Если мы радуемся наступлению теплых дней, то вот для любой техники солнечные лучи даже более опасны беспрерывного холода. Все мы знаем, что если попробовать сесть в салон автомобиля, часок простоявший на солнышке, то ад покажется курортом на Баренцевом море. Однако все обстоит немного сложнее. Ядовитые солнечные лучи способны не только сделать микроклимат в салоне автомобиля невыносимым, но и превратить транспортное средство в настоящую бомбу замедленного действия.
Чем опасны солнечные лучи для автомобиля?
- Стекла. В древние времена с помощью пары зеркал и нескольких солнечных лучей легко могли сжечь целый город. При должном «умении» и «везении» легко можно спалить и собственную машину. Даже целые, без единой трещины, окна в автомобиле могут представлять опасность на жаре. Из-за прямого попадания солнечных лучей температура в салоне резко подскакивает, а вместе с этим повышается и давление. Стекла под воздействием температуры расширяются, а под действием давления, буквально выталкивающего их наружу, могут просто взорваться. Впрочем, это актуально только при очень высокой температуре на улице. В России, к сожалению, или к счастью, такие температуры – большая редкость.
[stextbox id=’alert’]Другое дело, если на лобовом стекле есть паутинка из трещин. Небольшой камешек, попавший в стекло под нужным углом, легко может организовать трещину на лобовом стекле, которая моментально может разрастись во внушительную паутинку. Она вроде бы и не портит обзор водителю, а, следовательно, и менять дорогостоящую деталь, как-то не торопишься.[/stextbox]
Вот только эта микроскопическая дыра в стекле, что зеркала у древних, легко может словить «солнечный зайчик» и поджечь автомобиль. Если же вы вынуждены томиться в пробке в самый разгар дня, то, скорее всего, захотите включить кондиционер.
Температура в салоне приблизиться ко вполне комфортным двадцати градусам, а снаружи будет все так же нещадно палить знойное летнее солнце. То есть снаружи температура поверхности стекла будет на несколько десятков градусов выше, а внутри будет комфортная комнатная температура. Такая разница моментально начнет «спорить» друг с другом, и едва заметная паутинка начнет превращаться в гигантские трещины на стекле.
- Краска. Если вы были в каких-нибудь жарких странах, то, наверняка, замечали, что большинство машин там имеют характерный оттенок. Причем, чем старше автомобиль, тем более кирпичного он оттенка. Если приглядеться, можно понять, что это не коррозия, это изменение всего цвета. Именно поэтому абсолютное большинство африканских сувениров черного или темно-коричневого цвета. Вовсе не из любви к пустыне их делают такими, по крайней мере, изначально их делали такого цвета вовсе не по этой причине. Все проще. Солнце выжигает все на своем пути, и все вокруг окрашивает в один цвет выжженной пустыни. Конечно, чтобы добиться такого эффекта, нужно какое-то время. За пару часов на солнце ваш краска вашего автомобиля не пострадает, однако, если постоянно бросать автомобиль под палящим солнцем, цвет автомобиля изменится. Чтобы избежать этого, парковаться лучше в тени, либо защищать автомобиль специальными чехлами.
- Пожароопасность. Если металл раскаляется до таких бешеных температур, что на капот вполне можно использовать в качестве сковороды, то что уж говорить о том, что твориться под капотом. Мягкий пластик, который защищает провода от такого хорошего проводника, как воздух, плавится. Транспортное средство моментально превращается в передвижную гранату. Любой искры, хоть от уголька зажженной сигареты, вполне достаточно, чтобы загорелась электропроводка автомобиля. Последствия такого пожара, думаю, описывать не нужно.
