Причина многокилометровых заторов на междугородних трассах это аварии с участием машин, использующих резину не по сезону.Попытки решить эту проблему законодательно долгое время успеха не имели, но с 1 ноября 2015 года замена летней резины на зимние шины стала обязательной.
Время замены резины
1.Летние колеса. Зимой (декабрь, январь, февраль) езда на летней резине не разрешается.Региональные власти вправе увеличить зимний период эксплуатации шин.
2.Зимние колеса.
- С шипами противоскольжения. Использование шипованной резины для летних поездок (июнь, июль, август) запрещается.
- Фрикционные (не шипованные) шины, в просторечии – липучки. Запрета на летнюю эксплуатацию этого типа колес нет, но результаты тестирования липучки на эффективность торможения подтвердили ее непригодность к летним условиям с точки зрения безопасности. Дополнительным минусом является повышенный расход топлива и опасность разрыва зимней шины от перегрева, а также интенсивный износ протектора.
Конкретного срока смены резины не установлено, все зависит исключительно от конкретного региона и погодных условий. [stextbox id=»info»]Как правило, о необходимости смены резины напоминает в качестве рекомендации ГИБДД, о чем оперативно сообщается в местных СМИ. Но есть и негласное правило: если среднесуточная температура не превышает 7 градусов тепла — пора готовить зимние шины. [/stextbox]Естественно, выпавший снег — верный показатель того, что летние покрышки нужно заменить.
Маркировка зимних шин:
- Значки на боковине протектора M+S; M.S – аббревиатура из начальных букв английских слов Mad (грязь) и Snow (снег).
- Графический символ горной гряды со снежинкой внутри значка свидетельствует, что зимние шины прошли тестирование на заводе изготовителе.
В зимних шинах предусмотрен индикатор износа – на поверхности протектора нанесена снежинка или цифры 7, 6, 5, 4.
[stextbox id=»alert»]Минимальная допустимая глубина износа протектора зимней резины – 4 мм. В случае нарушения – штраф 500 рублей.[/stextbox]
При износе шин больше допустимого возникает риск аквапланирования. Во время оттепели, между шиной и дорожным покрытием появляется слой воды, с которым водоотводящие канавки зимней резины не справляются, и сцепление с дорогой частично или полностью теряется, при этом машина перестает слушаться руля. Установка зимних шин с направленным рисунком протектора решит данную проблему.
3.Всесезонные шины. Шины маркируются Tousterrain или «R+W», а также AllSeasons. Недостатки всесезонных шин:
- Необходимость чаще покупать новую резину. Двух комплектов сезонных шин при тщательном уходе и неагрессивной манере управления автомобилем хватает на 5-7 лет. Срок службы всесезонной резины 2-3 года.
- При минусовых температурах резина теряет эластичность, а вместе с ней и все необходимые качества для безопасной езды. К тому же резко усиливается износ протектора, и вся экономия, полученная при покупке, нивелируется.
Преимущества зимней резины
1.Эластичность. Каучук и добавки, содержащие кремний, позволяют зимней шине не терять мягкость. Летние шины жесткие и на морозе затвердевают еще больше. Пятно контакта с дорожным покрытием уменьшается, машина буксует и ее заносит на поворотах.
2.Рисунок и глубина поверхности шины. [stextbox id=»info»]Грубый рисунок протектора с большим количеством ламелей не дает снегу забиваться в прорези и канавки. Зимняя резина имеет узкий профиль, что положительно сказывается на устойчивости автомобиля.[/stextbox]
3.Наличие шипов позволяет:
- Эффективно использовать сцепные свойства шин.
- Тормозной путь сокращается независимо от состояния асфальта (мокрый он или сухой).
- Быстро разогнать автомобиль без пробуксовки колес.
- Обеспечить курсовую устойчивость на скользкой и заснеженной дороге.
- Повысить уровень проходимости по снегу.
- Уверенно себя чувствовать при внезапном скольжении автомобиля по льду и не позволить ему сорваться в занос.
Советы по выбору шин
Определиться с выбором между шипованными шинами и липучками поможет знание недостатков и преимуществ обоих типов шин.
- Без шин с шипами противоскольжения не обойтись при передвижении по проселочным заснеженным дорогам и на междугородних трассах. В городах, где улицы постоянно очищаются от снега и посыпаются реагентом, водители отдают предпочтение липучкам.
- К недостаткам ошипованной резины относят шум от шипов и увеличенный расход топлива. К тому же на зимнем асфальте тормозной путь несколько увеличивается и водитель не всегда готов к этой особенности ошипованных колес, что приводит к авариям. Шипы противоскольжения со временем изнашиваются и теряются, особенно при поездках по очищенному от снега и льда асфальту в больших городах. Автолюбителям приходится дополнительно тратиться на вторичную ошиповку и балансировку колес.
- Фрикционная резина (липучка) дешевле и комфортная, то есть почти бесшумная. Не теряет эластичность даже в сильные морозы, но во время оттепелей на обледенелой дороге автомобиль скользит и ухудшается управляемость. Тормозной путь при этом существенно увеличивается.
С вводом в действие нового закона, запрещающего эксплуатацию летней резины зимой, перед водителями, купившими второй комплект сезонной резины, встает вопрос о хранении колес.
Решаем вопрос хранения второго комплекта
1.Технический углерод, выделяемый резиной, вреден для здоровья и неприятно пахнет. [stextbox id=»alert»]Это надо учитывать, если решили хранить резину в квартире на антресолях или в кладовке. Частично решить проблему запаха и вредного испарения можно с помощью специальных чехлов для автомобильных шин.[/stextbox] Они оборудованы ручками для транспортировки и надежно защищают протекторы от пыли во время хранения.
2.Недостатки хранения шин в подвалах и чердаках или на открытом балконе – это сквозняки, перепады температуры и осадки, которые портят протектор. На застекленном балконе колеса накрывают, защищая от солнечного света. Ультрафиолетовые лучи разрушают резину.
О том, где можно и где рекомендуется проходить техосмотр для ОСАГО узнайте здесь.
Наступила необходимость замены прав? Узнайте, какие документы для замены прав нужно собрать и как лучше всего организовать процедуру замены.
3.Хранение шин в гараже. Колеса моют, высушивают, и упаковывают в пластиковые пакеты, оставляя открытыми для вентиляции. Протекторы хранят вертикально. Если шины на дисках, то складывают стопкой, предварительно накачав до рабочего давления. Колеса периодически осматривают, удаляя конденсат из пакетов.
4.Предпочтительный вариант – сдавать шины на сезонное хранение на станцию технического обслуживания (СТО) или на склад в шиномонтажную мастерскую. Услуга платная, но предоставляется в соответствии с нормами хранения (температура воздуха на складе поддерживается в пределах 15-25⁰С при влажности воздуха 60-70%).
Узнайте советы профессионалов по выбору хорошей резины вы найдете в этом видео:
Итог
Штрафы за нарушение требований технического регламента пока не предусмотрены. Но безопасность и здоровье автомобилиста не измеряется деньгами. Лучше не рисковать. Какие бы зимние шины ни приобрел водитель, вероятность аварии уменьшается. При выборе конкретного бренда учитывают интенсивность поездок, условия эксплуатации, манеру вождения, марку и особенности автомобиля, сильные и слабые стороны этого типа резины.