эта, самые простые меры предосторожности продлят жизнь двигателя на долгие годы.

Читать далее

Водяной впрыск BMW — эксперименты с новой турбо технологией?

Технология от Bosch не может считаться полностью инновационной — люфтваффе вермахта использовало технологию водяного впрыска на некоторых своих истребителях времен Второй мировой войны. Через восемьдесят лет система удачно подошла для двигателя BMW M4 GTS — этот серийный автомобиль использует систему водяного охлаждения воздуха во впускном коллекторе. В итоге разработчики добились некоторого увеличения производительности мотора и приблизили к нулю даже вероятность детонации.

Особенности технологии

BMW M4 GTS пришел на замену купе M3 E92 в 2014 году. Это первый автомобиль серии М, где устанавливался турбонаддув для трехлитрового двигателя и электрический рулевой усилитель. С 2016 года в воздушный патрубок врезали дополнительную систему подачи воды.

Воздух, проходя через компрессор турбины, нагревается до значительной температуры – не менее 320 о С. Проходя через промежуточный патрубок, в воздух впрыскивается порция воды, которая снижает температуру более чем в два раза — до 158 о С. Происходит сжатие воздуха и соответственно большая концентрация кислорода. Затем воздушная смесь попадает в цилиндры, где воспламеняет топливо.

Интеркулер воздух-вода достаточно эффективен. Кроме значительного снижения температуры, воздух попадает в цилиндр максимально сжатым — это отодвигает возможность возникновения детонации в сотни раз. Водяной впрыск отлично зарекомендовал себя во время набора оборотов до 5 000 в минуту.

Водяной бак располагается в багажнике автомобиля, форсунка врезана во впускной коллектор, инжекторы подают воду на площадь в 2 кв. см. с силой в 75 кг. Когда вода испаряется, происходит стремительное поглощение энергии и снижение температуры.

Подобную технологию использовали инженеры Subaru при комплектации своего спорткара WRX STI S209. Это первый автомобиль, который японский концерн не планирует продавать на родине. Для США изготовлено 200 экземпляров седана Subaru Impreza WRX STI S209, в котором используется 2,5-литровый оппозитник, турбонаддув и водяное охлаждение. Все использованные технологии позволяет выжать с этого силового агрегата 341 л. с.

M4 GTS BMW

Спортивный седан BMW, в отличие от Subaru Impreza WRX, имеет мощность в 500 л. с. И это только благодаря системе водяного впрыска. Без дополнительного охлаждения двигатель показывает свой максимум на уровне 430 лошадиных сил и 550 Нм. Но и это больше, чем полностью зафаршированная Субару. Автомобиль ориентирован на длительные поездки на большой скорости.

После успешного старта в 2019 году Bosch предложили свою разработку другим компаниям, которые желают увеличить мощность и безопасность своих моторов. Стоимость всей системы водяного охлаждения сравнительно невысока. Потенциальные клиенты не должны почувствовать разницу в стоимости.

Кроме увеличения производительности, инженеры Бош считают, что водяной впрыск способен снизить и потребление топлива на 13 %, на 4% — выбросы углекислого газа. Но чтобы добиться такой экономии, необходим изначально мощный мотор, который имеет принудительную индукцию и высокую удельную мощность, не менее 107 л. с. на один литр.
На сто километров будет расходоваться приблизительно 0,09 литра дистиллированной воды.

В M4 GTS предусмотрели пятилитровый бак, доливать воду придется после пробега 3 000 км. Поскольку вода полностью испаряется, отсутствует риск появления ржавчины внутри мотора.

Чтобы адаптировать систему водяного впрыска для холодного климата, инженеры планируют добавить в схему систему подогрева водяного бачка. Будет ли это тепло от двигателя или инженеры используют другие нагревательные элементы, пока неизвестно.

История инновации

Технология водяного впрыска, как говорилось ранее, впервые использовали на истребителях. Затем схему встраивали в гоночные автомобили. Для легкового транспорта водяное охлаждение использовала компания Oldsmobile для своего Jetfire 1962 года, а Saab позже предложил водяной впрыск на 99 Turbo S 1978 года.

Интересно, что до 2016 года технологию не лицензировала ни одна компания. Разработка от Bosch претендует на патент отдельного изобретения.

Читать далее

Porsche Cayenne Coupe станет гибридом уже в этом году

Porsche Cayenne Coupe выпускается в трех вариантах. Базовая модель с двигателем V6 выдает 335 лошадиных сил (249 киловатт) и 332 фунт-футов (450 ньютон-метров) крутящего момента. Модель средняя – S – выдает 434 л.с. (324 кВт) и 405 фунт-фут (549 Нм). И на вершине диапазона –  модель Turbo с ее мощным V8, которая производит 541 л.с. (403 кВт) и 567 фунт-фут (768 Нм). Но это далеко не всё.  (далее…)

Читать далее

Загорелся CHECK: что делать?