- Ядовитый воздух. Хорошо, если салон вашего автомобиля обтянут натуральной замшей. Тогда в жаркое время года, вам практически не о чем беспокоиться. Ну, разве что сиденья нужно будет почаще чистить. Впрочем, и в этом случае, следует помнить, что автомобильная замша пропитана большим количеством защитных составов, которые под воздействием горячего воздуха могут начать отравлять ваш организм. Что уж говорить о виниловых автомобильных креслах и сиденьях из искусственной кожи. Эти материалы созданы из опасных для человеческого организма материалов. Они вроде бы никак не способны навредить при комнатной температуре, но под воздействием горячего воздуха, винил начинает плавится и отравлять воздух в салоне. Если много времени провести в таком перегретом до предела салоне, лучшее, на что можно рассчитывать – отравление. Ну а худшее: аллергия, отек Квинке и другие малоприятные последствия вдыхания ядовитых веществ.[stextbox id=’warning’]Еще более опасен пластик, которого в интерьере любого автомобильного салона предостаточно. Точно так же, как искусственная кожа, под воздействием температур, пластик начинает выделять ядовитые испарения. Впрочем, чтобы нагреть салон до такого, нужно постараться. Расширяться пластиковые панели начнут быстрее, чем отравлять воздух. Двери начнут заедать, ручки перестанут работать и пр.[/stextbox]
Правила безопасности и простые лайфхаки
- Не оставляйте детей, стариков и животных в закрытой машине. Лет десять назад на весь мир гремела история о том, как американцы поджарили в своем автомобиле усыновленного в России ребенка. Мужчина должен был отвезти малыша в ясли, но решил заехать на пять минут в офис и попросту забыл о запертом в салоне ребенке. Вернувшись к автомобилю, в детском кресле отец обнаружил уже труп ребенка. Конечно, такие случаи большая редкость. Да и случается это только со злобными и неумными американцами… Многие так думают, но ежегодно в салоне автомобиля гибнут дети, старики и домашние животные. Не обязательно выдерживать запертого несколько часов, может быть достаточно и нескольких минут. Сердечные приступы, обезвоживание и элементарный тепловой удар – для всего этого может хватить и сорока минут на солнце. Если уж и решили оставить кого-то в салоне, стоит обязательно позаботиться о том, чтобы автомобиль стоял в тени, а в салоне была вода в зоне доступа. Помните, что если взрослый человек в состоянии хотя бы открыть окно и попросить о помощи, то маленькие дети и домашние животные лишены такой возможности, так что, оказавшись запертыми в салоне автомобиля, они обречены.
- Не оставляйте скоропортящиеся продукты в машине. Если зимой вполне можно себе позволить сначала купить все необходимое и сгрузить продукты в багажник, а затем уже со спокойной душой и чистой совестью бродить по торговому центру и тратить деньги, то вот летом этот сценарий уже не работает. В до предела нагретом багажнике все продовольственные товары моментально стухнут. Именно поэтому летом, в знойную погоду, лучше всего сначала бесцельно прогуляться по магазинам и кафе, ну а затем перед отъездом из торгового центра, купить все продукты.
- Ищите тень. Самый глупый, простой, но действенный способ. Если вы не озаботились покупкой специальной защиты от солнца, то, уж по крайней мере, найти тенек можно. Особенно, если планируете оставить автомобиль на длительное время. Именно попадание прямых солнечных лучей вредит автомобилю больше всего. В поисках прохладного места для машины обязательно подумайте, на какой срок вы планируете ее оставить. Тень в течение дня перемещается, об этом следует помнить.
- Защитите торпедо. Если вы уже в безвыходной ситуации, и на парковке нет ни единой возможности отыскать хоть что-то напоминающее тень, то поставьте машину таким образом, чтобы солнечные лучи не попадали на торпедо автомобиля (т.е. приборную панель, это название сейчас все так же актуально, хотя все уже давно забыли о его происхождении. Раньше для большинства европейских автомобилей панели для авто разных марок изготовляла фирма с этим названием. Вскоре слово «торпедо» стало обозначать любую приборную панель). Оказавшись на солнце, в автомобиле более всего нагреваются стекла и пластиковая приборная панель, под которой к тому же и вся проводка. Опасность нагрева этой части автомобиля очевидна, так что, если уж вынуждены бросить машину на солнцепеке, сделайте так, чтобы прямые лучи нагревали багажник и задние стекла, но не приборную панель.
- Приоткройте окна. Щель буквально в несколько миллиметров спасет салон от перегрева. Конечно, не стоит так делать, оставляя машину в опасном районе. И уж конечно, не нужно оставлять окна открытыми до предела даже на охраняемой парковке. Тем не менее, оставить минимальный, не видимый с улицы зазор, который не привлечет внимания воров, но поможет автомобилю пережить стоянку на жаре, вполне можно.
