Для большинства автовладельцев обслуживание двигателя ограничивается регулярной заменой моторного масла. Однако на современном рынке представлен широкий спектр специальных присадок для повышения эксплуатационного ресурса бензиновых и дизельных двигателей. По словам производителей, данные средства оказывают защитный эффект на дорогостоящий силовой агрегат, а при наличии небольших дефектов – восстанавливают поврежденные поверхности.
Виды присадок для восстановления двигателя
Присадки для двигателя в зависимости от назначения можно разделить на следующие типы:
— Антифрикционные;
— Защитные;
— Моющие (раскоксовывающие);
— Масляные стабилизаторы (влияющие на вязкость моторного масла)
— Топливные;
— Антикоррозионные;
— Комплексные.
Защитные присадки для двигателя
Защитные (реставрирующие) добавки выполняют коррекцию незначительных повреждений элементов двигателя, находящихся под нагрузкой (микротрещины, сколы, царапины).
Производители рекомендуют такие присадки для продления ресурса и повышения компрессии ДВС с большими пробегами. Реставрирующее вещество под воздействием высокого давления и температуры в двигателе образует металлокерамические монокристаллы, которые выравнивают поверхности цилиндров, поршневой группы и коленвала, а также препятствуют их дальнейшему разрушению. Никель, платина, кобальт и прочие элементы, входящие в состав таких добавок, легируют поврежденные места на глубину до 200 микрометров. Полное воздействие реставрирующих средств достигается примерно через 1000 – 1500 километров пробега.
Учитесь вождению? Тогда вам будет полезна пошаговая инструкция по выполнению параллельной парковки.
Как делать полировку лобового стекла своими руками, смотрите здесь.
Положительным моментом является тот факт, что защитные присадки не вступают в реакции с маслом и не изменяют его свойства – они воздействуют на металл двигателя.
Недостатки реставрирующих присадок обусловлены их свойствами: металлокерамическое напыление крайне устойчиво к механическому воздействию, следовательно, необходимую со временем шлифовку коленвала или цилиндров провести будет гораздо труднее.
Антифрикционные присадки в моторное масло
Антифрикционные присадки с содержанием хлора, парафина или соединений молибдена дополняют собой смазочную функцию моторного масла и образуют на трущихся элементах ДВС пленку, предохраняющую от образования задиров и заусенцев. Также благодаря антифрикционной пленке достигается временный эффект увеличения компрессии, снижается расход моторного масла и бензина. Автовладельцы применяют такие добавки после ремонтов двигателя для снижения трения и мягкой обкатки установленных деталей.
Моющие присадки
Моющие (раскоксовывающие) средства предназначены для очистки камеры сгорания, клапанов и поршневых колец от нагара, который образуется при работе двигателя. Они добавляются в топливный бак и при сгорании топливной смеси выступают катализаторами, избавляя мотор от нежелательных отложений. Размягченные частицы кокса в этом случае выводятся через выхлопную систему. Попутно происходит очистка всех узлов топливной системы. Данный вид присадок не предназначен для частого применения.
Другой вид раскоксовывающих химикатов предназначен для добавления в масло. Они очищают от нагара нижние кольца поршней, где, как правило, скапливаются максимальные отложения. Присадка заливается в систему примерно за 200 километров пробега до смены масла. Для лучшей работы очистителя рекомендуется эксплуатировать автомобиль в щадящем режиме: ограничить скорость езды и не достигать высоких оборотов двигателя. Вымытые отложения удаляются при последующей замене масла и фильтров.
[stextbox id=»alert»]Также существует большой ассортимент моющих присадок на основе солей магния и кальция, которые при добавлении в масло удаляют окислы и смолистые отложения в узлах наибольшего нагрева, таких как механизм клапанов, вентиляционная система картера.[/stextbox]
Присадки для стабилизации вязкости масла
Масляные стабилизаторы или антидымные присадки сохраняют степень вязкости моторного масла при повышенных температурных режимах работы. В результате исключается ситуация, когда слишком жидкое масло проникает в камеры сгорания, где сжигается вместе с топливом. Со временем эта проблема приводит к образованию отложений в цилиндрах. Визуально эта неисправность определяется по сильной задымленности сизого цвета из выхлопной трубы.
Следует обратить внимание, что масляные стабилизаторы пользуются большой популярностью у перекупщиков и продавцов автомобилей с пробегом. Они добавляют антидымные присадки непосредственно перед продажей машины, чтобы замаскировать неисправность двигателя, которая потребует дорогостоящего ремонта.
Другие виды присадок
Топливные присадки хотя и не добавляются непосредственно в двигатель, но позволяют оптимизировать его работу и продлить ресурс, а также избежать негативных последствий применения некачественного топлива. Очистители и дегидраторы удаляют из топливной системы грязь и воду, а октан-корректоры обеспечивают стабильную работу мотора и предохраняют клапаны и поршни от прогара.
Антикоррозионные добавки препятствуют возникновению окислительного процесса на металлических узлах и элементах, подверженных воздействию воды, кислорода и различных окислов путем образования защитной пленки. Обычно они содержат в своем составе щелочные сульфаты или соли магния, натрия, кальция.
[stextbox id=»alert»]Многие присадки по описанию производителей оказывают комплексное воздействие на двигатель, например, промывают, раскоксовывают и уменьшают воздействие трения на детали. Также часто встречаются рекомендации по системному применению нескольких продуктов одной фирмы для достижения максимального результата.[/stextbox]
Нужно ли применять присадки
Двигатель нового автомобиля с конвейера не нуждается в специализированных добавках. Достаточно точно выполнять инструкции производителя по марке и срокам замены моторного масла. В составе современных масел уже содержатся необходимые очистители, катализаторы и прочие элементы, чтобы обеспечить нормальное функционирование силового агрегата в течение расчетного срока службы.
Специальные химические средства уместно применять для двигателей с пробегом более 100 тысяч километров, а также эксплуатирующихся в экстремальных режимах.
Тем, кто решил использовать какую-либо присадку, необходимо помнить несколько общих правил:
- строго соблюдайте дозировку и интервал применения, установленные фирмой-изготовителем;
- правильно подбирайте присадки в зависимости от типа моторного масла (минеральное, полусинтетика, синтетика), иначе процедура не даст положительного эффекта;
- антифрикционные и защитные присадки добавляйте в свежее моторное масло (сразу после его замены), топливные присадки применяйте при минимальном уровне топлива в баке, если иное не предусмотрено инструкцией.
Отзыв на присадки для восстановления двигателя и мнение эксперта — в этом видео:
Итог
Присадки способны оказать положительный эффект на работу двигателя, но их действие носит временный характер. Важно понимать, какой результат хотелось бы получить: Если двигатель исправен, то применение специальных химикатов не требуется, а если мотор вышел из строя (упала компрессия, значительно вырос расход масла), то никакие добавки не отменят необходимости ремонтных работ. Присадки эффективны в качестве очищающего средства, желательны при обкатке двигателя после капитального ремонта, а также они могут продлить срок службы мотора с почти выработанным ресурсом на несколько тысяч километров пробега.