Загоревшаяся на приборной панели надпись «Check engine» пугает любого водителя. Значок этот обычно располагается под тахометром (датчиком, указывающим число оборотов двигателя в единицу времени). Иногда вместо этой надписи на приборной панели можно увидеть схематичное изображение молнии или просто слово «Check». Это означает, что нужно немедленно обратиться в автосервис и провести диагностику двигателя. Здесь опасность заключается в том, что неполадки в двигателе практически невозможно обнаружить без специальных инструментов и спецподготовки. Никакого подтекания масла или дыма из мотора вы не увидите. Более того, даже встроенная система автомобильной диагностики, которую стали ставить на многие модели автомобилей, не определит что именно произошло.

Вполне вероятно, что вы залили в бензобак некачественный бензин, не завинтили крышку бензобака, возникла проблема с тормозными колодками – все это может стать причиной мигания значка «Check engine». Так или иначе, если при повторном заведении мотора, значок продолжает мигать, вам просто необходимо обратиться в автотехцентр. В противном случае, вы рискуете стать участником ДТП. Кстати если выяснится, что вы проигнорировали появление объявления о необходимости проверить двигатель, вам легко могут отказать в выплате денежной суммы, полагающейся вам по страховке.

Самые распространённые причины Check engine: 1) датчик кислорода (лямбда зонд) 6.00%; 2) свечи зажигания/катушка зажигания – 5.66%; 3) каталитический нейтрализатор – 5.09%; 4) крышка топливного бака – 4.35%; 5) клапан адсорбера – 3.67%.

Расширенный перечень с наиболее частыми причинами активации значка «проверь двигатель» являются:

  • Когда значок загорается после выезда с АЗС, в большинстве случаев ничего страшного не произошло. Скорее всего, ваш двигатель в порядке. Припаркуйтесь и проверьте бензобак. Попробуйте закрутить посильнее крышку топливного бака. Возможно, также, на этой заправке не самое качественное топливо, которое вашей машине пришлось не «по душе».
  • Не стоит паниковать и в том случае, если этот значок начинает мигать, когда вы трогаетесь с места. Несколько секунд «Check» может гореть и при полностью исправном автомобиле. Вполне вероятно, что вы просто слишком резко двинулись с места.
  • Если «Чек» стал гореть оранжевым светом после того, как вы свозили автомобиль на мойку, то причин для беспокойства, скорее всего, нет. Под капот попало несколько капель воды. Просушите проводку и можно спокойно ехать дальше.
  • Если значок мигает при нажатии на педаль газа, то, скорее всего, вам придется заменить воздушные фильтры. Если после замены фильтров все еще горит значок, то попробуйте заглушить мотор и снова завести машину, лямбда зонд просто «заметил» изменение количества воздуха.
  • Проверьте, при каком состоянии двигателя включается значок «Check engine». Если на холостом ходу, нужно будет заменить индикатор дроссельной заслонки, на высоких оборотах – требуется заменить катушку зажигания.
  • Если еще до появления значка автомобиль потерял мощность, стал хуже разгоняться, и максимальная скорость заметно снизилась, то, скорее всего, катализатор выхлопа пришел в негодность. Значок «чек» – это уже «крик о помощи» вашего автомобиля, катализатор нужно было заменить уже давно.

  • В том случае, если значок замигал уже на трассе, то здесь причина может быть серьезнее. Припаркуйтесь и постарайтесь прислушаться к звукам, которые издает ваш мотор. Осмотрите движок на предмет выявления каких-то очевидных неполадок. Неплохо также посмотреть, хватает ли масла. В случае недостатка масла, долейте его и снова протестируйте мотор. Посмотрите, не отсоединился ли какой-то провод.
  • Стоит также осмотреть свечи зажигания. Если зазор достаточно большой, то это и есть причина того, что загорелся «Check engine». А вот если после замены свечей стал гореть значок, то, скорее всего, дело снова в некачественном бензине.

  • Не стоит переживать, если значок стал гореть после каких-то нововведений. Установка ГБО, сигнализации или замена какого-либо другого оборудования могут также стать причиной загорания индикатора работы двигателя. В этом случае нужно просто произвести перенастройку нового оборудования.
  • Проверьте качество работы топливного насоса. Без специальных инструментов это можно сделать только на слух. Если гудение ровное и непрерывное, то все в порядке, если есть какие-то перерывы в гуле или треск, то скорее всего причина появления значка именно в этом.
  • Довольно частой причиной появления значка «Check» становится зажигание. Для диагностики в этом случае вам потребуются тестеры и спецподготовка, так что все равно стоит обратиться в сервисный центр.

