Рисунок протектора шины, его назначение и расшифровка


Рисунок протектора шиныБезопасность движения зависит от многих технических характеристик автомобиля. Роль шин при этом существенна, ведь через них проходят все рулевые, тормозные и ускоряющие процессы. Правильно подобранная покрышка — залог уверенной езды, поэтому важно знать расшифровку рисунка протектора на шинах.

Типы узоров

Использование шин в тех или иных условиях определяется видом узора протектора. Он позволяет эффективно отводить воду, снег или слякоть в местах контакта колёс с дорожным полотном. Рисунок покрышки принято разделять на две части — внутреннюю и внешнюю. Первая отвечает за манёвренность и устойчивость автомобиля во время поворотов, а вторая — за контакт с дорогой.

Все шины, выпускаемые производителями, разделяются по виду рисунка на три типа:

  1. Типы узоров протектора Направленные — такие покрышки характеризуются симметричной формой. На направление движения колеса указывает стрелка, изображенная на боковой поверхности, и сделанная над ней надпись ROTATION. Этот тип считается универсальным, имеющим отличное сопротивление аквапланированию. Широкие симметричные канавки убирают воду, а на сухом покрытии обеспечивают курсовую и поперечную устойчивость.
  2. Ненаправленные — рисунок на протекторе для правой стороны отличается от левой. Такие покрышки используются чаще всего на внедорожниках. Применение этих шин позволяет с комфортом выбираться из грязи как передним, так и задним ходом. Рельеф узора глубокий, нередко с дополнительными грунтозацепами. Устанавливаются протекторы согласно надписям — outside (наружная сторона) и inside (внутренняя сторона).
  3. Симметричные ненаправленные — не имеют различий между сторонами, поэтому их можно устанавливать как угодно. Относятся к дешёвому типу покрышек, отличаются мягкостью боковых граней и средними скоростными индексами.

Кроме этого, все покрышки различаются на зимние, летние или внесезонные. Главная задача первых — отводить снег. Выполняются они в виде зигзагообразных ламелей с глубокими каналами. Летние же разрабатываются так, чтобы выбрасывать наружу воду из места сцепления колеса с дорогой. Делаются они обычно с незамысловатыми продольными углублениями и узкими прорезями. Ширина и глубина их канавок небольшая. На ощупь же протектор, предназначенный для зимнего использования, мягче летнего.

Зимние шины

Внесезонные покрышки выпускаются со скруглёнными боковинами, такими же, как и у летних изделий. От зимних покрышек они заимствуют широкие канавки и рассечённые ламели.

Соответствие дорожному покрытию

Слово «протектор» произошло от латинского protector, что в переводе на русский язык означает «защитник». Главным элементом шины являются бороздки (канавки), от расположения которых зависит качество их контакта с дорогой. Для зимних шин характерно присутствие ламелей — узких надрезов на блоках покрышки. Существуют и узко предназначенные шины, например, гоночные (slick) — абсолютно гладкие.

Гоночные шины

Производители выпускают свою продукцию для использования на определённом типе дорог, поэтому условно все протекторы разделяются на следующие виды:

  • универсальные;
  • дорожные;
  • высокой проходимости.

К дорожному типу относятся покрышки, состоящие из шашечек или рёбер, разъединённых бороздками. Предназначены они для использования на грунтовых, асфальтированных или бетонных покрытиях. Характеризуются низким шумом и высокой износостойкостью. Зимний их вариант выполняется с острыми кромками и местами для ошиповки.

На универсальных покрышках в центральной части размещаются рёбра и шашки, а по бокам располагаются грунтозацепы. На дорожных покрытиях этот вид, как правило, шумный, его мягкая резина быстро приходит в негодность, а это, в свою очередь, приводит к увеличению расхода топлива. Из-за высоких шашек снижается устойчивость и манёвренность.

Шины с повышенной проходимостьюШины с повышенной проходимостью имеют грубый протектор со множеством расчленений, больше совпадающих с направлением вращения колеса, чем перпендикулярно ему.

Такой рисунок приводит к снижению сцепных свойств на скользкой дороге, но увеличивает курсовую устойчивость при движении по бездорожью. Шашки обычно расчленяются ламелями редко и неглубоко.

Интересные факты

Мало кто знает, что новый комплект шин необходимо «прикатывать», пока разделительный состав, используемый при производстве покрышек, не будет стёрт. Обычно для этого нужно проехать пару километров.

Шум автомобиля, появляющийся из-за формы протектора, в одном из 50 случаев становится причиной сердечного приступа.

Кроме того, маркировка в виде букв помогает определить назначение покрышки. Например, символы H/T (H/P) обозначают шины, рекомендуемые к использованию на шоссе, A/T — универсальный тип, M/T — для применения в грязевой местности, а S/T — на спортивных трассах.

Шоссейный тип обеспечивает оптимальный отвод влаги и низкий шум. Универсальный хоть и похож на H/T, но его характерным отличием является крупный рисунок с широкими щелями. Покрышка грязевого вида представляет собой крупные и глубокие шашки, при этом в узоре практически нет прямых элементов.

Шины для грязевой местности

Таким образом, при покупке шин обязательно учитывается рисунок протектора. Ведь правильно подобранная покрышка не только обеспечивает уверенное управление автомобилем, но и, согласно исследованиям, экономит до трёх полных баков бензина в год.

Подпишись на "ПроКроссовер":



Рейтинг
( Пока оценок нет )
admin/ автор статьи
Про кроссоверы