Почти каждого владельца автомобиля в тот или иной момент останавливали полицейские. Хотя никто не водит идеально в 100% случаев, существует множество мер предосторожности, которые можно предпринять, чтобы снизить риск потери времени и получения штрафа. Для этого нужно узнать топ-10 причин, по которым инспекторы ГИБДД останавливают водителей.
Превышение скорости
Нарушение скоростного лимита, безусловно, является наиболее частой причиной, по которой водителей останавливают на дороге. На протяжении более двух десятилетий превышение скорости является причиной примерно одной трети всех смертельных случаев на дороге. В 2018 году превышение скорости стало фактором, способствующим 26% всех несчастных случаев на дорогах.
Если на дорожных знаках не указано иное, допустимая скорость движения составляет:
- 60 км/ч в городах.
- 90 км/ч за пределами населённого пункта.
- 110 км/ч на трассах.
Транспортные средства с прицепом могут выезжать из населённых пунктов со скоростью 70 км/ч, а по автомагистралям — 90 км/ч.
Дорожные инспекторы наделены полномочиями налагать штрафы на месте, а также приостанавливать действие водительских прав нарушителя или даже производить арест в случае вождения в нетрезвом виде.
Наказания за превышение скорости включают в себя:
- Превышение ограничения скорости на 10—20 км/ч — предупреждение или штраф в размере 100 рублей.
- На 20—40 км/ч — 300 рублей.
- 40—60 км/ч — штраф от 1 000 до 1 500
- Превышение скорости более чем на 60 км/ч — 2000—2500 р. Возможна дисквалификация на 4—6 месяцев, в случае повторного нарушения — лишение водительских прав на год.
Для «ручного» отслеживания этого правонарушения полицейские, как правило, используют различные перехватчики скорости движения: радары или инфракрасные датчики. Впрочем, благодаря камерам водитель может избежать остановки и получить штраф постфактум.
Медленная езда
Низкая скорость движения тоже является одним из поводов обратить на себя внимание сотрудников ГИБДД. Полицейский может счесть автомобиль, едущий гораздо медленнее ограничения скорости, слишком подозрительным, ведь неизвестно, чем было вызвано такое поведение. Например, водитель может находиться в состоянии опьянения или чувствовать недомогание.
В некоторых местах медленная езда попросту незаконна, поскольку мешает участникам движения и создаёт рискованные ситуации. В основном это касается скоростных участков дороги, таких как автострады. То же самое относится к полной остановке транспорта вне специальных площадок.
Так, человеку, едущему в левом ряду шоссе со скоростью ниже 40 км/ч, грозит штраф в размере 1500 рублей. Согласно Министерству транспорта России эта сумма может быть увеличена до 3 тыс. рублей в ближайшем будущем.
Ремень безопасности
Непристёгнутый ремень является частой причиной штрафов, а наказание распространяется как на водителя, так и на его спутников. Взыскание составляет 1500 рублей и 500 рублей соответственно, причём штраф первому будет выписан даже в том случае, если не пристёгнут был только пассажир.
Водитель не избежит наказания, объяснив, что пассажир отказался пристегнуть ремни безопасности. Если бы это было так — он должен был отказаться от перевозки человека или от поездки вовсе. Однако есть некоторые исключения. Обязательство использовать ремни безопасности не распространяется на следующие категории:
- Лицо, имеющее медицинскую справку о противопоказании к использованию ремней.
- Женщин с явными признаками беременности.
- Инструктора или экзаменатора автошколы в то время, когда ученик сидит за рулём.
- Сотрудника Федеральной службы охраны при исполнении служебных обязанностей.
- Медицинскую бригаду во время оказания медицинской помощи.
- Человека, которого перевозят на носилках или в инвалидной коляске.
Пассажиры автобуса, оборудованного ремнями безопасности, также должны пристёгиваться, о чём их обязан проинформировать водитель.
Ремни безопасности уменьшают количество травм при несчастных случаях. Для того чтобы его пристегнуть, требуется всего около двух секунд, поэтому это одно из самых простых нарушений, которое можно предотвратить, сохранив деньги и здоровье.
Технические проблемы
В соответствии с правилами дорожного движения на всех транспортных средствах должно быть установлено определённое оборудование, функционирующее правильным образом во время его эксплуатации. Автомобиль, не экипированный, например, ремнём безопасности или огнетушителем или оснащённый неисправным оборудованием (разбитая фара, неработающий указатель поворота), привлечёт внимание дорожной инспекции, и владелец получит штраф либо предупреждение. В эту категорию также входят явные незаконные модификации автомобиля.
Тонирование окон (в определённой степени) является незаконным, поскольку снижает видимость водителя. По закону способность лобового стекла пропускать свет должна быть не менее 75%, передних боковых стёкол — не менее 70%, затемнение остальных стёкол законом не регулируется.
Замеры уровня тонирования производятся на постах дорожно-патрульной службы уполномоченным лицом с помощью специальных приборов. В случае выявления нарушения на водителя налагается денежное взыскание в размере 500 рублей.
Нефункциональные или отсутствующие фары, габаритные огни, стоп-сигналы и указатели поворота являются частой причиной остановок. За такой проступок водитель может получить указание проследовать на техническое обслуживание, требование устранить неисправность на месте или штраф в размере 500 рублей.