  • Обратите внимание на температуру охлаждающей жидкости, которую показывает ДТОЖ, если цифра на датчике превышает отметку в 90 градусов, лучше всего не продолжать движение вообще. Скорее всего, дело действительно в моторе, а ехать при неисправном движке опасно для вашей жизни и для других участников движения.

Обнуление «Чека».

Значок вполне может продолжать мигать, если причина его появления уже устранена. Проверив всевозможные причины появления «чека», необходимо сбросить показания датчика. Скорее всего бортовой компьютер не обновился, ошибка осталась в кэше. Откройте капот, найдите значок «Плюс» на аккумуляторе и выключите клемму. Спустя несколько минут можно вновь включить аккумулятор, и попробовать завести машину. Значок, скорее всего, перестанет гореть. Если же вам все еще рекомендуют проверить мотор, стоит послушаться и немедленно обратиться в сервис.

Как уже было сказано, в абсолютном большинстве случаев «чек» загорается при выходе из строя какой-то запчасти. Если вы исключили очевидные причины, вроде недокрученной крышки бензобака или плохого топлива, то лучше всего обратиться в сервисный центр, для исправления неполадки.
Читать далее

Чем опасно постоянно ездить на низких оборотах?

Каждый производитель ДВС закладывает средний показатель моторесурса для своих агрегатов. Для автомобилей европейских, японских и американских брендов это 300-350 тыс. км., для российского и корейского автопрома оптимальными считаются цифры в 180-200 тыс. км., для Китая — 120-150 тыс.

Крупные производители последние десять лет снизили ресурс своих ДВС, и двигатели «миллионники» уже не выпускаются. Даже при отличном обслуживании «плита» БМВ — мотор, который много лет ставили в пример отличной сборки и супервыносливости, не вытянет полмиллиона пробега без капремонта.

Не последнюю роль в уменьшении моторесурса мотора играет качество топлива и стиль вождения. Наиболее пагубной для любого ДВС, будь-то атмосферный, карбюраторный бензиновый агрегат или турбодизель является систематическая езда на низких оборотах.

Зависимость моторесурса от оборотов двигателя

Главное правило, которое должен запомнить выпускник автошколы – двигатель будет служить максимально долго, если для каждого режима (каждой скорости) выбирать свое количество оборотов. Есть режимы, при которых происходит минимальное и максимальное изнашивание деталей ДВС — правильная очередность позволяет вовремя раскручивать мотор, сжигая первичную накоксовку, и не использовать высокие обороты, если нужно добиться средней скорости.

После года за рулем, водитель вырабатывает свою манеру езды, предпочитает по-своему ускоряться и тормозить, находит лучший вариант для экономии топлива и пр. Вопрос о том, на каких оборотах лучше ездить, остается предметов постоянного спора. Рассмотрим конкретно, чем опасна постоянная езда на низких оборотах.

Сомнительные преимущества

Все водители старой школы предпочитают эксплуатировать автомобиль на низких оборотах, потому что в салоне практически не слышен шум от работающего двигателя — можно реально увидеть, что бензина потребляется меньше. И главное – так учат ездить в автошколе. Также считается, что такой режим эксплуатации увеличивает ресурс ДВС. Так ли это в реальной жизни? Обо все по порядку.

Что значит низкие обороты

Низкие обороты на бензиновом моторе это вращение коленвала не выше 2000-2500 об/мин., на дизельном двигателе — не выше 1100-1200 вращений в минуту. Водитель целенаправленно не поднимает обороты выше, помня о словах инструктора автошколы. Именно во время обучения инструктор говорит, что такая манера езды обеспечивает наименьшую нагрузку на двигатель и позволит значительно сократить расход топлива.

Действительно, во время обучения ученикам следует привить привычку не газовать. И езда на низких позволит новичку стартовать и переключать передачи на механической КП без рывков. Размеренная езда научит контролировать сцепление, даст уверенность и пр. Но после автошколы привычка ездить только на малых оборотах принесет больше проблем, чем преимуществ.

Расход топлива напрямую зависит от его количества, которое поступает в цилиндры двигателя. При низких оборотах поступление топлива сокращается до минимума, и кажется, что общий расход меньше. Но если посчитать эту экономию в сравнении с ремонтом ДВС, то преимущество начинает выглядеть как недостаток.

Проблемы с ускорением

Если автомобиль едет по ровному асфальту на 4 передаче со скоростью в 60 км в час, быстро ускориться можно двумя способами:

  1. Сохраняя 4 передачу, резко выжать педаль газа до упора.
    2. Переключить передачу на ступень ниже.

