Любое руководство по эксплуатации автомобиля содержит в себе предупреждение, что прогрев двигателя на месте в некоторых странах мало того запрещен, но и не рекомендован с технической точки зрения. Тем не менее, есть категории автомобилей, чьи двигатели нужно прогревать в той или иной степени.
Пункт 17,2 правил дорожного движения РФ не позволяет стоять в жилых районах с заведенным мотором более пяти минут. Суть в том, что все это завязано на экологии, и при долгом прогреве мотора количество вредных выбросов в воздухе увеличивается.
«Атмосферники» требуют меньшего прогрева на мечте, чем моторы, которые оснащены одной или несколькими турбинами. За ночь турбина охлаждается, а после запуска двигателя горячие выхлопные газы пробираются через «улитку» турбины, тем самым разогревая ее до 1000 и более градусов. Тем не менее, данный элемент крайне чувствителен к перепадам температур, поэтому при резком запуске турбомотора механизм турбины с каждым разом будет активно изнашиваться. Отсюда и заключение, что нужно греть турбомотор, пока его детали не вышли на рабочие температуры.
Относительно старых двигателей, начиная годы их выпуска с 1970 и заканчивая 1999, они гораздо чувствительнее к перегреву. Дело здесь в том, что в те годы силовые агрегаты изготавливались при более низком качестве металлообработки, а также сыграло свою роль то, что нынешние передовые технологии в то время отсутствовали, так что хонингование не было доступно. Из-за грубой обработки элементов старые моторы требуют долгий разогрев, пока детали не достигнут рабочей температуры. Поэтому владельцам раритета рекомендуется прогревать двигатель в течение 15-20 минут.
Время прогрева также зависит от качества масла, залитого в двигатель. Чем качественнее масло, тем меньше времени требуется на прогрев. При выборе масла следует обращать внимание на вязкость, намного лучше брать маловязкие масла, среди которых можно отметить моторные жидкости со следующими индексами вязкости: 0w20, 0w30, 5w30, 5w40. Например, масло индекса 0w30 сверхтекуче даже в — 40°C, поэтому его можно смело заливать при нахождении в северных регионах. Тем не менее, у маловязких масел есть и плохая сторона. Сверхтекучие масла создают защитное пленочное покрытие менее плотным, именно поэтому при повышенной нагрузке на мотор ускорится износ трущихся элементов.
Если говорить о современных двигателях, то им хватает и минуты, чтобы масло прошло по внутренним магистралям головки цилиндров. Нужно слушать и смотреть на тахометр. Как только обороты упали, и ослаб моторный рокот, уже можно начинать движение, но первые 10 минут не рекомендуется резко газовать.
Как итог: прогрев в движении — постоянная практика, но после пуска рекомендуется двигателю поработать примерно 5 минут на холостых оборотах. Как было упомянуто ранее, российское законодательство это разрешает.