При движении на автомобиле по грунтовым дорогам, особенно в период затяжных дождей, довольно легко застрять. Выбраться из ловушки бывает довольно непросто. Как правило, в подобных ситуациях требуется помощь посторонних. Однако не всегда есть возможность найти помощников. В этом случае становится очень актуальным вопрос, как правильно выбираться, если вы застряли в грязи, а подмоги ждать неоткуда. Существуют варианты самостоятельного решения проблемы.
Распределение веса
Существенное значение имеет тип привода автомобиля. Как показывает практика, передний привод лучше справляется с преодолением болотистых участков.
Такое преимущество основано на большей маневренности.
Владельцам переднеприводных автомобилей рекомендуется выполнить следующие действия:
- Необходимо разгрузить заднюю половину авто. Переднюю следует, наоборот, загрузить. Если в салоне есть еще люди, пассажирам задних сидений нужно выйти. Остается только передний пассажир. Если водитель один, стоит переложить максимум вещей из багажника на пол у переднего сиденья.
- Трогаться с места нужно плавно.
- Опытным путем следует определить оптимальное направление и угол поворота рулевого колеса. Должно почувствоваться сцепление с дорогой.
Для автомобилей с задним приводом действия отличаются. Сказываются технические особенности устройства.
Порядок манипуляций следующий:
- Разгружать в этом случае нужно переднюю часть автомобиля. Пассажиров следует пересадить на заднее сиденье. Груз из салона можно переложить в багажник.
- Руль поворачивать нельзя. Его нужно ставить только прямо.
- Двигаться можно только задним ходом. Сильно газовать не стоит, плавное движение всегда эффективнее.
Если указанные действия не помогли, стоит поискать поблизости всевозможный мелкий мусор: ветви деревьев, щебень, камни. Все найденное нужно сложить под ведущие колеса и повторить попытку выбраться.
Использование домкрата
Если колеса не могут зацепиться за подложенный под них мусор, оказать помощь может обычный домкрат.
Запасливый водитель всегда возит с собой подложку для домкрата, ведь без нее поднять автомобиль не получится даже на сухом грунте, основание просто увязнет в земле. Опорой может стать как отрезок металлической плиты, так и широкая толстая доска.
Следует поднять ведущие колеса, после чего набросать под них большое количество веток и камней, тем самым обеспечивается надежное сцепление с дорогой. Дополнительным бонусом этих манипуляций становится то, что днище машины приподнимается над землей.
Раскачивание автомобиля
Еще один эффективный способ выбраться из грязи — раскачивание машины. Наиболее эффективно такая техника реализуется при наличии помощников. Однако все действия можно выполнить и самостоятельно.
Смысл метода состоит в циклическом перемещении автомобиля вперед и назад. Если пройденное расстояние в процессе раскачки начнет увеличиваться, машина освободится. В реализации этого метода имеет значение тип коробки передач:
- На механике следует быстро переключать первую и заднюю передачи. Чрезмерная пробуксовка может только усложнить ситуацию. Нужно стараться максимально использовать и инерцию самого автомобиля. При достаточном раскачивании следует попытаться резко добавить газа и выехать. Более медленный и менее эффективный способ — раскачивание сцеплением. К нему прибегают, если не хватает опыта для быстрого переключения передач. Движение автомобиля осуществляется на выбранной передаче, а в обратном направлении автомобиль откатывается при нажатии на педаль сцепления за счет силы инерции. Выжимать сцепление следует с такой частотой, чтобы машина постоянно раскачивалась. Как только колеса уверенно поймают твердую дорогу, можно выезжать.
- Раскачать автомобиль с автоматической коробкой гораздо сложнее. Переключать передний и задний ход быстро не получится. Единственный способ — использовать нейтральное положение коробки. Трогаться с места следует в ходовом положении, а нажатие на педаль сцепления заменяется быстрым переключением рычага в нейтральное положение.
Попав в сложную ситуацию на мокрой грунтовой дороге, можно проявить фантазию и постараться самостоятельно вытащить автомобиль из грязи.
Однако не стоит забывать о простейшем обязательном спутнике любого водителя — буксировочном тросе. Без него машину не отбуксировать, даже если рядом окажется трактор.