Профессионализм водителя — это, в первую очередь, умение передвигаться по снегу, песку и в гололед. Переезд снежных заносов и буксировка по пляжу при всей своей похожести требуют от водителя совершенно разных навыков управления и наличия дополнительных инструментов. Как ездить по снегу и песку, чтобы не закопаться в сугроб? Ниже — несколько простых, но действенных способов.
Особенности зимнего управления
Уже с середины осени автомобилисты начинают готовиться к первым заморозкам и подбирают соответствующую резину. Именно зимний комплект шин — первое условие для того, чтобы езда по заснеженным дорогам приносила удовольствие и была максимально безопасна. Что еще необходимо приготовить для безопасной поездки зимой?
Предварительные мероприятия
- Купить качественную незамерзайку и залить в бачок омывателя при первых заморозках. Опытные водители рекомендуют залить незамерзайку в любой, можно 200 мл, флакон с распылителем, и положить бутылку в бардачок. В течение зимы жидкость обязательно понадобится в самых неожиданных случаях — снять глубокую наледь со стекла или разморозить замок двери.
- Проверить давление в шинах, при необходимости подкачать.
- Лопатка для снега, скребок, щетка – эти инструменты всегда должны лежать в багажнике.
- На многих форумах автомобилисты рекомендуют держать на всякий пожарный случай пару кабелей для подзарядки аккумулятора, но на практике их используют сравнительно редко. Если автомобиль в сугробе, то трактор — это единственное средство спасения для российских дорог. Поэтому буксировочный трос — главный элемент зимнего комплекта.
- Сэнд траки. Современные пластиковые подложки под колеса могут выручить, если после ночи машину слегка занесло снегом, при выезде из небольшого сугроба.
- Опытные водители вместо траков берут в дорогу пару килограммов песка, смешанного с мелким щебнем, справедливо считая, что метровых досок в дороге они не найдут, а на пластиковые подложки надежды не много — могут зарыться в снег или согнуться.
Когда подготовка машины проведена, будет не лишним напомнить правила управления автомобилем на заснеженной дороге. Основные правила, которые нельзя забывать — это осторожность, бдительность и внимание – водитель должен быть готов к тому, что под небольшим слоем снега на любом участке дороги может быть лед.
Как управлять автомобилем зимой? Советы от профессионалов и практиков
Если начинается снегопад, необходимо включить противотуманные огни. Это поможет и водителю лучше ориентироваться, и его автомобиль станет более заметным встречному транспорту.
Снизить скорость для города до 40-60 км/ч, для трассы — до 60-80 км/ч, и увеличить расстояние между передним автомобилем. Если решились на обгон, бывает, что впереди идущий автомобиль едет совсем медленно — просигнальте ему, пусть уйдет немного вправо, чтобы было лучше видно дорогу.
Во время снегопада, а также при езде по укатанному снегу нельзя быстро ускоряться и резко тормозить — часто даже опытные водители сталкиваются с тем, что авто, чаще заднеприводное, теряет управляемость.
[stextbox id=’warning’]Тормозной путь на снежной трассе увеличивается на 70 -180 %.[/stextbox]
При движении в гору нельзя терять импульс мощности автомобиля — при спуске рекомендуется снижать скорость до минимума или тормозить.
Зимой водители не рекомендуют использовать круиз-контроль вообще, а полагаться только на свое мастерство и интуицию. В половине случаев, когда автомобиль заносило, причиной была нестабильная работа электронной системы, которая увеличивала скорость вместо снижения.
Второй главный момент — при работающем круизе водитель всегда немного расслаблен, надеясь на автоматику. На заснеженной дороге такого нельзя допустить — реакция водителя должна быть моментальной.
Держитесь правой полосы на многополосной дороге, соблюдая скорость не более 60 км/ч. Полный привод не спасет, если на скорости машину начинает заносить, он дает преимущество при прямолинейном движении на мокром асфальте и при правильном вхождении в поворот, но в момент заноса на участке льда даже спортивный кроссовер BMW X6 теряет управляемость, если скорость более 80 км/ч.
Если на приборной панели загорается чек ABS, это сигнал о том, что в работу вступила антиблокировочная система авто, колеса находятся на скользком участке. При торможении рекомендуется продолжить тормозить. Если значок загорелся во время езды водителя, также рекомендуют постепенно снижать скорость — нельзя резко сбрасывать педаль газа.
Если срабатывает система курсовой устойчивости во время набора скорости, горит ESC — это сигнал, что ведущие колеса начали буксовать, и рекомендуется прекратить маневр и снижать скорость вплоть до полной остановки.
Зимой часто на асфальте образуется ледяная корка — «черный лед», которую неопытные водители принимают за мокрый асфальт. Наледь образуется утром и вечером при плюсовой температуре воздуха, но минусовой температуре грунта. Если автомобиль попал в полосу «черного люда» и водитель чувствует вибрации, нельзя резко тормозить — снижать скорость необходимо постепенно, избегая резких поворотов руля.
