
Естественный процесс

При интенсивном использовании масло начинает терять свои смазочные характеристики, обычно это происходит после 5—10 тысяч километров пробега автомобиля. Естественным состоянием при этом является изменение окраса смазочного вещества, а именно его потемнение.
Факторы, вызывающие потемнение
Понять, почему это происходит, несложно, если изучить химический состав моторной смазки. По своей сути это сложная смесь, состоящая из соединения базовых масел и присадок.
Последних существует более 30 видов. Их введение в смесь позволяет уменьшить окисление, улучшить вязкость и термическую стабильность.
Во время работы двигателя образуются различные кислоты, попадающие в масло и вызывающие окисление моторной системы. Для снижения кислотности в составе присадок используются щёлочи. Они нейтрализуют соединения, а также убирают нагар и не дают появляться отложениям.
Иными словами, смазка при работе двигателя образовывает с кислотами химические соединения, удерживающиеся в веществе. Из-за этого кислоты не воздействуют на механические части, а коррозия замедляется. Но при этом во время работы механизмов образуются продукты горения, часть которых осаждается в смазочной жидкости, приводя затем к её потемнению.
За время использования масла происходит разрушение соединений, приводящее к ухудшению его защитных свойств. В результате на деталях образуются отложения, оседающие в растворе и приводящие к его загрязнению.
То есть естественные процессы потемнения связаны с двумя причинами:
- загрязнением двигателя;
- высокими промывочными способностями смазки.
Поэтому естественное изменение цвета вызвано удалением грязи, растворяемой в смазке.
Основные причины
Но случается и так, что масло залито, мотор почищен, а жидкость всё равно изменяет свой желтоватый цвет на тёмный оттенок.
Выделяют следующие восемь причин, приводящие к этому процессу:
- Насыщенность раствора щелочными добавками. Изготовители обычно разрабатывают свои формулы, позволяющие делать их продукт качественным и эффективным. Но при этом для удешевления производства некоторые добавки не используются, а просто заменяются щелочными растворами.
- Нарушение теплового режима. В случае сбоев в работе мотора возникают локальные перегревы из-за отложений, ухудшающих теплоотвод. Повышенный нагрев приводит к разрушению старых химических соединений и образованию новых, изменяющих цвет.
- Повышенное содержание сульфатной зольности. Под этим понятием подразумевается показатель, определяющийся количеством органических соединений, то есть несгорающими веществами при угаре. Чем их содержание выше, тем лучшими параметрами будет обладать смазка, а значит, и масло быстрее поменяет свой цвет.
- Разгерметизация блоков цилиндров. Происходит она из-за пробития частей цилиндров. В итоге продукты горения начинают перемешиваться с маслом, вызывая его почернение.
Повреждение маслосъёмных колец. Из-за нарушения их целостности бензин начинает смешиваться с маслом, разжижая его. В случае ослабления колец может возникнуть ситуация, при которой смазка, находясь на поверхности цилиндров, начинает сгорать.
- Картерные газы. Нарушения в работе вентиляционной системы могут привести к тому, что газы снова попадают в двигатель, приводя к дополнительному окислению мотора.
- Пониженное содержание щёлочи. Обычно некачественные смазочные жидкости содержат в своём составе мало щелочных добавок. Это провоцирует интенсивное появление грязи и осадка в составе смазки.
- Смена производителя. Если ранее использовалось масло низкого качества, а затем оно было заменено на лучшее, то из-за эффективной работы нового состава происходит усиленный отмыв мотора, а значит, и изменение цвета.
Таким образом, естественное потемнение — это неизбежный процесс, ведь нормальная работа жидкости характеризуется её способностью защищать двигатель от трения и смывать отложения.
Но при этом потемнение также может свидетельствовать и о неполадках в моторе, требующих его ремонта.



Повреждение маслосъёмных колец. Из-за нарушения их целостности бензин начинает смешиваться с маслом, разжижая его. В случае ослабления колец может возникнуть ситуация, при которой смазка, находясь на поверхности цилиндров, начинает сгорать.