Трёхточечному ремню безопасности в 2019 году исполнилось 60 лет, а он по-прежнему с нами.
Мы все должны поблагодарить Volvo за то, что этим важнейшим защитным устройством комплектуется по умолчанию теперь каждый выпускаемый автомобиль.
- Первый трёхточечный ремень безопасности был установлен на Volvo PV544 в Швеции 13 августа 1959 года.
- После этого потребовалось несколько лет, чтобы эта технология завоевала популярность у автопроизводителей и общественности, поэтому первый федеральный закон США, предписывающий ремни безопасности, появился лишь в 1968 году.
- Volvo запатентовала свой дизайн ремня, но позволила его использовать любому, и даже сегодня компания по-прежнему предоставляет открытый доступ к данным своих краш-тестов.
Что за тонкую и прочную стропу вы надеваете каждый раз, когда садитесь в машину, которая спасла более миллиона жизней с 1959 года? Это безусловно трёхточечный ремень безопасности, и за его наличие в вашем автомобиле вы должны поблагодарить Volvo. 13 августа 2019 года ему исполнилось 60 лет, а «дедушка» дорожной безопасности по-прежнему популярен.
Для чего пристёгиваться?
Рискуя показаться назойливыми родителями или сойти за развешанную на дорожных щитах кампанию по безопасности, мы вновь повторим банальное правило: надевайте ремень безопасности всякий раз, когда вы находитесь в автомобиле. С физикой не поспоришь. Если ваша машина врежется во что-то, она быстро замедлится. Движущиеся тела имеют тенденцию оставаться в движении, поэтому, если вы не пристегнуты, угадайте, что происходит, когда ваша машина резко остановится? Вы продолжите движение.
Согласно законам физики, ремни безопасности не позволят вам вылететь из машины в случае аварии. Они также удерживают вас от столкновения с приборной панелью, потолком или дверями при аварии. Образно выражаясь, ремни противодействуют превращению вас в пушечное ядро.
Работа над ошибками
В конце 1950-х годов безопасность пассажиров удручала. Если ремни безопасности и были включены в комплектацию нового транспортного средства, они, как правило, представляли собой поясную петлю. Несмотря на то, что такие ремни лучше, чем их полное их отсутствие, они распределяют аварийное натяжение по более узкой области вашего тела, чем многоточечный ремень, а также не фиксируют расположение вашего туловища, оставляя и его и голову свободными для перемещения по салону во время удара. Учитывая то, что в ту эпоху внутренние металлические поверхности не всегда имели обивку (в отличие от современных салонов с мягкими и эластичным пластиком), то большинство пассажиров были как желтки в яйце — в ожидании яичницы-глазуньи.
Любопытно, но Volvo с готовностью признает, что их творению предшествовал другой трехточечный ремень, чьи стропы образовывали Y-форму, похожую на современный, с той лишь разницей, что пересечение приходилось на область живота пассажира, а не сбоку от сиденья. Третья стропа ремня уже соединяла этот узел с замком на сидении. Беда была в том, что большая часть устройства приходилась на мягкую часть тела и требовала некоторые сложности при посадке и застёгивании.
Инженер Нильс Болин полагал, что, хотя Y-образные ремни и делали шаг в правильном направлении с точки зрения адекватного распределения сил удара по более широкой области, вместе с тем было не менее важно обеспечить распределение нагрузок по твёрдым областям тела.
[stextbox id=’alert’]Таким образом, вместо того, чтобы ремню непредсказуемо вибрировать на теле обитателя салона, Болин разработал концепцию ремня, которая захватывает самые крепкие части: плечо, грудь и тазовую кость.[/stextbox]
Простота в использовании была ключевым фактором, и Болин остановился на простой форме V, которая позволяла пользователям лишь протянуть руку, схватить пряжку и просто тянуть её через тело к замку у основания сиденья. Вспомните ситуацию когда вы в последний раз были в самолете: даже поясной ремень, по крайней мере без намоточной катушки, требует двух рук для манипуляций с собой.
Общественное одобрение
С начала внедрения разработанных Болином и Volvo ремней безопасности в середине прошлого века неудивительно, что они не смогли сразу завоевать популярность. Даже Volvo устанавливали трёхточечные ремни только на передних сиденьях; автомобилестроителю потребовалось ещё восемь лет, чтобы добавить их также и на задние сиденья своих автомобилей.
13 августа 1959 года Volvo продала первый автомобиль с современной системой трёхточечных ремней покупателю в Швеции. Первыми Вольво, проданными с ремнями, были модели PV544 и Amazon 120, выпускаемые для Скандинавии.
[stextbox id=’warning’]Таким образом, Volvo стала первым автопроизводителем в мире, который в стандартной комплектации оснастил свои автомобили ремнями безопасности.[/stextbox]
После этого в Вольво потратили годы на то, чтобы убедить остальных производителей автомобильной промышленности, в том что ремни являются ценным и необходимым условием безопасности и сохранения жизни.
Публике демонстрировались многочисленные краштесты с манекенами в реальном времени, приводились данные и исследования, подтверждающие важность ремней. В Вольво даже отслеживали каждую аварию с участием своих транспортных средств в течение целого года в Швеции (всего 28 000 аварий) и предоставили данные, однозначно подтверждающие, что трёхточечные ремни помогли избежать гибели водителей и пассажиров и снизить травмы на 50–60 процентов.
[stextbox id=’info’]Хотя компания Volvo получила открытый патент на конструкцию ремня, однако не стала требовать какие-либо преференций за использование трехточечных ремней.[/stextbox]
С тех пор трёхточечный ремень сильно усовершенствовался, приобрел инерционные катушки, которые блокируются при резком торможении, преднатяжители, которые быстро натягивают ремни во время удара, ограничители нагрузки, которые уменьшают давление на груди пассажира, позволяя ремню под контролем расстёгиваться во время аварии и даже встроенные подушки безопасности для распределения нагрузки по большей площади.
Несмотря на эти достижения, базовый дизайн трёхточечного ремня не изменился с тех пор, как его создал Болин. Сегодня для обеспечения норм безопасности требуется обязательное оснащение ремнями каждого нового автомобиля, грузовика и внедорожника. Это основная система удержания водителя и пассажиров, в отличие от подушек безопасности, которые считаются дополнительными удерживающими устройствами, поскольку они лишь дополняют ремни безопасности.