В Правилах дорожного движения власти прописали информацию о запрете использования шины с остаточной высотой протектора меньше 1,6 мм. Поэтому изношенные шины эксплуатировать как небезопасно, так и незаконно. Следить за состоянием резины нужно регулярно, тем более, что делать это можно, не имея специального оборудования, непосредственно перед поездкой.
Виды и причины износа шин
Помимо естественного износа из-за срока эксплуатации, есть ещё множество причин.
- Давление воздуха в шине повышено. Протектор в этом случае изнашивается неравномерно – стирается средняя часть по всему диаметру колеса. Чтобы исправить ситуацию, стравите давление до нужного значения. Рекомендуемые значения давления в колёсах указываются автопроизводителем в инструкции по эксплуатации. Учитывайте уровень загрузки автомобиля.
- Давление воздуха понижено. В отличие от предыдущего случая, рисунок протектора будет стираться по краям. Исправляем ситуацию нормализацией давления – подкачиваем колесо до нужного значения.
- Нарушение геометрических форм тормозных дисков или барабанов. Протектор изнашивается неравномерно распределёнными по всему диаметру пятнами. Помочь в этом случае может только замена тормозных дисков и последующая балансировка колёс.
- Неправильный развал. Пятно износа сдвинуто в одну сторону равномерно по всему диаметру. Решение – регулировка развала.
- Неправильное схождение. Рисунок протектора будто зачёсан набок расчёской в одну сторону. Решение – регулировка схождения.
- Блокировка колёс при торможении. Появляется одна видимая проплешина. От такого вида износа никуда не деться, всегда случаются экстренные моменты, когда резкое торможение неизбежно. Если торможение было длительным и на большой скорости, то обычная резина приходит в негодность после такого. Характеризуется неровностью хода, потерей плавности при езде. Решается только заменой шины.
[stextbox id=»info»]Повредить поверхность резины можно и при монтаже, особенно, если для извлечения и установки не применяется специальное оборудование. Чаще всего в этом случае страдают борты. Наезд на острые предметы и боковые порезы тоже явления частые, от них никто не застрахован. Перегружая автомобиль, можно и вовсе добиться разрыва боковых элементов шины.[/stextbox]
Как определить износ шины
Во многих современных протекторах производитель встраивает специальные индикаторы – наплавления каучука в глубине рисунка. Всегда можно визуально определить – когда рисунок протектора стёрся до уровня этого наплавления-индикатора, тогда и пора менять резину.
В числовых значениях допустимый износ шин (остаток глубины протектора) определяется законодательством следующим образом (по данным 2015 года):
- для мопедов и мотоциклов глубина определена > 0,8 мм (глубина ровно 0,8 мм уже предполагает штраф);
- для грузовых транспортных средств и прицепов массой больше 3,5 тонн > 1 мм;
- для легковых автомобилей – глубина > 1,6 мм;
- для автобусов > 2 мм.
[stextbox id=»alert»]Если индикатор износа шин отсутствует, замер производится с помощью специальных линеек или измерителей. Но есть проверенный способ определить допустимость износа без специальных инструментов. Под рукой достаточно иметь кошелёк.[/stextbox]
В кошельке должна заваляться двухрублёвая монета. Вставляете монетку головой орла вниз в рисунок протектора. Если голова не видна, то остаточная глубина ещё допустимого значения, можно ездить, если голова видна, то пора шины менять. У американцев таким же образом определяется износ с помощью металлического доллара. Видны волосы Вашингтона при опускании монетки вниз головой – пора «переобуваться».
Считаем реальный износ протектора
Покупая б/у резину или определяя остаточный ресурс у своей, автолюбители допускают распространённые ошибки в расчётах. Просто делят измеренный остаток на первоначальную глубину протектора, умножают на 100 и получают процент, отображающий износ. Ошибка здесь заключается в справедливости измерения остатка только в случае, если бы мы докатывали резину в ноль, но это недопустимо. Поэтому для подсчёта реального износа, применяем формулу:
где Нn– это глубина рисунка нового протектора,
Нf– измеренная остаточная высота протектора,
Нmin– минимально допустимая глубина рисунка протектора для этого типа шин (для зимних шин эта цифра увеличивается в два раза).
[stextbox id=»info»]В итоге Вы получаете процент износа. Остаточный ресурс получаем с помощью вычитания 100-Z. Если идёт речь о покупке б/у шин, то значение реального износа больше 50% говорит о том, что лучше такие шины не брать.[/stextbox]
Общие рекомендации
Износ (в том числе неравномерный) типичен для шин, это естественный процесс, но в силах водителя сделать всё, чтобы продлить срок службы резины. Несколько советов по профилактике:
- Каждые 5-10 тысяч километров меняйте местами колёса. С правой стороны переставляйте колёса на левую, а с левой на правую. Проделывать это желательно и с передними, и с задними колёсами. Это избавит Вас от неравномерности износа на протекторе.
- Проверяйте шины каждый месяц и перед дальними поездками, благо диагностику провести можно визуально и без специнструмента.
- Обязательно балансируйте колёса, это помогает избавиться от нескольких видов износа.
- Перед полноценной эксплуатацией обкатывайте шины. Не тормозите резко, не трогайтесь с места резко, соблюдайте скоростной режим в пределах 80 км/час первые 300-500 километров после установки новой резины.
Видео об индикаторе износа шин
Итог
Степень износа шин – фактор, напрямую влияющий на степень аварийности на дорогах. В особенности, этот фактор важен в зимний период. Следите за состояние шин, ведь от их состояния зависит не только Ваша жизнь, но и жизни водителей и пешеходов вокруг Вас. Визуальная диагностика и перечисленные выше профилактические меры существенно повысят безопасность Вашего автомобиля на дороге.