Хорошо это или плохо, когда быстро темнеет масло?


Довольно часто, делая техническое обслуживание машине, автолюбитель замечает, что в ней быстро темнеет масло. Хорошо это или плохо, зависит от ситуации. Но чаще всего водители думают, что тёмный цвет — это плохой признак. Однако мало кто из них представляет себе процессы, в которых участвует масло, и что обозначает изменение его цвета. Ведь темнеет оно по множеству причин, и не все из них опасны для двигателя.

Причины потемнения

Масло — это жидкое вещество, обладающее необходимой вязкостью, обеспечивающей безотказную и долговечную работу автомобильному двигателю. В его состав входят дистиллятные и остаточные углеводы, а также синтетические вещества. То есть моторная смазка — это сложное химическое соединение, состоящее из смеси веществ, не растворяющихся в воде. Она должна обеспечивать:

  • смазку трущихся деталей;
  • охлаждение частей двигателя;
  • очистку и предохранение мотора от вредных отложений и коррозии.

Быстро темнеет масло в двигателе

Условия работы масла в различных местах мотора отличаются по разным параметрам, в частности — температурному режиму.

В камере сгорания он достигает порядка двух тысяч градусов. Смазка активно окисляется и частично обгорает.

Образуются коксообразные отложения и тёмный нагар, содержащий металлические частицы и пыль.

В зоне цилиндр-поршень смазка образует тонкую плёнку, подвергающуюся воздействию температуры, лежащей в пределах 200−300 градусов. Часть фракций масла испаряется, а часть окисляется, образуя лаковые отложения. В результате ухудшается теплоотвод, и начинается пригорание поршневых колец. Цвет отложений изменяется от тёмно-коричневого до чёрного.

При работе мотора его картер редко нагревается более чем до 100 градусов. В этой зоне масло практически не окисляется. Но в случае повреждения корпуса происходит проникновение горючих газов, провоцирующих термический распад и повышение коррозионной стойкости смазки из-за увеличения концентрации продуктов распада. Если же температура в картере становится менее 35 градусов, происходит накопление шлама — липкой массы тёмного цвета.

Поэтому резкое почернение масла могут вызывать три причины: присадки, неисправности в двигатели, низкое качество продукта.

Влияние присадок

В составе смазки содержится большое количество присадок. Их задача — взаимодействовать с частями двигателя, обеспечивая установленный ресурс работы двигателя. Каждый производитель использует свой состав присадок. Основным веществом в нём является щёлочь. Её задача — нейтрализовать кислоты и противодействовать отложениям на деталях двигателя. Именно она убирает грязь, нагар, смолы, возникающие при интенсивном использовании автомобиля.

Из-за реакции нейтрализации при смывании нагара, грязи и сажи смазка изменяет свой цвет, при этом появляется характерный запах. То есть потемнение масла в этом случае обозначает эффективное воздействие щелочной присадки на части двигателя и их очистку. Но при этом если в смазке содержится чрезмерное количество отложений, то это говорит о снижении щелочного агента. Такое масло необходимо менять, так как загрязнения, содержащиеся в жидкости, приводят к перегреву.

Поломки мотора

Быстрое потемнение масла — чаще всего естественный процесс. Поэтому гораздо больше стоит опасаться не изменения цвета, а загустения жидкости. Именно оно в итоге приводит к повреждениям в двигателе. Если при заливке смазка начинает изменять свой цвет, это говорит о том, что мотор имеет сильные загрязнения или ранее использовалась смазка плохого качества. Необходимо промыть систему и снова залить смазку.

Но если чистота мотора не вызывает нареканий, а жидкость почернела, то следует провести диагностику машины. Так, изменение цвета может указывать на следующие поломки:

Темнеет автомобильное масло

  • износ цилиндро-поршневой группы, приводящей к попаданию продуктов сгорания в картер;
  • перегрев мотора из-за высокой зашлакованности, связанный с нарушениями температурного режима;
  • проникновение тосола, происходящее из-за износа или повреждения прокладки, располагающейся между цилиндрами и головкой;
  • возникновение дефектов в системе охлаждения, приводящих к смешиванию масла и антифриза;
  • попадание воды в смазку из-за повышенного конденсата или нарушения целостности корпуса.

Таким образом, изменение цвета на более тёмный — вполне допустимый процесс. А вот если после длительного использования оттенок не изменяется, то следует даже задуматься о качестве используемой смазки.

Подпишись на "ПроКроссовер":



Рейтинг
( Пока оценок нет )
admin/ автор статьи
Про кроссоверы