Для функционирования силового агрегата любого типа и конструкции необходима система транспортировки и обогащения топлива. Для этого в конструкцию топливной системы входит специальный насос, назначение которого заключается в создании необходимого давления из бака к камерам сгорания автомобильного двигателя. Поскольку на легковой технике самым распространенным типом силового агрегата является бензиновый мотор, соответственно, в рамках этой публикации рассмотрим устройство, принцип функционирования, виды и основные неисправности бензонасоса.
Бензонасосы бывают:
- механическими;
- электрическими.
Бензонасос механического типа
Этот вид насоса используется на старых, карбюраторных моделях силовых агрегатов. Зачастую местом его установки является головка блока цилиндров двигателя, поскольку в качестве привода для этого типа бензонасоса выступает распредвал. Давление в системе транспортировки топлива создается за счет мембраны насоса.
Внутри корпуса устройства располагается подпружиненная диафрагма (мембрана), в центральной части которой располагается специальный шток, взаимосвязанный с распределительным валом мотора. Вверху корпуса бензонасоса находятся выпускной и впускной клапаны, через которые проходит бензин при работе устройства. Пространство между верхней частью корпуса бензонасоса и диафрагмой как раз является основной рабочей зоной механизма, в которую засасывается бензин, и из нее уже далее поступает в карбюратор.
Об особенностях проведения капитального ремонта двигателя и его стоимости вы узнаете здесь.
Отзывы владельцев Рено Дастер — ценный источник, из которого можно узнать о плюсах и минусах автомобиля.
Поскольку для карбюраторных типов моторов не требуется высокое давление для впрыска топлива, бензонасос в этом случае выполняет лишь функцию его транспортировки для бесперебойной работы силового агрегата. После остановки двигателя насос перестает работать. Для того, чтобы потом запустить мотор, в карбюраторе предусмотрены специальные камеры, в которые заранее закачивается необходимое количество бензина.
Электрический бензонасос
Для инжекторных моторов применяются специальные электрические бензонасосы, которые могут располагаться непосредственно в баке, либо в топливной магистрали, обеспечивая постоянное, высокое давление. Например, в последних моделях инжекторных систем впрыск топлива осуществляется по аналогии с впрыском на дизельном силовом агрегате, то есть, бензин под высоким давлением впрыскивается непосредственно в цилиндр. Поскольку производительности одного электрического бензонасоса недостаточно для обеспечения этого, используется следующее конструкционное решение:
- В бензобаке автомобиля располагается стандартный электрический топливный насос, который необходим для создания рабочего давления в системе.
- На ГБЦ располагается механический топливный насос, который создает высокое давление бензина, и подает его для впрыска через форсунки.
Рассмотрим наиболее распространенные типы электрических бензонасосов. Их существует три:
- роторно-роликовый – размещается в топливной магистрали. Он состоит из электромотора, на валу которого смонтирован специальный роликовый диск. Принцип его функционирования заключается в том, что при вращении вала электродвигателя, топливо захватывается роликами, в результате чего оно немного сжимается, после этого под давлением подается в магистраль;
- шестеренчатый электрический бензонасос также монтируется в топливную магистраль и имеет схожий с роторно-роликовым типом принцип работы. Разница заключается лишь в том, что здесь топливо нагнетают зубья шестерни, которая вращается на валу электромотора;
- турбинный (центробежный) – является одним из используемых типов насосов, который устанавливается непосредственно в бензобак, а его выпускной патрубок подсоединен к топливной магистрали. Необходимое для транспортировки бензина давление создается при помощи крыльчатки, помещенной в специальный герметичный резервуар.
[stextbox id=»alert»]Важно! При запуске инжекторного двигателя топливная система уже должна находиться под давлением для обеспечения корректного впрыска бензина через форсунки, поэтому работой электронасоса управляет ЭБУ, активируя его перед включением стартера.[/stextbox]
Рассмотрим, что может пойти не так с разными типами бензонасосов.