Отсутствие действующего номерного знака может привести как к штрафу, так и к аресту автомобиля. Денежное взыскание или предупреждение можно получить за грязный, нечитаемый номерной знак. А также внимание сотрудников полиции привлекут следующие вещи:
- Предметы, подвешенные между водителем и лобовым стеклом.
- Лобовое стекло с трещинами, которые мешают обзору.
- Неправильная высота бампера: его высота не должна превышать 50 сантиметров на любом легковом автомобиле.
- Громкий выхлоп: каждый автомобиль должен быть оснащён глушителем в хорошем рабочем состоянии. Система выпуска не должна издавать или издавать резкие хлопки или треск.
- Плохо закреплённый груз: водитель должен защитить перевозимый груз от утечки, удара, смещения или падения.
Следует регулярно проводить технический осмотр автомобиля и устранять неисправности по мере их появления. Не стоит забывать и о предметах, которые должны находиться в каждом транспортном средстве, — огнетушитель, аптечка и знак аварийной остановки.
Опасное вождение
Опасное вождение — это безрассудные действия водителя, которые подвергают опасности жизнь и здоровье окружающих людей. Инспектор ГИБДД решает вопрос о наказании в зависимости от контекста ситуации и совершённого манёвра. Примером опасного вождения может являться проезд в местах, где это запрещено (например, через жёлтую линию или двойную жёлтую линию) или опасно, например, при движении вверх по склону или перед поворотом, когда транспортное средство приближается с противоположного направления. В общем, под эту категорию попадает всё то, что в народе называется «лихачество».
Разговор по мобильному
Во время вождения крайне небезопасно обращать внимание на что-то кроме дороги. Если полицейский увидит телефон около уха водителя, он непременно потребует остановки. Впрочем, для попадания в неприятности необязательно даже говорить по телефону. Просмотр видео, переписка и чтение с экрана смартфона также может повлечь за собой предупреждение или взыскание в размере 1500 рублей. Поэтому инспектор может остановить автомобиль, просто заметив, что водитель долго смотрит в сторону или на свои колени.
Несоблюдение дистанции
Другой опасной практикой вождения, которая часто привлекает внимание сотрудников полиции, является несоблюдение дистанции между автомобилями. Когда водитель держится слишком близко к задней части едущего впереди автомобиля, он не может объехать машину в случае её внезапной остановки, создаёт риск ДТП из-за тормозного пути и не получает достаточного обзора происходящего на дороге.
На самом деле в ПДД нет чёткого указания по поводу количества метров между машинами, так что сотрудник дорожной инспекции может действовать на своё усмотрение. Однако есть правило половины величины скорости автомобиля, которое на практике обозначает безопасную дистанцию в 3 метра. При ухудшении погодных условий (дождь, снег, грязь, туман) это расстояние увеличивается до 4—6 метров, в зависимости от состояния дороги. Дистанцию в 3 метра также нужно держать при остановке на светофоре.
Штраф за эту провинность составляет 1500 рублей.
Неправильное перестроение
Неправильная смена полос движения — очень частая причина ДТП. При перестроении на другую часть дороги нужно помнить три вещи:
- Запрещено перестраиваться на перекрёстке.
- Нельзя менять полосы движения, пересекая сплошную линию разметки.
- Перед перестроением необходимо предоставить 3 секунды предупреждения с помощью указателя поворота.
Нарушение любого из этих трёх пунктов приведёт к остановке по требованию и штрафу в 1500 рублей при первых двух случаях и 500 рублей — при третьем. Не стоит забывать, что парковка на обочине тоже считается перестроением и требует подачи специального сигнала.
Движение по левой полосе
Не нужно постоянно использовать левую полосу движения, если не стоит цели обогнать другое транспортное средство. Фактически обгон — это единственная причина существования левой полосы, однако она превратилась в дорогу для тех, кто хочет проехать быстрее.
Левая полоса является ближайшей ко встречному движению, и в целях безопасности эти участки должны оставаться открытыми, если нет особой необходимости. В случае если траффик не интенсивный и водитель некоторое время ехал по левой полосе — это даёт сотрудникам ГИБДД повод обратить на него внимание. Чаще всего можно отделаться предупреждением, однако за нерациональное использование левой стороны дороги нарушитель может лишиться 1500 рублей.
Наличие ориентировки и специальные мероприятия
Причиной остановки может послужить наличие у полицейских розыскной ориентировки, в которой говорится о том, что этот автомобиль (или похожий на него по марке, цвету, номеру или особым приметам) находится в угоне, участвовал в ДТП, водителем было совершено другое преступление или он стал его свидетелем.
Иногда сотрудникам правопорядка необходимо остановить водителя для того, чтобы он выступил в качестве понятого, предоставил своё транспортное средство при экстренных случаях или оказал другую помощь.
Порой автомобили останавливают для проверки документов и обыска на основании распорядительного акта при поимке преступника или, например, террористической угрозе.
Случаются также специальные акции, когда дорожные инспекторы располагаются в нетипичных местах и останавливают случайные автомобили (как правило, ночью) чтобы убедиться в трезвом состоянии водителя.