Если водитель выбирает первый способ и резко выжимает педаль газа, в цилиндры мотора, который и так работает с увеличенной нагрузкой, поступит максимальная порция топлива. При этом он что называется «захлебнется», поскольку мощность находится вне полки крутящего момента.

Обгон – та ситуация, когда потенциал мотора должен быть наготове.

Если водитель переключится на ступень ниже, он просто перейдет на режим оптимальной передачи, допустимой на такой скорости, и рывка ускорения не произойдет.

И в первом, и во втором случае расход топлива резко увеличится, что сведет к нулю предыдущую часовую «экономичную» езду.

Резко снижается как общая безопасность для всех участников дорожного движения, так и для конкретного водителя. Невозможность быстро ускориться может привести к аварийной ситуации.

Разбиваем мотор целенаправленно и уверенно

Любое движение автомобиля при выжатой педали газа на низких оборотах вызывает детонацию двигателя. ДВС будет постепенно разбиваться изнутри. Водитель это обязательно заметит, в моторе возникает вибрация — авто слегка трясет, и именно эта минимальная тряска при отсутствии шума воспринимается некоторыми новичками, как норма. Многие привыкли, что «детонация» — это чуть ли не взрыв снаряда, а если чуть трясет, то это же транспорт, а не детская коляска… При детонации постепенно разрушатся подшипники и моторные валы, затем наступит очереди коробки передач, сцепления и опорной подушки двигателя. В первую же очередь разрушатся поршни, вкладыши коленвала, растянется цепь ГРМ, произойдет стремительное коксование двигателя.

Масляное голодание

Кроме детонации, езда на малых оборотах приводит к масляному голоданию всех комплектующих двигателя. Процесс заключается в следующем: количество масла для смазки поступает на работающие блоки в соответствии с давлением, которое испытывает масляной насос. Работа насоса напрямую связана с количеством оборотов коленвала. Чем меньше обороты, тем меньше давление и тем меньше масла поступит на подшипники скольжения, смазка которых происходит в гидродинамическом режиме. При минимальном давлении в зазоры между вкладышами и коленвалом поступает минимальное количество масла, и износ деталей ускоряется на 40-60 %.

Коксование двигателя

Владельцам как бензиновых, так и дизельных авто рекомендуют систематически выезжать за город, разгоняться до максимальной скорости и ехать в таком темпе хотя бы 10 минут. Зачем? Повышение оборотов увеличивает температуру в цилиндрах мотора, и скопившийся нагар в камере выгорает. Это позволяет максимально использовать заложенный производителем моторесурс ДВС.

При езде на низких оборотах такого эффекта нет. Нагоревшие отложения постепенно закоксуют все узлы двигателя, и водитель столкнется с серьезными проблемами. Двигатель однозначно закоксован, если наблюдаются такие признаки:

  • мотор долго заводится;
    • чувствуется запах гари в выхлопе;
    • двигатель начинает «троить»;
    • теряется мощность;
    • наблюдается перерасход масла и топлива;

Если водитель предпочитает постоянно ездить на высоких оборотах, считая, что это лучший режим для эксплуатации, моторесурс ДВС можно смело делить на два. Постоянная езда со стрелкой тахометра в красной зоне приведет к тому, что узлы мотора и системы смазки будут работать в зоне критических нагрузок. Кроме основных силовых блоков, быстрому износу также подвергнутся комплектующие охладительной системы. Первой опасностью станет перегрев мотора.

При постоянной эксплуатации авто на высоких оборотах возрастает требование к качеству масла. Смазка должна максимально обеспечить масляную подушку между трущимися элементами коленвала. Если проигнорировать качество масла, то даже при нестабильных и несистематических переходах на высокие обороты могут забиться масляные каналы, что приведет к разрушению деталей распредвала, вкладышей коленвала (шатунных и коренных шеек, противовесов, упорного подшипника) и самого коленчатого вала.

Как же ездить

Для бензинового двигателя, в котором не используется турбина или компрессор, оптимальным режимом эксплуатации будет следующий:

  1. Держать обороты в пределах 2500-4000.
    2. Периодически выжигать нагар, увеличивая обороты до 5000-5600.
    3. При падении оборотов переходить на более низкую ступень.

Для турбированных агрегатов оптимальным будет держать обороты в диапазоне от 40-70% от максимальных. Такой режим и обеспечит уверенное управление автомобилем, и приблизит реальное время эксплуатации ДВС к его заявленному ресурсу. Обязательным является и раскрутка мотора на максимальных оборотах через каждые 4000-5000 пробега с использованием качественного масла.

Читать далее