- [stextbox id=’black’]Сев за руль нагретого на солнце автомобиля, опустите правое стекло до предела, а затем несколько раз подряд откройте и закройте водительскую дверь. Такой способ помогает снизить температуру в салоне на несколько градусов меньше, чем за минуту. [/stextbox]
Как защитить салон автомобиля от солнца?
- Тонировка. Самый простой, казалось бы, способ. Специальная пленка на стеклах не пропускает внутрь салона солнечные лучи, благодаря чему внутри сохраняется комфортная температура. Тонировка бывает нескольких видов:
- Напыление – самый дорогой и неудобный способ, который сейчас применяют редко. Такая тонировка наносится только в условиях автомобильного сервиса, делать ее долго и довольно затратно. Снять ее можно только вместе со стеклами.
- Электронная тонировка используется сейчас все чаще. Подобная пленка полностью блокирует поступление света внутрь салона, она абсолютно непрозрачна, но стоит нажать на кнопку и… случается магия. Подведенные электроды подают сигнал, и пленка превращается в полностью прозрачные стекла, к которым никаких претензий сотрудники дорожной полиции не предъявят.
- Пленка – самый простой и недорогой способ. Ее можно купить где угодно. Наклеить можно самостоятельно, но лучше все же в салоне. Этот способ прост в применении, но имеет ряд серьезных ограничений. Задние окна автомобиля могут быть затемнены как угодно, а вот лобовое стекло иметь коэффициент пропускания света не ниже 75 процентов. Зеркальные пленки и покрытие «хамелеон» лучше не использовать вообще.
- Атермальные пленки – неплохой и недорогой способ защитить салон от солнца. Они ничуть не ухудшают обзор водителя, так как полностью прозрачны, но вот прямые солнечные лучи внутрь салона они не пропускают. Тем не менее, даже их нужно использовать аккуратно. Дело в том, что изначально стекла автомобиля пропускают не сто процентов света, а любая прозрачная пленка ухудшает светопроходимость, хоть и немного.
- Экраны. Специальные тонированные экраны можно купить в любом магазине автомобильных аксессуаров. Стоят они совсем недорого, можно уложиться в 500 рублей, а то и меньше. Вакуумный крепеж довольно прочный, но на стекле всегда будут характерные и неэстетичные метки на местах сцепки экрана со стеклом.
- Складные экраны со светоотражающей функцией. Стоит такой аксессуар также: до 500 рублей. Это обычное алюминиевое покрытие с пропененной сердцевиной. Такая нехитрая примочка, которую вполне можно изготовить самостоятельно, надежно защитит салон от лучей солнца и не испортит стекла.
- Шторки. Они стоят от 200 до 2000 рублей, в зависимости от фирмы и способа установки. Электрические и магнитные шторки чуть подороже, обычные – чуть подешевле. Обычно их делают из темной, пористой синтетики, которая не пропускает основную массу солнечных лучей. Бывают дорогие шторки, которые можно открывать и закрывать отдельно от стекол, бывают аксессуары попроще, с вакуумным креплением. Мода на такие шторки давно прошла, так что встретить их можно не часто, но примочка весьма удобная и эффективная, пусть и утратившая свою условную эстетичность.
- Чехлы. Если шторки и пленки помогают не превратить салон автомобиля в парилку особо строгого режима, то вот чехлы уже защищают весь автомобиль. Благодаря надетому чехлу краска на поверхности автомобиля не сменит свой оттенок. Крепить чехол нужно с небольшим зазором, лучше всего на рейлинги, картоп, или любые другие выступы, способные обеспечить небольшой зазор между тканью чехла и металлом. Минус чехлов заключается в том, что крепить такой чехол не легче, чем ставить палатку, так что актуален этот способ лишь в тех случаях, если вам нужно на длительное время оставить машину на солнцепеке.
- Навес. Самый простой, удобный и эффективный способ защитить автомобиль от солнца – поставить его под навесом. Ни в салон, ни на железо прямые лучи попадать не будут. Электроника не пострадает, сиденья не расплавятся, а краска не выгорит. Если видите в жаркий день навес, ставьте автомобиль под него. Лучшего места и быть не может. В России, где отметка градусника редко доходит до тридцати, такие навесы – большая редкость. А вот в более жарких странах они являются вынужденной необходимостью.