Основные неполадки и особенности их устранения
В насосе механического типа может быть нарушена циркуляция бензина вследствие выхода мембраны из строя, некорректной работы клапанной системы, повреждения основных рабочих элементов привода: штока и балансира.
В насосах с электрическим приводом могут некорректно функционировать электромагнитные клапана, присутствовать механические повреждения основных нагнетательных элементов, окислиться контактные группы и т. д.
О неисправности механического бензонасоса на карбюраторном силовом агрегате свидетельствуют следующие признаки:
- Невозможность запуска двигателя.
- Резкое снижение мощности и разгонной динамики автомобиля.
- Мотор запускается и сразу же глохнет.
На инжектроных двигателях с электрическим бензонасосом можно заметить следующие признаки неисправности:
- На панели приборов загорелся CHECK ENGINE.
- Резкая потеря мощности.
- Рывки автомобиля во время движения.
[stextbox id=»info»]Отметим, что важной составляющей продолжительной эксплуатации бензонасоса любого типа является использование высококачественного топлива. [/stextbox]
Постоянная эксплуатация транспортного средства с использованием несоответствующего либо грязного бензина приводит к нарушению пропускной способности фильтрующих элементов, из-за чего насосу приходится работать под высокой нагрузкой, чтобы прокачать топливо через систему. Соответственно, из-за этого деталь быстрее выйдет из строя. Стоимость нового бензонасоса составляет 2-5 тыс. руб., в зависимости от модели транспортного средства. Однако дешевле будет поменять поврежденную деталь и восстановить работоспособность элемента. Для этого в продаже имеются наборы ремкомплектов для различных бензонасосов.
Самостоятельная замена бензонасоса
Замена бензонасоса механического типа:
- В подкапотном пространстве необходимо найти бензонасос.
- Снять топливные шланги с его штуцеров, предварительно послабив их хомуты
- Открутить все гайки, которые крепят топливный насос.
- Демонтировать элемент и слить в чистую емкость остатки бензина с него.
- Удаляем старые прокладки с посадочных мест и устанавливаем новые.
- Устанавливаем новый бензонасос, предварительно отрегулировав его шток, и крепим деталь гайками.
- Надеваем на место топливные шланги, и, используя рычаг ручной подкачки, заполняем бензином камеры.
- Запускаем силовой агрегат и проверяем работоспособность нового элемента.
Несколько сложнее замена электрического бензонасоса. Ее последовательность такова:
- Обесточиваем бортовую сеть, отсоединив клеммы от аккумулятора.
- Из бензобака необходимо аккуратно вытянуть предохранительный резиновый фартук, закрепленный на горловине. Сделать это можно при помощи плоской отвертки.
- Отсоединяем предохранительный клапан от фартука.
- Через багажный отсек необходимо подобраться к бензобаку, предварительно сняв его облицовку.
- Отсоединяем все провода и шланги от топливного модуля, откручиваем его крепление и извлекаем из бензобака.
- Проверяем целостность уплотнительного кольца, и в случае необходимости сразу его меняем.
- Для замены бензонасоса необходимо разобрать топливный модуль и извлечь неисправный элемент.
- Для того чтобы снять с насоса топливные шланги, их следует немного прогреть опустив в горячую воду, либо воспользовавшись строительным феном.
- Установка исправного электрического насоса осуществляется в обратном порядке.
В этом видео вы найдете детальную инструкцию по замене бензонасоса на ВАЗ 2115:
Итог
Исправность и корректное функционирование топливного насоса во многом зависят от качества бензина и своевременности замены фильтрующих элементов. Также на эксплуатации детали негативно отражается продолжительная работа бензонасоса «на сухую», то есть при низком уровне топлива в баке, либо его отсутствии. Если на автомобиле установлена инжекторная топливная система, лучше после включения зажигания выждать несколько секунд, за которые бензонасос создаст необходимое давление в топливной магистрали.