Это самые простые правила управления автомобилем при езде по заснеженным трассам. Что делать, если машина уже попала в сугроб или застряла в снежной колее? Опытные водители дают несколько советов.
Как быстро выбраться с заноса или сугроба
Отключить систему трекшен-контроль, если она предусмотрена в комплектацию — это система которая должна помогать справиться с заходом в сугроб, но при выезде она только мешает, поскольку тяга машины стремится к нулю.
Не следует выжимать педаль газа до упора — необходимо купировать пробуксовку через раскачку автомобиля, слегка нажимая на педаль акселератора. Если предусмотрена механическая КП, порядок работы должен быть таким:
- Проехать пару сантиметров.
- Выжать сцепление, авто откатилось назад.
- Отпустить сцепление, продвинуться на пару см вперед.
Необходимо удерживать минимальные допустимые обороты двигателя, но не допускать скольжения колес при утрамбовке снега. Передние колеса должны стоять прямо без малейшего поворота — так достигается минимальное сопротивление снежного покрова.
Нелишним будет расчистить снег перед ведущими колесами и за ними. Можно посыпать снег песком, подложить сэнд трак.
Полноприводные авто быстрее выберутся с заноса и преодолеют сугроб без пробуксовки. Необходимо использовать пониженную передачу при выезде и обязательно выключить ее, как только автомобиль станет на ровную поверхность и начнет набор скорости.
Как не завязнуть в песке
В отличие от снежной дороги, езда по пляжу не требует таких долгих подготовок, но поездка на пляж может обернуться неприятными воспоминаниями о том, что автомобиль все время закапывался в песок и отказывался преодолевать песчаные дюны. Что необходимо помнить перед выездом на природу?
Лучшим вариантом будет использовать полноприводную версию. Авто с приводом 4Х4 намного лучше справляется с рыхлой почвой, чем моноприводные трансмиссии. Передний привод неплохо покажет себя на укатанном песке, но не на рыхлой поверхности. Маневрировать на полном приводе также значительно легче — колеса показывают минимальную пробуксовку.
Перед выездом на пляж рекомендуется снизить давление в шинах — здесь срабатывает правило, что чем рыхлее и суше песок, тем меньше давления должно быть в шинах. Не забывайте подкачивать шины при выезде на ровный асфальт. И если для зимы главным считается наличие незамерзайки в салоне, то для лета необходимо иметь под рукой компрессор, чтобы в любой момент проверить давление.
Необходимые инструменты, которые рекомендуется брать с собой летом:
- Лопата.
- Сэнд траки. Пластиковые подложки намного эффективнее работают при выезде с мокрого песка, чем со снега.
- Домкрат с широким основанием.
- Буксировочный трос.
- Вода.
Это минимальный набор, который поможет чувствовать себя более уверенно. Но что делать, если автомобиль уже застрял в песке?
Если во время езды чувствуется, что автомобиль начинает застревать, нельзя ускоряться. Песок — это не снег, и при увеличении оборотов колеса будут глубже закапываться. Необходимо остановиться и подложить под ведущие колеса сэнд траки, предварительно расчистив место под колесом. Сухой песок рекомендуется полить водой и утрамбовать.
[stextbox id=’alert’]Сэнд траки нужно подкладывать под колесо как можно плотнее, чтобы при малейшем рывке колесо заехало на подложку, а не зарылось еще глубже.[/stextbox]
Если песок очень рыхлый, колеса продолжают буксовать, необходимо дополнительно спустить давление в шинах и повторить маневр. Избегайте резких рывков руля, не входите в поворот при выезде на скорости, резко не тормозите.
На местности с сухим песком рекомендуется ехать по целине, а не по прокатанной колее. На сухом песке колея — самое опасное место для моноприводных машин. Если попали в нее, старайтесь ехать вразрез, пуская колею между колесами — чем выше передача, тем легче выбраться с сухого песка.
На мокром песке лучше, наоборот, держаться в колее, не выходить за ее борта — утрамбованный песок позволит преодолеть сложный участок.
В 70 % случаев, если необходимо преодолеть неширокий участок сухого песка, срабатывает правило: чем выше скорость, тем больше шансов проскочить сложный участок на моноприводе. Опытные водители рекомендуют во время проезда минимально крутить руль — лучше вообще его застопорить и ни в коем случае не снижать скорость. Молодые водители часто застревают на таких участках, потому что не выдерживают ход и преждевременно бросают педаль газа.
Песчаную дюну можно преодолеть только на высокой скорости, поэтому если необходимо ехать в гору, используйте ход. Если автомобиль потеряет разгон, вероятность того, что колеса забуксуют, очень высока. Если разгон потерян, надо не спеша отъехать назад и повторить маневр. Обязательно притормозить на горке — нельзя продолжать спуск, без осмотра местности впереди.
На всем протяжении пляжной дороги нельзя выключать полный привод и отказываться от понижающей передачи. Систему можно отключить только после выезда на ровный асфальт или стандартную грунтовую дорогу.